Особенности обучения на вертолете в РФ

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#121 Сообщение Misha » 16 окт 2011, 20:50

Вот, не касаясь непосредственно самого происшествия, предлагаю обсудить "школу". Посмотрите внимательно этот ролик в промежутке 00:42-00:49



Я далек от мысли, что на такое мероприятие были привлечены начинающие пилоты со 100-часовым налетом. И мне ОЧЕНЬ хотелось бы получить ответы от ПИЛОТА этого рыжего борта:
- какой глубокий смысл в вертикальном взлете (в заштрихованной зоне диаграммы Height-Velocity) с левым вращением вокруг оси НВ??? Почему именно с левым вращением? Кто так научил пилота и для чего?

Еще раз: я очень хорошо отношусь к людям, летающим в Аэросоюзе. Но я не могу принять школу, которая не дает летчику элементарного понимания сути происходящих процессов...

Кто мне объяснит суть маневра?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#122 Сообщение RODEO » 16 окт 2011, 21:22

Миш, не предполагаешь что это была демо-показуха без пассажиров, ведь все таки открытие клуба и все такое. А Левое вращение могло быть от привычки менять вертолеты с разным направлением вращения НВ. Там ведь и Gazelle на площадке стояла. Если ты пустой и не очень жарко, то в принципе можно и левым проделать такое.
Гораздо интереснее, было бы обсудить видео из кабины во время самого происшествия. Но мне уже вынесли предупреждение за попытку прокомментировать.
Недавно читал статью в HELINEWS (NZ) о общемировой проблеме в практике начального обучение. Никто не учит и не дает навыков полета на пределах мощности, отсюда и устойчивый ступор-оцепенение при возникновении таких ситуаций когда в кабине срабатывает сигнализация падения оборотов (для модераторов: Это не комментарий к АП, а вольный пересказ смысла статьи).
Последний раз редактировалось RODEO 18 окт 2011, 08:32, всего редактировалось 1 раз.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#123 Сообщение Misha » 16 окт 2011, 23:37

RODEO писал(а):Миш, не предполагаешь что это была демо-показуха без пассажиров, ведь все таки открытие клуба и все такое. А Левое вращение могло быть от привычки менять вертолеты с разным направлением вращения НВ. Там ведь и Gazalle на площадке стояла. Если ты пустой и не очень жарко, то в принципе можно и левым проделать такое.
Саш, если у профессионального пилота есть "привычка менять вертолеты" - он обязан иметь привычку всегда понимать, на каком именно вертолете он летит в настоящий момент. В противном случае он недостаточно подготовлен.
RODEO писал(а):Недавно читал статью в HELINEWS (NZ) о общемировой проблеме в практике начального обучение. Никто не учит и не дает навыков полета на пределах мощности, отсюда и устойчивый ступор-оцепенение при возникновении таких ситуаций когда в кабине срабатывает сигнализация падения оборотов
Саш, во время первоначалки вообще мало какие твердые навыки закладываются в подкорку - и после первоначального курса каждый должен нарабатывать себя "на отказ". Это и потеря оборотов, и отказы систем, и СМУ - и все остальное. Но я не думаю, что для участия в шоу были привлечены вчерашние курсанты. Там инструкторы были! А навыки у них... Знаешь, мне недавно попалась формула: "В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности". Почему-то часто у "профессиональных" пилотов уровень натренированности оказывается ниже AGL...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#124 Сообщение Misha » 16 окт 2011, 23:45

RODEO писал(а):Гораздо интереснее, было бы обсудить видео из кабины во время самого происшествия. Но мне уже вынесли предупреждение за попытку прокомментировать.
А кстати - ты, видимо, обсуждал это в разделе "Авиапроисшествия"? Там действительно это запрещено Правилами раздела.

Но, полагаю, в этом разделе ("Вертолет - учимся летать") такое обсуждение конкретного видео будет вполне в рамках Правил. Обсудим?

В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#125 Сообщение Алексей 2 » 17 окт 2011, 03:45

С нетерпением жду комментарии опытных вертолётчиков. Сам тут подать голос не решаюсь.

Аватара пользователя
челавиа
Почетный SAONовец
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 26 дек 2007, 23:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Авиакомпания ЧелАвиа
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#126 Сообщение челавиа » 17 окт 2011, 04:59

У меня был такой похожий случай при заходе на берег, со стороны озера, с попутным ветром, в четвером и полными баками. Вышли не просто, можно сказать на пределе,(шаг плавно вниз, с переходом на ручное управление и с разворотом на ветер от берега и разгоном скорости, вышли на 1м с 5м, чуть не искупались ).
После этого больше не балуемся... С мах весом это другие полеты.
Это полет в Волгограде был с МАХ взлетным весом( :D ), пилот перетяжелил винт и в следствии отказ регулятора и т.д. следствие.

