Эссе о службе УВД в России.

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
sibnavigator
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 сен 2011, 14:12
Member of AOPA: No

Re: Эссе о службе УВД в России.

#61 Сообщение sibnavigator » 16 сен 2011, 02:23

kvsov писал(а):Мы поняли друг друга. :mrgreen:
sibnavigator писал(а):Посмотрите ответственность органа ОВД при полетах по ПВП.
kvsov писал(а):хоть кто нибудь укажите док и пункт где это написано, пожалуйста :?: стыдно, но хочу знать :mrgreen:
Но все таки хочу цитату, ни как не найду ни чего. :twisted: :shock:
Сейчас, в пять часов утра :D , как-то влом в доках ковыряцо, хорошо, завтра приведу конкретно.

Вообще, хотел бы резюмировать тему "почему диспетчер хочет загнать в землю"...
В контролируемых районах аэродромов и аэроузлов, в основе своем, это обусловлено трафиком и необходимостью эшелонирования относительно летящих по ППП, плюс не забывайте, что никто вам в переходном слое лететь не даст...

В районе (МДП) это обусловлено преимущественно метео: РЛК, как вы прекрасно понимаете в 99,8 проЦЕНТАХ случаев у диспетчера нет, синоптики не дураки и особо рисковать не будут, поэтому, если вы заметили, диспетчерские пункты все такие разные, а по нижней границе облаков словно сговорились, ну не поднимают ее выше и все тут. :D :D :D
Ну и посчитайте свои возможности маневра по высоте до нижнего края облачности без нарушения установленных минимумов по горизонтали и вертикали. И считайте эти возможности не по ясну солнышку над вашей головой, а по бланку метеорологического органа...
Диспетчера в вашем самолете нет, для него погода, это не в окно, а в бланк погоды. Могу лишь порекомендовать как можно чаще передавать бортовую погоду - себе вы вряд-ли поможете, но летящий вслед за вами вполне вам может спасибо сказать, поскольку диспетчер записывает вашу информацию слово в слово и передает синоптику. А для него ваша информация как кость в горле. Первый раз зубами проскрежетала, второй раз подтвердив получение бортовой, начинает осознавать, что весь ее прогноз по "туча мглою небо кроет" нифига не оправдывается...

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Эссе о службе УВД в России.

#62 Сообщение lt.ak » 16 сен 2011, 03:18

sibnavigator писал(а):...
Ну, не совсем так. Побывайте на пункте диспетчера МДП чуть меньше, чем средней интенсивности и вы поймете, что диспетчер - ещё та балаболка.
На примере Новосибирского МДП могу сказать, что если за 12 часов его работы в зоне обслужено более 35 ВС, то это означает, что диспетчеры двух смен в течение этого периода не смогли даже встать с кресла, чтобы попить чаю или кофе, п.ч. у них рот не закрывался вообще (разговоры с экипажами, смежными ДП, зональным, метео и пр.). ...
вполне возможно ... для контекста - в "моих пенатах" в тридцатимильном радиусе один класс Bravo, два класса Charlie, шесть классов Delta, и ещё "безбашенные" аэродромы ...
sibnavigator писал(а):...
Не понимаю, как он мог влезть? Вы что, всерьез думаете, что диспетчер так же, как и Вы, прыгает по частотам? У него тангента, нажал ее пальчиком и ты в эфире. И (если это стандартный блок) максимум пять кнопочек, которые он может переключить. Из них задействованы (скажу по секрету :D )всего три: основная частота пункта, резервная частота, аварийная частота.
может это у него на резервной стояло ... а ещё я заметил что часто много что вообще на одной частоте работает ...
sibnavigator писал(а):...
Ну, если раньше входили в зону и выходили из нее в строго установленных точках (за исключением "внетрасса", перечень оснований которых был ограничен), то сейчас можно сказать, что где угодно, только не точках на картах, имеющих пятибуквенные позывные... :D :D :D от этого и гемор. РЛК-контроля у диспетчера нет, точка в плане в чужой зоне ответственности, нужна она диспетчеру лишь в плане общей информации, да загрузить моск соседу. А где Вас передавать прикажете? Вот и приходится диспетчеру искать деревеньку поблизости и к ней привязываться.

Т.ч. это скорее уж Ваша недоработочка - подавая план, вы же даете время входа в ту или иную зону УВД. Точно также моно указывать и точки входов и выходов - чем тщательнее подойдете на стадии подготовки (во время подачи плана), тем меньше гемора в воздухе. Дали расчет плановой точки, диспетчер посмотрел на нее и, увидев, что она находится на рубеже приема-передачи со смежным ДП, пьет вместе с вами пьянящий воздух эфирного молчания...
может мне стоило упомянуть что весь полёт (кроме заходов на аэродромы) проходил по КЛ-ам ... все точки на картах, имеющие пятибуквенные (и двубуквенные) позывные на этих трассах, были указаны в плане ... в данном случае на КЛ ничего не было (эта часть маршрута была строго по КЛ) ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Эссе о службе УВД в России.

#63 Сообщение lt.ak » 16 сен 2011, 03:25

sibnavigator писал(а):... синоптики не дураки и особо рисковать не будут, ...
про синоптиков вот сюда - http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=3513 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Эссе о службе УВД в России.

#64 Сообщение Andrey Ivanov » 16 сен 2011, 04:58

Полёт Самара-Шумейка-Дубки-Вёшенская 01.09.2011.
План был подан в Самарский ЗЦ.
Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/484518/

план прошёл.

Перед полётом звонок в Самарский ЗЦ, получение условий на ИВП и перенос на 1 час плана проблем не вызвал.

