11.06.2010 RA-0831G, Авиатика-890, АПБЧЖ, Ростовская обл

Предпосылки к летным происшествиям, летные происшествия

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Правила форума
В данном разделе обсуждаются только авиационные происшествия. Вопросы, связанные с профилактикой АП обсуждаются в форуме: http://www.saon.ru/forum/viewforum.php?f=7
Ответить
Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

11.06.2010 RA-0831G, Авиатика-890, АПБЧЖ, Ростовская обл

#1 Сообщение 502 » 30 июн 2010, 17:06

Телеграмма Межгосударственного авиационного комитета

от 23.06.10
№ 230530



ДАТА, ВРЕМЯ СОБЫТИЯ (МЕСТНОЕ И UTC) 11.06.10, 05Ч.25МИН. (01Ч. 25МИН. UTC) ДЕНЬ.
МЕСТО СОБЫТИЯ: РФ, РОСТОВСКАЯ ОБЛ.
ВИД СОБЫТИЯ: АПБЧЖ
ТИП ВС: САМОЛЕТ АВИАТИКА -890СХ
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ВС: RA-0831G
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: ЮЖНОЕ МТУ ВТ ФАВТ
СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ: ОТ 15.10.07
СОБСТВЕННИК: ОАО "МИРАЖ АЭРО", Г. МОСКВА
ЭКСПЛУАТАНТ: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ "РОСКАД"
СВЕДЕНИЯ О ВС: ЕЭВС.02.0209, ИЗГОТОВЛЕН ФГУП "РСК МИГ" 20.03.00, СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ОТ 05.04.10, СРОК ДЕЙСТВИЯ ДО 05.04.11, НАРАБОТКА СНЭ - 777Ч. 1931 ПОСАДКА, НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС И СРОК СЛУЖБЫ - 1800Ч, 5400 ПОСАДОК, ДО 20.03.15, (РЕШЕНИЕ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ОСКБЭС МАИ) МЕЖРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС И СРОК СЛУЖБЫ - 900Ч., 2700 ПОСАДОК, 5 ЛЕТ (РЕШЕНИЕМ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ОСКБЭС МАИ) ОТ 10.05.06, ПОСЛЕ ВЫРАБОТКИ НАЗНАЧЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСУРСА ДО 1-ОГО РЕМОНТА САМОЛЕТ ДОПУЩЕН К ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ), РЕМОНТОВ НЕ БЫЛО, ОСТАТОК НАЗНАЧЕННОГО, МЕЖРЕМОНТНОГО РЕСУРСОВ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СРОКОВ СЛУЖБЫ - 1023Ч., 3469 ПОСАДОК, 4 ГОДА 9 МЕС. 8 ДНЕЙ. 123Ч. 769 ПОСАДОК.
СВЕДЕНИЯ О ДВИГАТЕЛЕ ROTAX-912UL, ЗАВ.НОМЕР - 4402535, ВЫПУЩЕН 02.12.97 BOMBARDIER-ROTAX GMBH (АВСТРИЯ), НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС - НЕ УСТАНОВЛЕН, МЕЖРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС И СРОК СЛУЖБЫ - 1500Ч, 15 ЛЕТ, НАРАБОТКА СНЭ - 1077 Ч, РЕМОНТОВ НЕ БЫЛО, ОСТАТОК МЕЖРЕМОНТНОГО РЕСУРСА И СРОКА СЛУЖБЫ - 493 Ч, 4 ГОДА 6 МЕС.18ДНЕЙ.
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ ВВ-91Д-5-ДВУХЛОПАСТНОЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, МОНОБЛОЧНЫЙ, ТОЛКАЮЩИЙ, ФИКСИРОВАННОГО ШАГА, ЗАВ.НОМЕР - 507011. ПРОИЗВЕДЕН 10.07.05 ООО "ДИД" Г. МОСКВА, НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС - 600Ч, СРОК СЛУЖБЫ ПРОДЛЕН ДО 30.12.10, МЕЖРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС И СРОК СЛУЖБЫ - НЕ УСТАНОВЛЕН, НАРАБОТКА СНЭ - 126 Ч, РЕМОНТОВ НЕ БЫЛО, ОСТАТОК НАЗНАЧЕННОГО РЕСУРСА И СРОКА СЛУЖБЫ - 474 Ч, 6 МЕС 19 ДНЕЙ.
СВЕДЕНИЯ О КВС: ЛАГУЗА Н.Н., ПИЛОТ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ 1-ОГО КЛАССА, МЕТЕОМИНИМУМ - ДЕНЬ ПВП 150Х3000Х10, ОБЩИЙ НАЛЕТ - 10129 Ч, НА АВИАТИКЕ - 890СХ - 926Ч.