Хотелось бы еще добавить. Заметил одну закономерность, что пилоты Робинсонов, очень резко работают шагом.
Если работали бы шагом плавнее, то и не загоняли бы в такой режим вертолет.

Аватара пользователя
Vovick
SAONовец со стажем
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 15 дек 2010, 20:48
Member of AOPA: Yes

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#127 Сообщение Vovick » 17 окт 2011, 06:38

Со слов человека, учившего меня летать. Перегруз (три журналиста и пилот). На посадке при скорости менее 30 узлов не хватило мощности. Неправильная работа шаг-газом (орала лампа, а пилот тянул шаг газ наверх).

Аватара пользователя
челавиа
Почетный SAONовец
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 26 дек 2007, 23:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Авиакомпания ЧелАвиа
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#128 Сообщение челавиа » 17 окт 2011, 09:45

Vovick писал(а):Со слов человека, учившего меня летать. Перегруз (три журналиста и пилот). На посадке при скорости менее 30 узлов не хватило мощности. Неправильная работа шаг-газом (орала лампа, а пилот тянул шаг газ наверх).
мне также это показалось

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#129 Сообщение Misha » 17 окт 2011, 10:44

челавиа писал(а):
Хотелось бы еще добавить. Заметил одну закономерность, что пилоты Робинсонов, очень резко работают шагом.
Если работали бы шагом плавнее, то и не загоняли бы в такой режим вертолет.
Я бы сказал, там вообще очень резкие приемы управления для борта с максимальной загрузкой. При этом, мне кажется, пилот не с Робинсонов начинал свою летную карьеру. Это к вопросу о "школе". Резкий вертикальный взлет с левым вращением - явно из той же серии.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#130 Сообщение Misha » 17 окт 2011, 10:55

Vovick писал(а):Со слов человека, учившего меня летать. Перегруз (три журналиста и пилот). На посадке при скорости менее 30 узлов не хватило мощности. Неправильная работа шаг-газом (орала лампа, а пилот тянул шаг газ наверх).
Только там, ко всему, посадка не предполагалась. Летчик просто оттормозился вне зоны влияния земли до нулевой воздушной скорости с шагом практически на упоре (давление 11") - интересно, на хрена? Посыпался вниз с шагом под мышкой - при этом пытался разогнать вертолет, но не успел.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#131 Сообщение Misha » 17 окт 2011, 11:05

челавиа писал(а): Это полет в Волгограде был с МАХ взлетным весом( :D ), пилот перетяжелил винт и в следствии отказ регулятора и т.д. следствие.
Олег, а с чего ты взял, что был отказ регулятора?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#132 Сообщение lt.ak » 17 окт 2011, 11:08

отказа регулятора не было ... если не считать отказом невозможность поддержки оборотов в "зелёной" зоне в данных условиях ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
челавиа
Почетный SAONовец
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 26 дек 2007, 23:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Авиакомпания ЧелАвиа
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#133 Сообщение челавиа » 17 окт 2011, 14:09

lt.ak писал(а):отказа регулятора не было ... если не считать отказом невозможность поддержки оборотов в "зелёной" зоне в данных условиях ... :wink:
Миша, вы правы.
Имено это и хотелось сказать. :oops: Мы смогли выйти из такой ситуации, (2006 году) только переключив регулятор в ручной режим. :oops: Больше стараемся не доводить до такого режима.

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#134 Сообщение RODEO » 17 окт 2011, 15:09

Уверен что причиной падения оборотов стало выполнение резкого маневра quick stop на перегруженном борту, возможно усугубленное попутным ветром. При переходе на осевую перетянул шаг. В заключительной фазе снижение думаю присутствовало и вихревое кольцо на фоне падения оборотов НВ (хотя это и не так важно в такой ситуации). Обороты НВ сохранялись почти до касания и вертикальная была сравнительно небольшая, можно было бы попробовать пристроить вертолет помягче. По данным, пилот (кстати мой однофамилец) - профессиональный летчик. В крайнии 6 месяцев имел большой налет на 44. Точно по такой же "методике" разложили МИ8 пару месяцев назад у нас в Архызе. Высота, большая загрузка, высокие температура и влажность + резкий маневр гашения скорости и ты в ловушке... У нас, в горах это первое правило, чем выше поднимаешься, тем плавнее работаешь органами управления.
Последний раз редактировалось RODEO 17 окт 2011, 21:24, всего редактировалось 2 раза.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#135 Сообщение Misha » 17 окт 2011, 15:15

RODEO писал(а):... У нас, в горах это первое правило, чем выше поднимаешься, тем плавнее работаешь органами управления.
Это не только у вас, Саш ;-) Да и вообще - чем тяжелее машина, чем теплее и влажнее воздух... В общем, всегда надо как можно более плавно - это аксиома
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»