Взлёт из Красного Яра 01.09.2011 в 05:38 UTC, переход под управления Самара-круг, котом Самара-район. Выход из зоны Самара-район через н.п. Давыдовка, переход под управление Саратов-район (Торба-район) 133.0. Всё отлично, без напрягов, сообщил, что иду по водному, по правому берегу р.Волга. К запретным зонам (Балаковская АЭС) не приближаюсь. Район без вопросов меня провёл, не напрягая (пару точек посчитал, доложил). Посадка планировалась на пп. Шумейка, расположенной в зоне круга аэродрома стратегической авиации "Энгельс-2" (Каракуль). До входа в класс "С" устанавливаю связь с "Каракуль-старт" на 124.0, сообщаю, что "Саратов-район", что связь с Каракулем установил и перехожу под управление Каракуля.
В Энгельсе идут полёты! Наблюдаю в воздухе Ту-95 и пару Ту-22М3.
Изображение
«Ту-95 в воздухе»
При этом Каракуль очень спокойно снижает меня на 300м и за 5км при подходе к точке на 100м по давлению аэродрома (военные почему-то не ошибаются). Да, при этом спокойно предупреждают, что-бы ближе 10км к их точке не подходил. Подхожу к Шумейке, устанавливаю связь, докладываю Каракулю, что связь установил и спокойно сажусь в 08:35 UTC.

Взлетев с Шумейки в 10:23 UTC, набираю 100м над точкой, устанавливаю связь с Саратов-кругом в 10:25, они разрешают набор на Пристанное. В 10:30 докладываю Пристанное. Сообщаю с воздуха, что посадку в Дубках отменяю (в плане у меня была посадка). При подходе к Дубкам высота у меня метров 400 истинных (600 абсолютной) (правый берег Волги выше на 200м). Диспетчер спрашивает "есть ли у вас допуск с подбором" (он не в курсе, что сейчас нет таких допусков вообще), "да, конечно есть" - отвечаю я (не учить же его в воздухе). В 10:32 получаю команду снижаться на 100м, начинаю снижение. В 10:33 вопрос диспетчера "Дубки наблюдаете? " Я говорю - "пока нет", он мне "ну вот же, они прям перед Вами" Я понимаю, что пока ещё аэродрома я не увидел - он будет вот-вот, а т.к. я иду достаточно низко, то визуально мне он не виден ещё. Дальше связь начинает потихоньку пропадать (Саратов-центральный находится в низине -абс. высота 152м), я оказываюсь за горкой (абс. высотой 200м), диспетчера я начинаю слышать через слово, причём он похоже меня слышит хорошо, а я его местами. Хотя горка то всего ничего, но уже то, что у меня высота 100-150м истинной… В 10:34 увидев и опознав Дубки - сообщаю "точку наблюдаю, удаление 2 км". Диспетчер: какое-то бурчание и ".... посадку" Я ему: "слышу Вас с перебоями, только отрывки фраз, посадку в Дубках отменяю" и дальше сквозь обрывки связи понимаю, что сейчас у него собирается взлетать борт из Саратова и он требует от меня посадку в Дубках или возвращение обратно в Шумейку. Смотрю карту - 5 км на север от Дубков пространство "G" от земли и до 900м. Прошу диспетчера "разрешите перейти в зону G севернее 5 км". В ответ опять не членораздельная речь. Снова спокойно сообщаю, что не понял, прошу повторить. Я же нахожусь в его классе "С" и должен подчиняться. Дальше только слышу в эфире крики истеричные "Садись, садись!" (да, сейчас я понимаю, что нужно было сказать «понял, разрешили перейти в пространство G и продолжить полёт», но тогда я впервые сталкиваюсь с тем, что на меня буквально орут в эфире. Причём орут за то, что я стараюсь выполнить все команды, чётко докладываю обстановку, и проявил своё законное право отменить посадку).
не, ну я всё понимаю, но зачем так нервничать? Понимая, что диалог не получается и уже просто выключить станцию и следовать дальше не получится (в голове крутится – что может сделать гадкого диспетчер, если я не подчинюсь) говорю в 10:36 UTC "Саратов-круг, 10320 зафиксируйте посадку в Дубках". Ответа я уже не получаю, но бурчание и крики заканчиваются.
А я начинаю кружить на 50м над полем и прикидывать - как бы мне на него примоститься. И решаю для себя, если не смогу сесть - буду ходить кругами, пока мне не разрешат лететь дальше.
(проблема с посадкой была из-за очень сильного бокового ветра)
Мне удаётся сесть поперёк полосы.
В разговоре с ребятами из клуба они улыбаются и говорят "да, есть у нас тут один - когда его смена мы не летаем. Он не может управится больше, чем с одним самолётом, вылетающим из аэропорта. Так, что тебе повезло!"

уже сидя на земле - иду осматривать поле и думать: "как отсюда взлететь с таким боковиком?"

В этот момент звонок на телефон, снимаю трубку:
Д: -это руководитель полётов Саратова. Ты сидишь?
Я: - да
Д: - когда вылетать собираешься?
Я: - как разрешат, но сначала хочу поговорить со старшим смены
Д: - зачем?
Я: - хочу выяснить, почему диспетчер Саратов-круг устраивает истерику в эфире и принуждает меня к посадке?
Д: - я РП!
Д: - ты вообще вылетать собираешься или у меня тут два борта заходят и я тебя до вечера продержу тогда на земле
Я: - да собираюсь
Д:- через сколько?
Я: - через 5-10 мин
Д:- если через 15 мин не взлетишь, то я тебе не дам взлететь до вечера
Я:- ок, сейчас взлетаю

бегу в самолёт, запускаюсь и взлетаю..