МЕТЕОУСЛОВИЯ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, БЛИЗКИЙ К МОМЕНТУ АП: ПОГОДА В РАЙОНЕ АП ОПРЕДЕЛЯЛАСЬ ОБЛАСТЬЮ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, ФРОНТАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ НЕ БЫЛО. ЯСНО, ВИДИМОСТЬ 40КМ, ВЕТЕР У ЗЕМЛИ 70 ГРАД., 2 М/С, ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА 20ГРАД. С, АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ 752,7 ММ.РТ.СТ.
МАРШРУТ ПОЛЕТА: ПОСЕЛОК ПРУДОВЫЙ - ВРЕМЕННАЯ РАБОЧАЯ ПЛОЩАДКА АХР.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ, В Т.Ч. ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ ОБЪЕКТОВ: КВС ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ ПОВРЕЖДЕНИЙ НАЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕТ.
КОЛИЧЕСТВО И МАССА ГРУЗА НА БОРТУ: ГРУЗ ОТСУТСТВОВАЛ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОБЫТИЯ: ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, КВС ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПОЛНИТЬ ПЕРЕЛЕТ ИЗ ПОСЕЛКА ПРУДОВЫЙ НА ВРЕМЕННУЮ РАБОЧУЮ ПЛОЩАДКУ АХР. НА ПЛОЩАДКЕ АХР ПЛАНИРОВАЛАСЬ ЗАПРАВКА САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ И ХИМИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ.
ВЗЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ С АСФАЛЬТИРОВАННОЙ ДОРОГИ С МАГНИТНЫМ КУРСОМ 60 ГРАД., СО СЛОВ КВС, ПОСЛЕ ОТРЫВА ВС ОТ ДОРОГИ, В РАЗГОНЕ СКОРОСТИ ДЛЯ НАБОРА ВЫСОТЫ, НА ВЫСОТЕ 1,5-2М ОН УСЛЫШАЛ ПОСТОРОННИЙ ЗВУК И ПОЧУВСТВОВАЛ ВИБРАЦИЮ ВС. САМОЛЕТ НАЧАЛ КРЕНИТЬСЯ В ПРАВУЮ СТОРОНУ ДО 10-15 ГРАД. ПОСЛЕ ОТКЛОНЕНИЯ РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ В ЛЕВУЮ СТОРОНУ САМОЛЕТ ПЕРЕШЕЛ В ЛЕВЫЙ КРЕН 5-7 ГРАД. ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИЛО СНИЖЕНИЕ ВС. САМОЛЕТ С ЛЕВЫМ КРЕНОМ СТОЛКНУЛСЯ С ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЗАКОНЦОВКОЙ НИЖНЕЙ КОНСОЛИ КРЫЛА, БАКОМ ХИМИКАТОВ И ЗАКОНЦОВКОЙ ВЕРХНЕЙ КОНСОЛИ КРЫЛА. САМОЛЕТ РАЗВЕРНУЛО В ЛЕВУЮ СТОРОНУ НА 130-140 ГРАД. КВС ВЫКЛЮЧИЛ ДВИГАТЕЛЬ, ОБЕСТОЧИЛ САМОЛЕТ И САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕГО ПОКИНУЛ.
СТЕПЕНЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС: САМОЛЕТ ПОЛУЧИЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ БОРТОВЫХ САМОПИСЦЕВ: БОРТОВЫЕ САМОПИСЦЫ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ КОНСТРУКТИВНО. GPS НА БОРТУ НЕ БЫЛО.
ФИЗИЧЕСКАЯ ХАР-КА Р-НА МЕСТА СОБЫТИЯ: ПРЕВЫШЕНИЕ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ НАД УРОВНЕМ МОРЯ СОСТАВЛЯЕТ 100М. АСФАЛЬТНАЯ ДОРОГА РАСПОЛОЖЕНА НА НАСЫПИ, С ПРЕВЫШЕНИЕМ 1,5 М ОТНОСИТЕЛЬНО ВСПАХАННОГО ПОЛЯ.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА АОН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ САМОЛЕТ ДАННОГО ТИПА;
- ВЫПОЛНИТЬ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ОСМОТР УЗЛОВ КРЕПЛЕНИЯ КРЫЛА, СОСТОЯНИЕ РАСЧАЛОК И СТОЕК БИПЛАННОЙ КОРОБКИ, НАДЕЖНОСТЬ КРЕПЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ВИНТА НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ;
- ИСКЛЮЧИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗЛЕТОВ И ПОСАДОК НА ПЛОЩАДКИ, ДОРОГИ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ РЛЭ, УКАЗАННЫМ В РАЗДЕЛЕ ОБЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КРАП. ГОРЮНОВ Б.А.

