Вероятность визуального обнаружения встречного ВС
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Вероятность визуального обнаружения встречного ВС
В рамках подготовки аналитики в комиссии по АОН, нашел ряд любопытных статей на тему вероятности увидеть встречное воздушное судно и успеть увернуться перед столкновением. Всё это естественно при визуальном полёте, без использования ОВД.
Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html
Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.
Вот так вот.
Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html
Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.
Вот так вот.
Re: Вероятность визуального обнаружения
![Shocked :shock:](./images/smilies/icon_eek.gif)
![Very Happy :D](./images/smilies/icon_biggrin.gif)
- CRaZy_SouL
- Гуру
- Сообщения: 1586
- Зарегистрирован: 10 окт 2008, 22:36
- Member of AOPA: Yes
- Контактная информация:
Re: Вероятность визуального обнаружения
Интересно, полезно, спасибо! ![Very Happy :D](./images/smilies/icon_biggrin.gif)
![Very Happy :D](./images/smilies/icon_biggrin.gif)
Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними.
Re: Вероятность визуального обнаружения
Ну так, популярная хреновина. Вероятность её встретить выше чем что-нить еще.12345 писал(а):А чё сразу Р44?!
Могу посчитать для других скоростей, площади ВС и целевой вероятности...
Re: Вероятность визуального обнаружения
Два раза расходился в европе с ВС на расстоянии менее 1 км. Ничего особенного. Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
Еще на Ан2, в плохую погоду вылетел к вышке сотовой связи , прямо по курсу, наверное метров за 300-400 , ничего особенного, просто отвернул и все.
Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы...![Neutral :|](./images/smilies/icon_neutral.gif)
Еще на Ан2, в плохую погоду вылетел к вышке сотовой связи , прямо по курсу, наверное метров за 300-400 , ничего особенного, просто отвернул и все.
Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы...
![Neutral :|](./images/smilies/icon_neutral.gif)
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Вероятность визуального обнаружения
Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...502 писал(а): Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Но не срослось. У нас срастется....
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Вероятность визуального обнаружения
Незачет. На трассе мы предупреждены о встречном транспорте. А тут иногда выходя из полукоматозного состояния на четвертом часу полета первая приходящая мысль в голову - кто я? Вторая мысль - где я? Это конечно утрированно, но не очень далеко от истины.VK68 писал(а): Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: Вероятность визуального обнаружения
Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT.VK68 писал(а): Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Одной из задач была разработка системы предупреждения столкновения. Однако это не основание не верить результатам.ЛОДОЧНИК писал(а):Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...
Re: Вероятность визуального обнаружения
О!502 писал(а):Ну так, популярная хреновина.
1. Вероятность в % не измеряется.
2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.
Последний раз редактировалось 12345 18 янв 2013, 12:33, всего редактировалось 1 раз.
Re: Вероятность визуального обнаружения
Нет Саня... зачет. Тебе кошки-собаки дорогу ночью перебегали ? ![Smile :-)](./images/smilies/icon_smile.gif)
К чему все эти расчеты? вероятность влететь в кого нибудь конечно существует.
Для предотвращения этого есть хорошее упражнение: два раза в день крутите головой справа на лево и снизу вверх раз по сто... Когда шея будет подвижна как у совы вы повысите свои шансы на выживание ))) Теперь это упражнение можно применять в полете.
Да... и не летайте на автопилоте а то встретите такого же.))))
![Smile :-)](./images/smilies/icon_smile.gif)
К чему все эти расчеты? вероятность влететь в кого нибудь конечно существует.
Для предотвращения этого есть хорошее упражнение: два раза в день крутите головой справа на лево и снизу вверх раз по сто... Когда шея будет подвижна как у совы вы повысите свои шансы на выживание ))) Теперь это упражнение можно применять в полете.
Да... и не летайте на автопилоте а то встретите такого же.))))
Re: Вероятность визуального обнаружения
Измеряется.12345 писал(а):Вероятность в % не измеряется.
Для полноты картины много еще чего можно напридумывать, но в данной задаче в условии уже - два ВС на сходящихся курсах.12345 писал(а):2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.
Re: Вероятность визуального обнаружения
"Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT"
За рубежом много какой ху....й занимаются.
Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.
За рубежом много какой ху....й занимаются.
Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.
Re: Вероятность визуального обнаружения
А есть статистика столкновений в воздухе, при полетах без дисп сопровождения?
Re: Вероятность визуального обнаружения
Можно. А можно расчитать, и понять, что каски не нужны.VK68 писал(а):Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.
Считать нужно не только, чтобы установить какие-то дополнительные требования, а также и для того, чтобы не допустить их установления. Иначе это "слово против слова". Один считает, что "вы щас там все посталкиваетесь и убьёте неповинных пассажиров", а второй говорит что "ничего подобного - не посталкиваемся".
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3685
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Вероятность визуального обнаружения
502 писал(а):(скорость сближения 180+180=360 км/ч)
Наверное не только на R-44 при плохой видимости пилот по возможности снижает скорость. Что увеличит время до столкновения.502 писал(а):... 0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км. ...