Взлетев в 11:25UTC, докладываю взлёт и только набрав 200м над точкой связь с Саратов-кругом нормализуется.
Дальше меня постоянно векторят, просят давать нажатие, пытаются обвинить, что я иду над городом. Причём диспетчер именно утверждает, что я над городом. Ну ладно бы я действительно шёл над городом, но я иду по окраине, т.е. я понимаю, что меня просто пытаются «взять на понт». Становится жутко противно…
Я твёрдо отвечаю, что я иду по северной окраине города и не собираюсь над городом лететь. Хочется просто послать его куда подальше!
Общение немного нормализуется, когда меня переводят под управление диспетчера Саратов-район, да и он ехидно мне сообщает, что дальше в Ростовской зоне мне разрешено следовать только на 300м.
Я соглашаюсь и сообщаю, что снижаюсь на 300м. На самом деле я и не думаю снижаться!
Выйдя из Саратовской зоны в 12:10 UTC в р-не н.п. Большие Капены, спокойно выдыхаю. С Камышиным связь установить не удалось - начинается спокойный полёт в зоне G.
Дальше решаю идти не с кем не общаясь – впереди только пространство G, без пересечения С. Т.к. вроде как психу не поддался, но от таких приколов Саратовских диспетчеров устал как собака.
Войдя в зону Серафимовича у меня начинает звонить телефон. Звонит девушка с Волгограда. Спрашивает всё-ли у меня нормально, а то со мной связаться никто не может. Приходится перейти на частоту Серафимовича и тут начинается говорильня. Серафимович не переставая начинает меня спрашивать обо всём, начиная с того какой борт, не химик ли я, не перегоняю ли самолёт – говорю, что рейс туристический. А дальше постоянные вопросы (макс. 2 минуты перерыв) – дать расчётные того или иного населённого пункта или пересечение МВЛ (включая несуществующих. Но он хотя бы не пытался подставить меня, а просто чувствовалось, что он устал от одиночества и хочет пообщаться.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/484642/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/484641/

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: Эссе о службе УВД в России.

#65 Сообщение kvsov » 16 сен 2011, 07:45

kvsov писал(а):
sibnavigator писал(а):Сейчас эта хрень (высота) вообще с диспетчера при таких полетах снята.
хоть кто нибудь укажите док и пункт где это написано, пожалуйста :?: стыдно, но хочу знать :mrgreen:
Если это то, то пожалуйста кто нибудь подтвердите
ФАП-128: 9.20. При выполнении полетов по ПВП органами ОВД обеспечиваются:
соблюдение временных интервалов при взлете воздушных судов;
предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);
эшелонирование между воздушными судами при переходе на полет по ППП;
содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.
Когда...?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Эссе о службе УВД в России.

#66 Сообщение shura-ag » 16 сен 2011, 08:18

Внимательно следя за веткой, обнаружил, что вне зависимости от количества бортов, наши диспетчеры хотят управлять воздушные движением, спрашивают местонахождение, пытаются по докладам определить где борт, и т. п. хотя теперь при полетах ПВП их функция в информационном обслуживании. Вот скажем совсем недавно летали в Европе вблизи большого аэропорта над Будапештом но правда до 2000 футов там G. Взлетели, доложились. Вопрос у вас есть план - ответ нет, мы тут недалеко покружимся и обратно на аэродром вылета. Больше вопросов не было. Один раз нас попросили обойти запретку, которая была пръямо по курсу, другой раз сказали что встречный планер на неизвестной высоте. Это и том что планера кружили как грибы в районе и мы еще сделали круг почета над бывшим военным портом. Никаких вопросов, нравах просьб докладов. Вот к чему надо стремиться нашим диспетчерам.
Хотя справедливости ради, когда летали в Калужской зоне спортивный маршрут с пересечением 4 мвл. После первой попытки запросить это пересечение нам спокойно сказали, что зона свободна, работайте по плану и мы обрадовались! Так что время просто нужно, все уже налаживается.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4990
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Эссе о службе УВД в России.

#67 Сообщение su27 » 16 сен 2011, 08:40

Я в плане всегда указываю точку входа и выхода из зоны. Причем намеренно искривляю маршрут, если есть пятибуквенная точка, чтобы было проще и мне и ОрВД. Даже, если эта точка уже отсутствует на карте. Так ведь все равно просят что нить рассчитать. А бывает, что просят рассчитать трассовую точку, которой у меня на УКЛ просто нет.
АОПА-Россия пожизненно.

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Эссе о службе УВД в России.

#68 Сообщение stiratel » 16 сен 2011, 09:53

shura-ag писал(а):Внимательно следя за веткой, обнаружил, что вне зависимости от количества бортов, наши диспетчеры хотят управлять воздушные движением, спрашивают местонахождение, пытаются по докладам определить где борт, и т. п. хотя теперь при полетах ПВП их функция в информационном обслуживании. Вот скажем совсем недавно летали в Европе вблизи большого аэропорта над Будапештом но правда до 2000 футов там G. Взлетели, доложились. Вопрос у вас есть план - ответ нет, мы тут недалеко покружимся и обратно на аэродром вылета. Больше вопросов не было. Один раз нас попросили обойти запретку, которая была пръямо по курсу, другой раз сказали что встречный планер на неизвестной высоте. Это и том что планера кружили как грибы в районе и мы еще сделали круг почета над бывшим военным портом. Никаких вопросов, нравах просьб докладов. Вот к чему надо стремиться нашим диспетчерам.
Хотя справедливости ради, когда летали в Калужской зоне спортивный маршрут с пересечением 4 мвл. После первой попытки запросить это пересечение нам спокойно сказали, что зона свободна, работайте по плану и мы обрадовались! Так что время просто нужно, все уже налаживается.
ответчики у всех Саш. Диспы видят картину зоны как на ладони и вмешиваются только тогда, когда возникает реальная в этом необходимость. Подходим к "чарли" Берлин. Уже сказали Диспу что упадем с 10 на 6 и потом на 2. Он ответил "роджер". Снижение было немного менее интенсивным чем нужно и он вызвал нас и сказал что падаем медленно и врубимся в "чарли". Т.е. он не просто видит борт на радаре но и оценивает динамическую картину: это профессионал а не попугай в будке с микрофоном. Ну а то чтобы кто-то орал, принуждал к посадке и тем более выносил мозг требованием ненужных докладов - сам знаешь это просто невозможно никогда! Все предельно четко, понятно и спокойно. Если тупишь - всегда помогут и опять же спокойно. Слышал австрийский борт VFR над балатоном. Их передавали на Вену и они бедные никак не могли повторить новую частоту. Дисп с пятого раза таким же спокойным тоном в ответ на "sorry, sorry! Say again please, sorry" ответил так: "Sir, don't worry, fly the aircraft. Copy Vienna: one, four, five, dicimal one seven five. I repeat Sir: one, four, five, dicimal one seven five. Когда КВС дал правильную квитанцию он пожелал хорошего полета и добавил "no problem Sir!" Все могут попасть в сложную ситуацию - воздух есть воздух. Я уверен что КВС успокоился, вернул себе уверенность и обеспечил безопасное продолжение полета. Заслуга в этом - профессионального уравновешенного диспа, которому респект и уважуха. То что засратов творил с Андреем, не просто раздолбайство но типичный непрофессионализм и скотство - напрямую влияющее на безопасность полета. Могу себе представить не Андрея Иванова а только что вылупившегося: сел бы с недопустимым боковиком под вопли диспа и разложил бы ВС....суки!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Эссе о службе УВД в России.