КОНЕЦ.
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: 11.06.2010 RA-0831G, Авиатика-890, АПБЧЖ, Ростовская обл

#2 Сообщение 502 » 18 сен 2010, 07:51

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)

Начальникам Управлений
государственного авиационного
надзора и надзора за обеспечением
транспортной безопасности

08.09.2010 г. № 6.1.12-954

Довожу информацию из окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС (единичный экземпляр воздушного судна) самолетом «Авиатика - 890СХ» RA-0831G и основные причины авиационных событий с самолетами Авиатика-МАИ-890СХ, выполняющих полёты в воздушном пространстве РФ.
11 июня 2010 года при выполнении взлета для перелета на временную рабочую площадку АХР, в районе н.п. Прудовый, Зерноградского района, Ростовской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв (АПбЧЖ) с микросамолетом Авиатика - 890СХ RA-0831G, принадлежащим ОАО «Мираж Аэро» и эксплуатируемым НОУ Ставропольский ЛТК СЛА «РОСКАД». В результате авиационного происшествия произошло разрушение продольной балки фюзеляжа, консолей крыльев и кабины. На земле пожара, жертв и разрушений нет.

Причины катастрофы самолета

Авиационное происшествие без человеческих жертв с микросамолетом Авиатика - 890СХ RA-0831G произошло в результате его сваливания на этапе взлета при выполнении разворота на малой высоте и скорости после отрыва. Из-за недостатка высоты для выхода из режима сваливания произошло столкновение ЕЭВС с землей.
Причиной авиационного происшествия с микросамолетом Авиатика - 890СХ явились:
- ошибки допущенные КВС в технике пилотирования и нарушения требований РПП эксплуатанта по выполнению разворота после достижения высоты 50 метров и скорости 85...90 км/час;
- допуск к эксплуатации ЕЭВС, не имеющего естественных признаков приближения к сваливанию, при отсутствии соответствующей системы сигнализации.

Авиационные происшествия явились следствием сочетания следующих
неблагоприятных факторов:

- недостатки документов, регламентирующих подготовку и выполнение полетов пилотами легких и сверхлегких ВС, выполняющих авиационные работы в ГА РФ;
- недостатки в сертификации ЕЭВС;
- ошибки допущенные КВС в технике пилотирования и нарушения требований РПП эксплуатанта по выполнению разворота после достижения высоты 50 метров и скорости 85...90 км/час.

