Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

#1 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 11:44

В рамках подготовки аналитики в комиссии по АОН, нашел ряд любопытных статей на тему вероятности увидеть встречное воздушное судно и успеть увернуться перед столкновением. Всё это естественно при визуальном полёте, без использования ОВД.

Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html

Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.

Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.

Вот так вот.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#2 Сообщение 12345 » 18 янв 2013, 12:04

:shock: А чё сразу Р44?! :D

Аватара пользователя
CRaZy_SouL
Гуру
Сообщения: 1586
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 22:36
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: Вероятность визуального обнаружения

#3 Сообщение CRaZy_SouL » 18 янв 2013, 12:08

Интересно, полезно, спасибо! :D
Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#4 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 12:15

12345 писал(а)::shock: А чё сразу Р44?! :D
Ну так, популярная хреновина. Вероятность её встретить выше чем что-нить еще.

Могу посчитать для других скоростей, площади ВС и целевой вероятности...

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#5 Сообщение VK68 » 18 янв 2013, 12:20

Два раза расходился в европе с ВС на расстоянии менее 1 км. Ничего особенного. Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
Еще на Ан2, в плохую погоду вылетел к вышке сотовой связи , прямо по курсу, наверное метров за 300-400 , ничего особенного, просто отвернул и все.
Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы... :|

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Вероятность визуального обнаружения

#6 Сообщение ЛОДОЧНИК » 18 янв 2013, 12:22

502 писал(а): Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...
Но не срослось. У нас срастется....
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Вероятность визуального обнаружения

#7 Сообщение ЛОДОЧНИК » 18 янв 2013, 12:26

VK68 писал(а): Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы... :|
Незачет. На трассе мы предупреждены о встречном транспорте. А тут иногда выходя из полукоматозного состояния на четвертом часу полета первая приходящая мысль в голову - кто я? Вторая мысль - где я? Это конечно утрированно, но не очень далеко от истины.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#8 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 12:27

VK68 писал(а): Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT. :)
ЛОДОЧНИК писал(а):Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...
Одной из задач была разработка системы предупреждения столкновения. Однако это не основание не верить результатам.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#9 Сообщение 12345 » 18 янв 2013, 12:31

502 писал(а):Ну так, популярная хреновина.
О!

1. Вероятность в % не измеряется.
2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.
Последний раз редактировалось 12345 18 янв 2013, 12:33, всего редактировалось 1 раз.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#10 Сообщение VK68 » 18 янв 2013, 12:32

Нет Саня... зачет. Тебе кошки-собаки дорогу ночью перебегали ? :-)
К чему все эти расчеты? вероятность влететь в кого нибудь конечно существует.
Для предотвращения этого есть хорошее упражнение: два раза в день крутите головой справа на лево и снизу вверх раз по сто... Когда шея будет подвижна как у совы вы повысите свои шансы на выживание ))) Теперь это упражнение можно применять в полете.
Да... и не летайте на автопилоте а то встретите такого же.))))

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#11 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 12:34

12345 писал(а):Вероятность в % не измеряется.
Измеряется.
12345 писал(а):2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.
Для полноты картины много еще чего можно напридумывать, но в данной задаче в условии уже - два ВС на сходящихся курсах.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#12 Сообщение VK68 » 18 янв 2013, 12:36

"Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT"

За рубежом много какой ху....й занимаются.
Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#13 Сообщение VK68 » 18 янв 2013, 12:39

А есть статистика столкновений в воздухе, при полетах без дисп сопровождения?

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#14 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 13:13

VK68 писал(а):Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.
Можно. А можно расчитать, и понять, что каски не нужны.
Считать нужно не только, чтобы установить какие-то дополнительные требования, а также и для того, чтобы не допустить их установления. Иначе это "слово против слова". Один считает, что "вы щас там все посталкиваетесь и убьёте неповинных пассажиров", а второй говорит что "ничего подобного - не посталкиваемся".

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3685
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вероятность визуального обнаружения

#15 Сообщение Алексей 2 » 18 янв 2013, 15:12

502 писал(а):(скорость сближения 180+180=360 км/ч)
502 писал(а):... 0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км. ...
Наверное не только на R-44 при плохой видимости пилот по возможности снижает скорость. Что увеличит время до столкновения.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»