#69 Сообщение shura-ag » 16 сен 2011, 11:32

stiratel писал(а): ответчики у всех Саш. Диспы видят картину зоны как на ладони и вмешиваются только тогда, когда возникает реальная в этом необходимость. Подходим к "чарли" Берлин. Уже сказали Диспу что упадем с 10 на 6 и потом на 2. Он ответил "роджер". Снижение было немного менее интенсивным чем нужно и он вызвал нас и сказал что падаем медленно и врубимся в "чарли". Т.е. он не просто видит борт на радаре но и оценивает динамическую картину: это профессионал а не попугай в будке с микрофоном. Ну а то чтобы кто-то орал, принуждал к посадке и тем более выносил мозг требованием ненужных докладов - сам знаешь это просто невозможно никогда! Все предельно четко, понятно и спокойно. Если тупишь - всегда помогут и опять же спокойно. Слышал австрийский борт VFR над балатоном. Их передавали на Вену и они бедные никак не могли повторить новую частоту. Дисп с пятого раза таким же спокойным тоном в ответ на "sorry, sorry! Say again please, sorry" ответил так: "Sir, don't worry, fly the aircraft. Copy Vienna: one, four, five, dicimal one seven five. I repeat Sir: one, four, five, dicimal one seven five. Когда КВС дал правильную квитанцию он пожелал хорошего полета и добавил "no problem Sir!" Все могут попасть в сложную ситуацию - воздух есть воздух. Я уверен что КВС успокоился, вернул себе уверенность и обеспечил безопасное продолжение полета. Заслуга в этом - профессионального уравновешенного диспа, которому респект и уважуха. То что засратов творил с Андреем, не просто раздолбайство но типичный непрофессионализм и скотство - напрямую влияющее на безопасность полета. Могу себе представить не Андрея Иванова а только что вылупившегося: сел бы с недопустимым боковиком под вопли диспа и разложил бы ВС....суки!
конечно, Кирилл, я об этом и говорю. У нас же большинство стараются отключить ответчики, чтобы можно было лапшу на уши диспам вешать, так у нас спокойнее к сожалению. Но уверен, ситуация поменяется, не быстро, нужно время, но все движется в лучшую сторону.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

sibnavigator
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 сен 2011, 14:12
Member of AOPA: No

Re: Эссе о службе УВД в России.

#70 Сообщение sibnavigator » 16 сен 2011, 12:24

Andrey Ivanov писал(а):Полёт Самара-Шумейка-Дубки-Вёшенская 01.09.2011.
...связь с Каракулем установил и перехожу под управление Каракуля.
В Энгельсе идут полёты! Наблюдаю в воздухе Ту-95 и пару Ту-22М3.
Изображение
«Ту-95 в воздухе»
При этом Каракуль очень спокойно снижает меня на 300м и за 5км при подходе к точке на 100м по давлению аэродрома (военные почему-то не ошибаются). Да, при этом спокойно предупреждают, что-бы ближе 10км к их точке не подходил. Подхожу к Шумейке, устанавливаю связь, докладываю Каракулю, что связь установил и спокойно сажусь в 08:35 UTC.
Andrey Ivanov писал(а): Взлетев с Шумейки в 10:23 UTC, набираю 100м над точкой, устанавливаю связь с Саратов-кругом в 10:25, они разрешают набор на Пристанное. В 10:30 докладываю Пристанное. Сообщаю с воздуха, что посадку в Дубках отменяю (в плане у меня была посадка). При подходе к Дубкам высота у меня метров 400 истинных (600 абсолютной) (правый берег Волги выше на 200м). Диспетчер спрашивает "есть ли у вас допуск с подбором" (он не в курсе, что сейчас нет таких допусков вообще), "да, конечно есть" - отвечаю я (не учить же его в воздухе). В 10:32 получаю команду снижаться на 100м, начинаю снижение. В 10:33 вопрос диспетчера "Дубки наблюдаете? " Я говорю - "пока нет", он мне "ну вот же, они прям перед Вами" Я понимаю, что пока ещё аэродрома я не увидел - он будет вот-вот, а т.к. я иду достаточно низко, то визуально мне он не виден ещё. Дальше связь начинает потихоньку пропадать (Саратов-центральный находится в низине -абс. высота 152м), я оказываюсь за горкой (абс. высотой 200м), диспетчера я начинаю слышать через слово, причём он похоже меня слышит хорошо, а я его местами. Хотя горка то всего ничего, но уже то, что у меня высота 100-150м истинной… В 10:34 увидев и опознав Дубки - сообщаю "точку наблюдаю, удаление 2 км". Диспетчер: какое-то бурчание и ".... посадку" Я ему: "слышу Вас с перебоями, только отрывки фраз, посадку в Дубках отменяю" и дальше сквозь обрывки связи понимаю, что сейчас у него собирается взлетать борт из Саратова и он требует от меня посадку в Дубках или возвращение обратно в Шумейку.

