Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#1 Сообщение Serega » 13 янв 2010, 21:15

Как когда-то говорил мой университетский преподаватель "сегодня мне в трамвае сказали"... Вчера мне задали вопрос - слышал ли я что-нибудь про затенение руля высоты на 172-й Цессне при больших углах атаки. Человек добавил, что из-за этого на ней опасно скользить на посадке. Последствия - она будет "клевать носом".

Был крайне удивлен. Кто опровергнет/подтвердит?
Иванов Сергей

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#2 Сообщение lt.ak » 14 янв 2010, 09:22

Serega писал(а):Как когда-то говорил мой университетский преподаватель "сегодня мне в трамвае сказали"... Вчера мне задали вопрос - слышал ли я что-нибудь про затенение руля высоты на 172-й Цессне при больших углах атаки. Человек добавил, что из-за этого на ней опасно скользить на посадке. Последствия - она будет "клевать носом".

Был крайне удивлен. Кто опровергнет/подтвердит?
из этих утверждений следует что "... больши[е] угл[ы] атаки ... на посадке ...", поэтому я даже не понимаю о чём разговор ...
Последний раз редактировалось lt.ak 14 янв 2010, 09:50, всего редактировалось 1 раз.
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#3 Сообщение su27 » 14 янв 2010, 09:49

Ерунда какая-то. Можно на ней скользить на посадке.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Skyer
SAONовец со стажем
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 21:07
Member of AOPA: No
Откуда: Царское Село

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#4 Сообщение Skyer » 14 янв 2010, 10:53

Вероятно, это имелось ввиду:
(почти дословно из РЛЭ С-172N)
Примечание:
При заходе на посадку со скольжением, с закрылками, выпущенными на 20°, при полном отклонении руля направления, на нормальных скоростях захода, возможна вибрация руля высоты. Это не мешает управлению самолетом.


Клевок же возникает из-за срыва потока на горизонтальном оперении. И здесь он ни при чем.

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#5 Сообщение engin » 14 янв 2010, 16:48

К вышеперечисленному добавлю, что на закрылках более 20 ( да и на 20 тоже) без необходимости я бы не скользил, срыв может происходить при этих положениях без предсрывной тряски !
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Kurt
SAONовец со стажем
Сообщения: 722
Зарегистрирован: 28 сен 2009, 22:06
Member of AOPA: No
Откуда: С-Пб
Летаю на:: CWC, A320

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#6 Сообщение Kurt » 14 янв 2010, 18:54

Я бы для начала попытался представить себе ситуацию при которой высокоплан может затенять стабилизатор и РВ (если оперение не Т-образное). Представили? Правильно - в перевернутом полете - странное положение для посадки.
Думаю что данная ЛЕГЕНДА родилась в голове человека который заглянул в РЛЭ (Skyer цитировал - подтверждаю - там так и написано) и .... не разобрался.
А клевок это не про затенение а про обледенение, скос потока и пикирующий момент от закрылков.

Аватара пользователя
piloterrr
SAONовец со стажем
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 19:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#7 Сообщение piloterrr » 14 янв 2010, 19:23

а насколько реален срыв в результате скольжения на 172? есть примеры?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#8 Сообщение lt.ak » 14 янв 2010, 20:04

piloterrr писал(а):а насколько реален срыв в результате скольжения на 172? есть примеры?
срыв происходит не из-за скольжения (с закрылками или без) а из-за недостаточной скорости ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#9 Сообщение engin » 14 янв 2010, 20:10

Однозначного мнения, как и прямого запрета вроде как нет.
Тут есть кое-какие мысли : http://www.pilotsofamerica.com/forum/sh ... hp?t=28180
и достаточно много материалов на сайте AOPA
Я на 172-й не скользил , а вот на 182-й пробовал : да можно скользить , если осторожно, но при выпущенных закрылкаж на 30 расходы рулей и эффективность их существенно снижаются и уловить грань сваливания , если не держать скорость существенно выше - вообще сложно.
Я бы не стал пользоваться этим способом уточнения рассчета без крайней на то необходимости.

Не совсем согласен : срыв происходит из-за нарушения обтекания крыла воздушным потоком и зависит от многоих факторов, а не только от скорости ( угол атаки на пример и т.д.) , и возникает он не только из-за недостаточной скорости , но и от "слишком" достаточной - это хорошо ощущается на пилотажных самолетах. И закрылки играют самое непосредственное участие в этом потоке
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#10 Сообщение lt.ak » 14 янв 2010, 20:18

ну а если вопрос таки про запись в РЛЭ то это в основном применимо к Cessna-м ранних моделей - до L, на которых была введена новая (для того времени) форма хвостового оперения ... а запись оставили на всякий случай ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#11 Сообщение lt.ak » 14 янв 2010, 20:22

engin писал(а):...
Не совсем согласен : срыв происходит из-за нарушения обтекания крыла воздушным потоком и зависит от многоих факторов, а не только от скорости ( угол атаки на пример и т.д.) , и возникает он не только из-за недостаточной скорости , но и от "слишком" достаточной - это хорошо ощущается на пилотажных самолетах. И закрылки играют самое непосредственное участие в этом потоке
ну мы вроде всё таки о посадке говорим ... если, например, срыв при посадке происходит из-за большого угла атаки то тут скорее нужно говорить о проблемах с обучением ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
piloterrr
SAONовец со стажем
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 19:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#12 Сообщение piloterrr » 14 янв 2010, 20:46

если, например, срыв при посадке происходит из-за большого угла атаки то тут скорее нужно говорить о проблемах с обучением ...
а из-за чего же он еще происходит?
всяко не из-за недостатка скорости, это часто путают
Последний раз редактировалось piloterrr 14 янв 2010, 21:01, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
piloterrr
SAONовец со стажем
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 19:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#13 Сообщение piloterrr » 14 янв 2010, 20:48

из РЛЭ по 150

"Корректируя снос при помощи крена, скольжения или любым другим методом, произвести посадку в положении, максимально близком к горизонтальному полету."

172 строже в части скольжения, чем 150?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#14 Сообщение lt.ak » 14 янв 2010, 21:01

piloterrr писал(а):
если, например, срыв при посадке происходит из-за большого угла атаки то тут скорее нужно говорить о проблемах с обучением ...
а из-за чего же он еще происходит?
я про то что служит "первопричиной" (если так можно выразиться) процесса приводящего к тому что угол между крылом и относительным воздушным потоком (т.е. угол атаки) превышает некий критический угол (что, как вы и отметили, приводит к срыву) ... относительно медленная скорость в скольжении (даже если и скорость относительно земли "нормальна" для заходов без скольжения) в сочетании с увеличившейся вертикальной скоростью снижения может привезти к тому что этот угол может быть превышен ... а под "большими углами атаки" я имел в виду "задирание носа" при посадке ... извиняюсь за двусмысленность ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
piloterrr
SAONовец со стажем
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 19:29

Re: Затенение руля высоты на самолете Cessna-172

#15 Сообщение piloterrr » 14 янв 2010, 21:33

не совсем понял, о чем речь. причем тут скорость относительно земли? а повышенная вертикальная скорость только приведет к уменьшению угла атаки

к концу выравнивания нет смысла сильно скользить, поэтому "задирание" носа не повлияет

если почувствуется подход к критическому режиму, достаточно немного ослабить давление на рули, скорость энергично возрастет

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»