С Михаилом (Misha) я мечтал познакомиться уже давно, хотелось воочию увидеть человека, который одинаково хорошо владеет как техникой пилотирования, так и пером рассказчика. Когда же встреча состоялась, моя симпатия еще больше усилилась, настолько тепло и дружелюбно нас встречали на вертодроме. Так как мы приехали в Буньки раньше оговоренного часа, у нас еще оказалось немного времени, чтобы быть представленными находящимся в клубе «генералам нашей авиации». За чашкой кофе я коротко доложил присутствующим о ходе работ по восстановлению летающей лодки


И вот мы подходим к вертолету. Поскольку полет был во многом экспромтом, главной интригой для меня было наличие или отсутствие левого «циклика» и педалей. К моей огромной радости, техник как раз их устанавливал. Справившись с замками дверей (для человека, который видит их в первый раз, нужна короткая инструкция, на случай экстренного покидания вертолета), надеваем гарнитуру переговорного устройства и запускаемся. По открытой двери и снятой гарнитуре Михаила я понял, что в процессе запуска двигателя и раскрутки винта он контролирует (строго по РЛЭ) звук подшипников ротора.
После прогрева двигателя запросили взлет. Меня поразила легкость, с какой вертолет оторвался от земли. Так как обороты двигателя все время практически постоянны за счет регулятора оборотов, то не чувствуется никакого надрыва, никакого усилия для начала полета. Наверное, именно так должна выглядеть настоящая левитация

Дальше непродолжительное висение, разворот, набор скорости и высоты. Кто-то скажет: «все как всегда», но насколько же красивым по ощущениям и открывающимся видам оказался этот полет для нас. После короткого инструктажа Михаил доверил мне рычаг управления циклическим шагом винта. Надо сказать, что к полету я немного подготовился: прочитал книгу А.М. Изаксона по вертолетостроению, изучил РЛЭ R-44, заглянул в ФАП-118, познакомился с расположением и назначением органов управления, приборов и ламп сигнализации, уяснил важность поддержания оборотов несущего винта, почитал про косой обдув, подушку при посадке и вихревое кольцо, и даже выполнил пару успешных авторотаций на компьютере

Но после того, как Михаил передал мне циклический шаг, я понял, что теоретическая и тренажерная подготовка довольно мало помогают в реальности. Мы как раз летели на высоте нескольких метров над …ским водохранилищем и моей задачей стало удержание высоты и скорости, а также управление по крену. Инстинкт самосохранения подсознательно тянул «циклик» на себя, а когда сознательная часть мозга вспоминала поставленную задачу, я отдавал ручку от себя. В результате мы летели по плавной вертикальной синусоиде. Полюбовавшись красотами водохранилища и дачами известных людей


Но надолго предельной концентрации внимания не хватило, и вертолет начал «гулять». Мне «удалось» сделать несколько ошибок: отдал от себя ручку циклического шага, когда ее следовало тянуть, превысил наддув, неправильно рассчитал посадочную траекторию («Из такого положения только на авторотации можно на площадку попасть», – сказал Михаил), и в завершение приземлился с небольшим боковым сносом. На видео, кстати, некоторые мои ошибки хорошо видны.Очень редко у кого с первого раза ТАК получается.
А на обратном пути Михаил продемонстрировал воронку, потом исполнил красивый «вальс» и еще немного «похулиганил».
И в заключение хочу выразить свое восхищение не только летным мастерством Михаила (и миллиметровой точностью посадок, и пилотажем вообще), но и его педагогическим талантом, потому что, если у меня что-то и получилось в этот день, то только благодаря его умению понятно и очень интеллигентно все объяснить и показать.
P.S. Как говорит один хороший человек, «я не настоящий сварщик», поэтому прошу простить меня за имеющиеся в тексте неточности и ошибки