Здесь, я бы сказал, что это Ваш косяк, а не... не этого самого... органа ОВД!!! :D :D :D

Борт из Саратова, я думаю, здесь не при чем, поскольку для диспетчера не составляло никакого труда поставить Вас в орбиту. Тем более, что всё указывает на то, что диспетчер Вас видел прекрасно. (мож и терялась местами меточка в райое возвышенности, но все указывает на осведомленность диспетчера относительно Вашего местоположения)
Ошибку вижу в том, что у Вас не просматривается квитанции с земли о том, что изменение плана с борта ВС принято и таможня дает добро. Да, Вы что-то кому-то сказали, но Вам в ответ не прозвучало разрешения на изменение.
Почему это произошло? Трудно ответить, не зная нюансов. Но, из логики, основанном на опыте, могу сказать, что вы уведомили об изменении Саратов-круг, а это аэродромная зона. Не думаю, что у этого диспетчера есть прямая связь с ЗЦ. Могло сказаться и то обстоятельство, что мой коллега ранее не сталкивался с такими вещами и не знает на практике, как нужно поступать, когда поступают изменения ранее утвержденного плана.
В любом случае, если бы Вы сразу задали ему вопрос, когда вступит в силу АФИЛ, переданный Вами с борта ВС, это натолкнуло бы его на какие-то конкретные шаги в этом направлении.

Здесь же, толи Вы не так объяснили, толи диспетчер не так Вас понял, но в соответствии с планом нужно было произвести посадку в Дубках и Вы ее произвели...
Andrey Ivanov писал(а): Смотрю карту - 5 км на север от Дубков пространство "G" от земли и до 900м. Прошу диспетчера "разрешите перейти в зону G севернее 5 км". В ответ опять не членораздельная речь. Снова спокойно сообщаю, что не понял, прошу повторить. Я же нахожусь в его классе "С" и должен подчиняться.
Где у нас написано, что изменение утвержденного плана полета вступают в силу немедленно? Здесь Вы тоже не правы, поскольку, сообщив свое решение, Вы должны были еще какое-то время находиться в круге (поскольку лететь Вам уже некуда, совершить посадку Вы не хотите, а для того, чтобы Ваше изменение вступило в силу, необходимо время), прежде чем получили бы "добро" от органа ОВД. Плюс, как я понял, Вы так внятно и не объяснили, с какой целью хотите уйти в неконтролируемую зону. Ну, уйдете, а дальше что? На ручник там своего самоля поставите?
Andrey Ivanov писал(а): Дальше только слышу в эфире крики истеричные "Садись, садись!" (да, сейчас я понимаю, что нужно было сказать «понял, разрешили перейти в пространство G и продолжить полёт», но тогда я впервые сталкиваюсь с тем, что на меня буквально орут в эфире. Причём орут за то, что я стараюсь выполнить все команды, чётко докладываю обстановку, и проявил своё законное право отменить посадку).
не, ну я всё понимаю, но зачем так нервничать?
Абсолютно недопустимая ситуация. Чем неопределеннее ситуация, тем спокойнее должен быть голос диспетчера. Хотя, откровенно говоря, за 25 лет непосредственного УВД, я тоже единожды прикрикнул на экипаж, но это была вынужденная мера: тренировались в РА ведомственные самоли и вертолеты. Самоли для поддержания, вертушки вводили молодняк. А тут еще, как обычно у военных, вводная от отца-командира - подошел к двум экипажам и выдал им ЦУ, создав условия, приближенные к боевым...
- Какой маршрут тренировочных полетов?
Объясняют.
- Упрощаю: взлет - выход ОПРС Колывань - Соколово - заход на посадку!
Грубо говоря, взетел доворот влево, 28 км на ОПРС, доворот на расчетный угол, выходишь на немаркированный населенный пункт, доворот влево, заход на посадку (тут два привода проблем не составят).
- Джипиески сдать!!!

Ну, а вот такой вот подлости в XXI веке никто не ожидал. Ночь, как эту деревеньку Соколово в сплошной темноте отыщешь? Но парни быстро сориентировались и более опытный вперед, второй ему в хвост. На Колывань вышли без проблем.
- Хорошо идут! - подсказывает мне РП воинской части после телефонного разговора со своим руководством, - Разорвать их никак нельзя?
Ну, почему ж, можно конечно. Скрипя сердцем и прекрасно понимая, что сам себе создаю гемор, первому даю команду о левом развороте, второму даю правый. И тот, дурак, ее исполняет. Разворачиваясь в противоположную сторону теряет хвост ведущего и... а кудой идти то???? В общем, с горем пополам, выписывая петли, на пятиминутном участке маршрута потратил раза в три - четыре больше времени. Ну, я ему не мешал как теленочку тыкаться туда-сюда, поскольку прихоть не моя и сидящий рядом РП в/ч наслаждается этим безобразием. Первый уже давно сел и доложился, ждет второго, чтобы продолжить тренировку в паре. А этот, как теленочек. Но Соколово нашел, даю вертолету условия "захода по приводным" на посадку. Тут взлетает Ан-26 ихней части, заход по приводам. Оба на 600, вертолет ниже не опустишь - ночь и прочее; только векторение. Начинаю векторить с объяснением причины, но лучше бы я этого (причину объяснять) не делал! Увидев огонечки, парень обрадовался и давай на них. Это гражданские при виде огонечков стараются дистанцироваться, военных ононечками от ВС не испугаешь, они народ стайный :D :D :D , в общем я его отворачиваю, а он ни в какую, зацепило экипаж, хреначит самолю в бочару и все тут. Все варианты, которые есть в русском языке были мною применены, в т.ч. и попытка поставить в вираж, то же самое, только со словом "орбита". И уже когда дошло до того, что вот сейчас и нарушение интервала налицо - :roll: прошелся по его матушке...
Попытка разобраться в генеалогическом древе ошпарила экипаж вертолета и он махом отпал от "антона", выполнив мою последнюю команду в "пять сек".