Недостатки, выявленные в ходе расследования

Недостатки в деятельности НОУ Ставропольский ЛТК СЛА «РОСКАД»:

КВС был допущен к полетам после перерыва в полетах более 90 дней и с истекшим сроком проверки техники пилотирования и самолетовождения (нарушения требований РПП п. 13.1.3 «Допуск к полетам»);
- контрольный полет ВС в начале сезона АХР проводился со взлетной массой менее полной полетной (нарушения требований п. 7.1 ФАП-128);
- КВС не получал информации о погоде в районе выполнения авиационной работы (нарушения требований п. 6.7 ФАП-128 и п. 5 РПП эксплуатанта);
- вылет производился до начала срока действия заявки на использование ВП без разрешения ОрВД, полет осуществлялся без ведения радиосвязи, что являлось нарушением Воздушного кодекса РФ (ст. 16) и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (п.п. 5, 76);
- авиатехник выполнял работы на авиационной технике, в период с 23.04.2010 по 06.06.2010, без оформления на работу в штате НОУ Ставропольский ЛТК СЛА «РОСКАД»;
- налет за 2010 год в летной книжке пилота не ведется;
- в полетном задании не указан минимум погоды для выполнения АХР, отсутствует разрешающая подпись главного агронома на выполнение АХР;
- отсутствует оперативный контроль за экипажами, выполняющими АХР.

Недостатки в сертификации:

- оценка поведения самолета на режиме близком к сваливанию не проводилась; испытательные полеты выполнялись КВС, не имеющим допуска к выполнению данных полетов).

Недостатки в РЛЭ ЕЭВС «Авиатика - 890СХ»:

- основные летные ограничения не соответствуют ограничениям в Карте данных сертификата летной годности;
- в п.4.4 РЛЭ нет указаний о высоте, с которой разрешается выполнять развороты (довороты) после отрыва самолета от ВПП;
- раздел РЛЭ «Летные характеристики» не содержит информации об аэродинамических особенностях и поведении ВС при выполнении маневрирования на малых скоростях.

Недостатки в действиях КВС:

Следует заметить, что в процессе расследования авиационного происшествия установлено, что:
- полеты выполнялись без метеообеспечения (прогноз погоды не запрашивался) и вылет осуществлен за 1 час 35 мин до начала срока действия заявки на использование ВП;
- информационное обслуживание полетов и УВД не осуществлялось.

По результатам плановых выездных и документарных проверок эксплуатантов АОН, выполняющих полёты на самолетах «Авиатика-МАИ-890СХ», материалов расследования авиационных происшествий однотипных самолетов в большей части причинами авиационных событий явились:
1. Нарушения правил эксплуатации авиационной техники, оборудования.
2. Ошибочные действия летчика при отказах авиационной техники.
3. Ошибочные действия летчика при выполнении полетов.
4. Отсутствие на самолетах «Авиатика-МАИ-890СХ», всех модификаций, связной радиостанции, бортовых самописцев и соответствующей системы сигнализации признаков приближения к сваливанию.
5. Раздел 7 РЛЭ «Летные характеристики» самолета «Авиатика-МАИ-890СХ» не содержит информации об аэродинамических особенностях и поведении ВС при выполнении маневрирования на малых скоростях.

Данную информацию довести до поднадзорных эксплуатантов АОН, эксплуатирующих самолеты данной типовой конструкции, для использования в работе, организации профилактических мероприятий.



Врио начальника Управления
государственного надзора за
деятельностью в гражданской авиации

А.В. Мишин
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: 11.06.2010 RA-0831G, Авиатика-890, АПБЧЖ, Ростовская обл

#3 Сообщение 502 » 18 сен 2010, 08:01

http://www.mak.ru/russian/investigation ... atika.html
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование аварии ЕЭВС самолета «Авиатика-890СХ» RА-0831G, происшедшей 11 июня 2010 года в Зерноградском районе Ростовской области.
Авария ЕЭВС произошла в результате его сваливания на этапе взлета при выполнении разворота на малой высоте и скорости после отрыва. Из-за недостатка высоты для выхода из режима сваливания произошло столкновение ЕЭВС с землей.
Авиационное происшествие стало возможным вследствие ошибок КВС в технике пилотирования и невыполнения требований РПП эксплуатанта по выполнению разворота после достижения высоты 50 метров и скорости 85…90 км/час.
Допуск к эксплуатации ЕЭВС, не имеющего естественных признаков приближения к сваливанию, при отсутствии соответствующей системы сигнализации, способствовал авиационному происшествию.
Вложения
report_ra-0831g.pdf
Окончательный отчет
(589.5 КБ) 1067 скачиваний
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

Ответить

Вернуться в «Авиационные происшествия»