Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Вероятность визуального обнаружения

#16 Сообщение Andrey Ivanov » 18 янв 2013, 15:23

502 писал(а):Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
что-то смущают меня эти 12 секунд и слова "что-бы заметить встречное ВС".
Время от чего? От момента, как заметил ВС или оно появилось от тебя на удалении N-км?
Для какого типа ВС был этот расчёт? Для манёвренного самолёта или для транспортника?

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#17 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 15:55

Andrey Ivanov писал(а):
502 писал(а):Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
что-то смущают меня эти 12 секунд и слова "что-бы заметить встречное ВС".
Время от чего? От момента, как заметил ВС или оно появилось от тебя на удалении N-км?
Для какого типа ВС был этот расчёт? Для манёвренного самолёта или для транспортника?
Для любого. Заметил, что оно тебе идёт в лоб, принял решение на уклонение, уклонился. Вот на все это закладывается 12 сек. Это не я придумал, а умные учёные.

Аватара пользователя
Chestr
SAONовец со стажем
Сообщения: 462
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вероятность визуального обнаружения

#18 Сообщение Chestr » 18 янв 2013, 17:18

" - Воздушные суда в воздухе без помощи диспетчеров не сталкиваются, никогда..." (с) 502 на одной из конференций
Cessna Citation 501SP, Agusta-Bell 206, Robinson R-44

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#19 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 19:51

Chestr писал(а):" - Воздушные суда в воздухе без помощи диспетчеров не сталкиваются, никогда..." (с) 502 на одной из конференций
Во-первых, цитата не верная. Я такого не говорил.
Во-вторых, ничто на этой ветке не говорит о вероятности столкновения воздушных судов.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#20 Сообщение VK68 » 18 янв 2013, 20:49

Говорил, говорил! ( просто на этой конференции бухали много :mrgreen: )

Аватара пользователя
Yoksta
Активный участник
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 14 июл 2010, 12:42
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#21 Сообщение Yoksta » 18 янв 2013, 23:30

Где то предусмотрены действия в таких случаях?
Ведь частенько пока еще в АОНе летают зигзагами без радиосвязи.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#22 Сообщение 502 » 18 янв 2013, 23:42

Yoksta писал(а):Где то предусмотрены действия в таких случаях?
Ведь частенько пока еще в АОНе летают зигзагами без радиосвязи.
Жёстко сжать штурвал, и кричать Банзааай!!!

vlom
Активный участник
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 06 ноя 2012, 17:14
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#23 Сообщение vlom » 18 янв 2013, 23:47

Жми гашетку, дабы избежать столкновения.

А какова вероятность встречи двух ВС, летящих в лоб друг-другу? Явно зависимость от количества вс на некоей территории

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#24 Сообщение VK68 » 19 янв 2013, 01:00

Примерно такая же как столкновение лбами двух зайцев, живущих на одной поляне.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#25 Сообщение 502 » 19 янв 2013, 18:35

vlom писал(а):А какова вероятность встречи двух ВС, летящих в лоб друг-другу? Явно зависимость от количества вс на некоей территории
Вероятность встречи ВС, летящих лоб в лоб - 100%, если им не мешать. От количества ВС не зависит.
Условие задачи надо аккуратней ставить. :)


Если серьёзно, то существует т.н. "Big Sky Theory (BST)" - "Теория Большого Неба". На самом деле это никакая не "теория", а просто на бытовом уровне считается, что небо настолько большое, что вероятность случайного столкновения чрезвычайно низка. "Теория" промоделирована умными учёными. Есть приблизительная формула.
Можно подставить размер воздушного судна, их количество, скорость, объём воздушного пространства, и прикинуть частоту столкновений в условиях прямолинейного, случайного, никак не управляемого движения. Действительно вероятность получается чрезвычайно низкая.

К примеру 100 штук лёгких ВС, запустить их одновременно в МВЗ (300x300 км) и в слое высот всего в 300 метров (как они реально у нас и летают), скорость 180-200 км/ч, то при налёте в 100 часов в год на одно ВС, получится приблизительно 5 лет на одно столкновение. И это, естественно если пилоты не будут никак уворачиваться друг от друга.
Но пример всё равно не очень реалистичный, одновременно 100 ВС в МВЗ никогда не находятся. Так что частота будет существенно меньше. К примеру при 20 ВС одновременно при остальных тех же условиях будет одно столкновение в 134 года.
Да и статистика показывает - столкновения на маршруте практически не случаются.

В реальности, если кто и столкнётся, то не на маршруте, а в районе аэродрома и, скорее всего, на 4-м развороте или на прямой. Для АОН РФ такого еще вроде не случалось, но думаю это лишь вопрос времени.
Австралийское бюро расследований происшествий на транспорте подготовило хороший анализ безопасности полётов в районе неконтролируемого аэродрома. За период 1961 по 2003 года в Австралии произошло 37 столкновений в воздухе (19 катастроф). Из 37 столкновений, 29 произошло на "коробочке". Местоположение столкновений показано красными точками:
midairs-ATSB.JPG
midairs-ATSB.JPG (25.22 КБ) 5576 просмотров

Аватара пользователя
Yoksta
Активный участник
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 14 июл 2010, 12:42
Member of AOPA: Yes

Re: Вероятность визуального обнаружения

#26 Сообщение Yoksta » 19 янв 2013, 20:45

502 писал(а): Можно подставить размер воздушного судна, скорость, объём воздушного пространства, и прикинуть частоту столкновений в условиях прямолинейного, случайного, никак не управляемого движения. Действительно вероятность получается чрезвычайно низкая.
Низкая-если друг друга не заметили.
А если заметили и начали суетиться и ёрзать штурвал туда-сюда? Тут то и есть опасность сделать "зеркальные" движения :)

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#27 Сообщение 502 » 19 янв 2013, 21:02

Yoksta писал(а):
502 писал(а): Можно подставить размер воздушного судна, скорость, объём воздушного пространства, и прикинуть частоту столкновений в условиях прямолинейного, случайного, никак не управляемого движения. Действительно вероятность получается чрезвычайно низкая.
Низкая-если друг друга не заметили.
А если заметили и начали суетиться и ёрзать штурвал туда-сюда? Тут то и есть опасность сделать "зеркальные" движения :)
Нет, вероятность столкнуться случайным образом от этого никак не изменится.
Ухудшить эту вероятность могут только сознательные действия, камикадзе какие-нибудь...
Визуальное обнаружение, и маневр уклонения может только улучшить результатирующую статистику, о чем собственно и речь в первом сообщении ветки.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения

#28 Сообщение Misha » 19 янв 2013, 22:23

502 писал(а): За период 1961 по 2003 года в Австралии произошло 37 столкновений в воздухе. Из них 29 - на "коробочке". Местоположение столкновений показано красными точками:
Что-то на картинке 23 точки всего лишь - на какие участках круга было ещё шесть столкновений?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

#29 Сообщение 502 » 19 янв 2013, 23:08

Misha писал(а):на какие участках круга было ещё шесть столкновений?
http://www.atsb.gov.au/publications/200 ... 44(2).aspx
Mid-air collision data from 1961 to 2003 (ATSB, 2004) found that almost 80 per cent (n = 29) of mid-air collisions occurred in or near the circuit area, with two-thirds of these involving aircraft on final approach or the base-to-final turn (Figure 11).
https://www.atsb.gov.au/publications/20 ... sions.aspx
midair-ATSB-2.JPG

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3685
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

#30 Сообщение Алексей 2 » 19 янв 2013, 23:33

Интересная ветка! Спасибо , 502.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»