Прикольно было потом, когда РП пытался обвинить меня в том, что я, гражданский, использовал гражданскую фразеологию (ну, типо, "вправо курс ноль тридцать"), поэтому экипаж меня и не понимал. Ну, там мой РП немножечко подсуетился, он уже сделал выписку, и не без юмора:
- Подожди, вот я всегда считал, что "орбита" к нам от военных пришла...
- Данунах!
- А "вираж"!
- Данунах!!!
- А "разворот на 360 градусов"!!!
- Ты че тут меня на понт берёшь?! Вот откуда он "векторение" придумал?! "Векторение"! "Курс ноль тридцать"! Вот и задурил голову экипажу!! Я сам Ригу заканчивал! Нету у вас во фразеологии слова "векторение"! Ну Н Е Т У!!!
Я молча своему РП подсовываю синюю книжечку 2000-го года издания, а там один из первых терминов на букву "В". Тому кудой деваться, и рассказал тогда, что у них в в/ч уже прошло разбиралово, растерялся просто экипаж, устал очень, поэтому и не слышал все мои "бла-бла-бла", пока я на его родственниках внимание не обратил, отвлекая от огонечков... :lol: :lol: :lol:
Andrey Ivanov писал(а): Понимая, что диалог не получается и уже просто выключить станцию и следовать дальше не получится (в голове крутится – что может сделать гадкого диспетчер, если я не подчинюсь)
Послать первичку и потом долго еще будете объясняться уже не с диспетчером, а с контролирующими органами...
Andrey Ivanov писал(а):...говорю в 10:36 UTC "Саратов-круг, 10320 зафиксируйте посадку в Дубках". Ответа я уже не получаю, но бурчание и крики заканчиваются.
А я начинаю кружить на 50м над полем и прикидывать - как бы мне на него примоститься. И решаю для себя, если не смогу сесть - буду ходить кругами, пока мне не разрешат лететь дальше.
(проблема с посадкой была из-за очень сильного бокового ветра)
Мне удаётся сесть поперёк полосы.
Ну, это уже опять Ваш "косяк", поскольку органа ОВД на ПП нет, посадку с земли Вы диспетчеру доложили. Если неудачно определили курс и место своей посадки (от процедуры посадки - первый заход с осмотром - Вы, как я понял, не отходили), то это уже Ваши проблемы.

Andrey Ivanov писал(а):В разговоре с ребятами из клуба они улыбаются и говорят "да, есть у нас тут один - когда его смена мы не летаем. Он не может управится больше, чем с одним самолётом, вылетающим из аэропорта. Так, что тебе повезло!"
Ну, это бездоказательная и безаргументарная вода. Диспетчер тоже мог про Вас сказать своему товарищу, что вот за семьдесят пять лет непосредственного УВД :D ему один такой по жизни попался... :roll:
Andrey Ivanov писал(а):...уже сидя на земле - иду осматривать поле и думать: "как отсюда взлететь с таким боковиком?"

В этот момент звонок на телефон, снимаю трубку:
Д: -это руководитель полётов Саратова. Ты сидишь?
Я: - да
Д: - когда вылетать собираешься?
Я: - как разрешат, но сначала хочу поговорить со старшим смены
Д: - зачем?
Я: - хочу выяснить, почему диспетчер Саратов-круг устраивает истерику в эфире и принуждает меня к посадке?
Д: - я РП!
Д: - ты вообще вылетать собираешься или у меня тут два борта заходят и я тебя до вечера продержу тогда на земле
Я: - да собираюсь
Д:- через сколько?
Я: - через 5-10 мин
Д:- если через 15 мин не взлетишь, то я тебе не дам взлететь до вечера
Я:- ок, сейчас взлетаю

бегу в самолёт, запускаюсь и взлетаю..
Все правильно, по плану была посадка, и она была зафиксирована. А там взлетай хоть через сорок пять сек. Да взаимоотношения немножечко попорчены, РП наверняка в момент ваших взаимных непоняток стоял рядом с диспом и наблюдал развитие ситуации, поэтому уже "не один такой, из-за которого местные не летают", и было бы наивно расчитывать на ковровую дорожку и сверхчуткий прием...
Andrey Ivanov писал(а):Взлетев в 11:25UTC, докладываю взлёт и только набрав 200м над точкой связь с Саратов-кругом нормализуется.
Дальше меня постоянно векторят, просят давать нажатие, пытаются обвинить, что я иду над городом. Причём диспетчер именно утверждает, что я над городом. Ну ладно бы я действительно шёл над городом, но я иду по окраине, т.е. я понимаю, что меня просто пытаются «взять на понт». Становится жутко противно…
Я твёрдо отвечаю, что я иду по северной окраине города и не собираюсь над городом лететь. Хочется просто послать его куда подальше!
Ну, не только испорченные взаимоотношения, но и Ваше принципиалово сыграло роль в дальнейшем усилении нервозности. Диспетчер с Вами в кабине не сидит. У него разметка на экране (или так знает), а вы идете строго по канату и хрен й_ошкиного кота знает, куда вас сбалансирует. Дунул Вашей стрекозе в бочару ветерок, который помешал Вам над Дубками, и Вы уже там, где лететь и вовсе не хотели. А отодвинься в сторону километра на два и диспетчер душечкой станет...
Вообще, в подобных ситуациях рекомендую просто оценивать ее не из кабины, а постараться посмотреть на себя со стороны, и Вам сразу станет понятна логика поведения земли, которая именно со стороны за Вами и наблюдает (не обязательно про РЛК, а вообще).
Andrey Ivanov писал(а):Дальше решаю идти не с кем не общаясь – впереди только пространство G, без пересечения С. Т.к. вроде как психу не поддался, но от таких приколов Саратовских диспетчеров устал как собака.
Войдя в зону Серафимовича у меня начинает звонить телефон. Звонит девушка с Волгограда. Спрашивает всё-ли у меня нормально, а то со мной связаться никто не может. Приходится перейти на частоту Серафимовича и тут начинается говорильня. Серафимович не переставая начинает меня спрашивать обо всём, начиная с того какой борт, не химик ли я, не перегоняю ли самолёт – говорю, что рейс туристический. А дальше постоянные вопросы (макс. 2 минуты перерыв) – дать расчётные того или иного населённого пункта или пересечение МВЛ (включая несуществующих. Но он хотя бы не пытался подставить меня, а просто чувствовалось, что он устал от одиночества и хочет пообщаться.
Здесь тоже сказалась партизанская кровь - вошел в РПИ, будь добр, представься, что вот он я, красавец, и все дела. Вас в это время искали по всем каналам, отвлекали борты, летящие на эшелонах, в попытке установить с Вами связь, либо организовать Ваш поиск и спасение. Подняли всех, кто хоть что-то о Вас знает, девушко отыскала даже номер Вашего мобильного, но вовсе не для того, чтобы поужинать с Вами в ресторане...

И Вы всерьез рассчитывали, что после установления контакта Вас ожидают цветы и объятия? Да нет, конечно-же, и Серафимович-район, хоть это ему и нафиг не надо, тупо приучал Вас к желанию общения, и ничего более...
shura-ag писал(а):конечно, Кирилл, я об этом и говорю. У нас же большинство стараются отключить ответчики, чтобы можно было лапшу на уши диспам вешать, так у нас спокойнее к сожалению. Но уверен, ситуация поменяется, не быстро, нужно время, но все движется в лучшую сторону.
Конечно движется. И диспетчеры будут уже не такие тупые, и говорильня прекратится, поскольку появятся ответчики, появятся и средства прогнозирования изменения воздушной обстановке. Что сравнивать с "там", когда там диспетчер сидит на оборудовании от дяди Томсона и в состоянии порекомендовать Вам все, что угодно, чтобы Вы в определенной точке имели определенную высоту и достигли ее в строго определенное время. А что Вам может порекомендовать тупой диспетчер, если в качестве подсказки у него лишь Ваши доклады, да радиопеленгатор с погрешностью плюс-минус один градус?

sibnavigator
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 сен 2011, 14:12
Member of AOPA: No

Re: Эссе о службе УВД в России.

#71 Сообщение sibnavigator » 16 сен 2011, 12:27

Но, ради справедливости, нужно сказать и о том, что прозрению органа ОВД мешает очень мощное лобби, которое вполне устраивает то обстоятельство, что российский диспетчер туп и слеп...

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Эссе о службе УВД в России.

#72 Сообщение stiratel » 16 сен 2011, 13:05

sibnavigator писал(а):Но, ради справедливости, нужно сказать и о том, что прозрению органа ОВД мешает очень мощное лобби, которое вполне устраивает то обстоятельство, что российский диспетчер туп и слеп...
Это кто такие? Что за лобби заинтересованно в ослеплении ОВД? То что оборудование никакое это понятно. Тогда тем более зачем, не видя обстановки в ВП давать идиотские и опасные инструкции. Ну сказал бы: "по моим скромным и ограниченным данным в районе полетов траффик отсутствует. Повысьте осмотрительность и выполняйте полет на безопасной по давлению примерно 1013 или по какому больше нравиться:) если кого увидите - буду признателен за доклад. На прямой доложите и я план закрою. Если не сложно - звякните как сядете чтобы я мог спокойно спать". Чего из себя меня корежить и давать опаснейшие инструкции да и орать еще?!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Эссе о службе УВД в России.

#73 Сообщение shura-ag » 16 сен 2011, 13:10

sibnavigator писал(а):Что сравнивать с "там", когда там диспетчер сидит на оборудовании от дяди Томсона и в состоянии порекомендовать Вам все, что угодно, чтобы Вы в определенной точке имели определенную высоту и достигли ее в строго определенное время. А что Вам может порекомендовать тупой диспетчер, если в качестве подсказки у него лишь Ваши доклады, да радиопеленгатор с погрешностью плюс-минус один градус?
Так в том то и дело, что если реальной возможности помочь нет, то хотя бы не нужно мешать. К слову сказать, уверен, что есть достаточное количество диспетчеров, которые так и поступают, я приводил пример той же Калуги, хоть по правилам пересечение МВЛ это класс Чарли и соответственно с запросом, но диспетчер сразу сказал, что зона свободна, летите как угодно. Это нормально. Это идеальная ситуация. Вышел на связь, доложил где ты, что собрираешься делать, диспетчер скзал ок, лети доложи выход и все в принципе, зачем усложнять, пытаться отслеживать по докладам каждые 5 минут. Полет ПВП, за все отвечает КВС диспетчер только информирует. Так и нужно действовать.

Просто нужно время, чтобы сознание органов ОВД перестроилось с контроля на оказание помощи, время пройдет все наладится, сдвиги уже видны. Никто не считает диспетчеров тупыми. ни в коем случае. Но излишнее желание проконтролировать есть.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

sibnavigator
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 сен 2011, 14:12
Member of AOPA: No

Re: Эссе о службе УВД в России.

#74 Сообщение sibnavigator » 16 сен 2011, 13:54

shura-ag писал(а):
sibnavigator писал(а):Что сравнивать с "там", когда там диспетчер сидит на оборудовании от дяди Томсона и в состоянии порекомендовать Вам все, что угодно, чтобы Вы в определенной точке имели определенную высоту и достигли ее в строго определенное время. А что Вам может порекомендовать тупой диспетчер, если в качестве подсказки у него лишь Ваши доклады, да радиопеленгатор с погрешностью плюс-минус один градус?
Так в том то и дело, что если реальной возможности помочь нет, то хотя бы не нужно мешать. К слову сказать, уверен, что есть достаточное количество диспетчеров, которые так и поступают, я приводил пример той же Калуги, хоть по правилам пересечение МВЛ это класс Чарли и соответственно с запросом, но диспетчер сразу сказал, что зона свободна, летите как угодно. Это нормально. Это идеальная ситуация. Вышел на связь, доложил где ты, что собрираешься делать, диспетчер скзал ок, лети доложи выход и все в принципе, зачем усложнять, пытаться отслеживать по докладам каждые 5 минут. Полет ПВП, за все отвечает КВС диспетчер только информирует. Так и нужно действовать.

Просто нужно время, чтобы сознание органов ОВД перестроилось с контроля на оказание помощи, время пройдет все наладится, сдвиги уже видны. Никто не считает диспетчеров тупыми. ни в коем случае. Но излишнее желание проконтролировать есть.
Опять же, если за Справедливость...
Поведение диспетчера еще достаточной степени зависит от группы "куклусклановцев" (ККиИАНО). Там где нормально, и диспетчер нормален, а там где сидит несостоявшийся на непосредственном управлении воздушным движением дубина, то и диспетчер начинает себе заднюю полусферу прикрывать, п.ч. Вы пролетели по его зоне и Вас никто не видит, а по результатам Вашего пролета на диспетчера Иванова докладная на столе у директора лежит: там нарушил, тут нарушил, здесь от экипажа не потребовал. Иванова в Анализ соответствующего центра ОВД, в Приказ о наказании и пр.
И вот сами подумайте: будет он после определенных оргвыводов ласковым котёнком?

Что там далеко ходить, сам неоднократно сталкивался: в зоне ответственности КДП времянахождение 7 - 15 минут. Взлетел, к примеру, с аэродрома, курс на рубеж приема-передачи и через 7 минут на связь с "районом". Из семи минут первые три-три с половиной под радиолокационным контролем, дальше, если высота 100 м., метка теряется. И начинается...
- Почему у тобе два ВС (один прилет, другой вылет), а ты не уточняешь их фактическое местоположение?
- Мля! Я их проинформировал?
- Ну-да, а убедиться?!
И сказочки из серии "А вдруг он патроны вез?!". Русским языком объясняешь, что по наблюдаемому мною маневру в течение первой половины маршрута в своей зоне я четко вижу, куда борт направился и всегда его поправлю, убедившись, что при взятии курса произошла ошибка, а в процессе информации второго о первом четко вижу его пеленг и мне накуй не надо проявлять видимую бдительность и запрашивать его отдельно, чтобы доказать что я тут сверхответственный фуфел. А если я его вижу, то какие потом проблемы в том, что я его видеть не буду?! Что, у меня пальцев на руках нет :lol:, чтобы на таком участке маршрута не просчитать его фактическое местоположение, не задействуя при этом экипажи?
- Радиолокационный контроль есть?
- С перерывами...
- Нииппёт!
А дальше вытаскивается какая-нибудь махровая инструкция, которая ещё дедушке Ленину черновиком служила, когда тот писал свой декрет об Авиации, где написано, что при отсутствии радиолокационного контроля диспетчер обязан не менее двух раз запросить пеленг от воздушного судна, чтобы убедиться в отсутствии отклонения от линии пути...

Мля, ну на стокилометровом участке, это я еще могу понять, но на четырехминутном то участке ты какого хрена мне эту желтую портянку в харю суёшь?!!
- Нииппёт!

зы: самые добренькие - руководители полетов дежурных смен; садясь с целью проверки, либо в период кратковременной подмены диспа, они легко дают зелёный свет в таких случаях, когда от штатного диспетчера никогда этого не дождешься. Он помаячил на месте диспетчера свою троечку часов и ушел, и его моск "куклусклановцы" особо греть-то не будут, а штатному диспетчеру изо дня в день сию кашу расхлёбывать..

Хотя, Вы абсолютно правы. Если зона свободна, то какого куя акцентировать внимание на пересечениях эмвээлок, хотя бы их и сотня набралась? В таких вот случаях всегда транзитникам на входе "через дальний -наименование аэродрома- -точка выхода- доложить, зона свободна". Поскольку ДПРМ - промежуточный поворотный ПОД, да еще аэродром, то зачастую все равно в ответ, что ДПРМ доложат. Объяснишь спокойно, что диспетчер медитирует, наслаждаясь тишиной в эфире и ему этот доклад на куй не нужен, и все. Второй - третий раз пролетает, уже узнав по голосу сам заранее дает расчетное не ДПРМ, а уже точки выхода из зоны, в надежде, что счастье повторится... а ему в ответ водный рубеж, орбита, этого наблюдаете, того наблюдаете, за этим курс на ДПРМ, пересечение посадочного за бортом разрешаю... ну, что поделать? Такова жизнь...

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Эссе о службе УВД в России.

#75 Сообщение shura-ag » 16 сен 2011, 14:29

Да, это все пережитки прошлого. попытка быть мегаответственным, при том, что во-первых ответственность давно снята, во-вторых технической возможности контроля нет. вот и начинается...
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»