Ночные полеты - вопросы и ответы

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Ночные полеты - вопросы и ответы

#1 Сообщение Serega » 04 окт 2010, 10:56

Давайте поговорим отдельно о ночных полетах. У многих участников форума очень богатый опыт в этой области. Итак:

1. Минимальное оборудование, которое должно стоять в самолете
2. Что должно/не должно быть на аэродроме
3. Какие есть хорошие упражнения?
4. Ваш опыт и рекомендации
5. На что особенно нужно обратить внимание
Иванов Сергей

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4990
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#2 Сообщение su27 » 04 окт 2010, 11:22

1. см. ФАП-128
2.18.2. На воздушном судне, выполняющем полеты по ПВП днем:
магнитный компас;
хронометр или часы, указывающие время в часах, минутах и секундах;
барометрический высотомер;
указатель приборной воздушной скорости.
2.18.9. На воздушных судах при выполнении полетов ночью по ПВП дополнительно:
а) аэронавигационные огни;
б) посадочные фары;
в) подсветка для всех пилотажных приборов и оборудования, имеющих большое значение для безопасной эксплуатации воздушного судна и используемых летным экипажем воздушного судна;
г) светильники во всех пассажирских кабинах;
д) автономный переносной фонарь на рабочем месте каждого члена экипажа воздушного судна.
2. Аэродром должен быть освещен. Не помню НПА. Но думаю дадут.

3-5. Обратил внимание, что когда едешь за рулем ночью на авто быстро, то это своего рода тренировка для глаза для реальных ночных полетов.

Обязательно до полетов проверить работу посадочной и рулежной фар.

Четко знать свое место относительно полосы. Ночью потеряться еще проще.

Снижение выполнять 0,5-1 м/с, как только световое пятно обретет резкость это и есть высота начала выравнивания.

Основные ошибки по моим наблюдениям - низкая глиссада, высокое выравнивание.
АОПА-Россия пожизненно.

Jantar
Гуру
Сообщения: 1943
Зарегистрирован: 23 окт 2007, 20:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#3 Сообщение Jantar » 04 окт 2010, 11:27

1. Фап 128
2. ФАП 128
3. Полеты по кругу.
4.Опыт небольшой имеем, рекомендовал бы иметь дополнительно, лампу к подсветке приборов, если есть возможность её замены в полете, третий фонарик, вторую ЖПС и переносную Р.Ст ,термос горячего кофе, выспаться!
5. На то что бы горели все лампы, БАНО, стробы, фары, подсветка.
Мечты о небе сбываются....

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#4 Сообщение ЛОДОЧНИК » 04 окт 2010, 14:01

Опыт как раз у всех скорее не большой, чем наооборот. А тысячи часов в линейной авиации для ночных полетов АОН подходят в качестве опыта очень условно.
Самолет.
Готовим самолет к ночным полетам. Имея опыт полетов на Л-42 с установленными и очень хорошо отрегулированными ксеноновыми фарами от автопрома "HELLA" после первого же посадки на Твине с штатными и сертифицированными авиационными лампами-фарами накаливания у меня сразу пропало желание продолжать выполнение полетов. Они хорошо греют ночной воздух своей спиралью с палец толщиной, но световая отдача для третьего тысячелетия не поддается никакой критике. В результате фара, на выключателе которой было написано руление была заменена на шикарный девайс привезенный из Ошкоша, это лампа с шестнадцатью светодиодами, подключаемая тонюсенькими проводами, потребляющая минимум энергии, хорошо видимая в воздухе под любыми углами, замечаемая РП при подходе к точке днем с удаления двенадцать километров, штатно имеющая возможность работать в моргающем режиме весь полет и обеспечивающая самый широкий угол обзора на выравнивании ночью. После установки этой фары мне не разу не удалось первым заметить встречный борт при расхождении днем, хотя раньше я в восьмидесяти процентов случях видел первым( ВЛЭК не покупал). Но, как основная посадочная ночью она все равно проигрывает ксенону. Вторая сертефицированная стекложелезяка тридцатых годов, с надписью на выключателе посадка, была заменена на ксенон от Хеллы с удалением перегородки ближнего света и настроенна на земле под углом около сорока пяти градусов вниз, что дает шикарное световое пятно на полосе при заходе на посадку уже с расстояния около 500-1000 метров, а снизу смотрится как яркая световая труба.
Фонарик.
Фонарик лежащий в очень удобном и привычном для вас месте, а лучше всего в кармане, на тот случай если вы вдруг окажетесь в темноте отдельно от ЛА, тоже лучше всего иметь диодный с малым энергопотреблением и хорошей линзой, дающей узкий мощный луч с возможностью осмотреть в полете мотогондолы и плоскости до. Изучить вид деталей самолета ночью из кабины без нароста льда при помощи вашего фонарика лучше заранее на земле, потому, что, ночью в воздухе все кошки серые и вид деталей самолета подсвеченный вспышками стробов может показаться совсем не знакомым...
Аэродром.
Понятно, что при полетах где нибудь в аэропорту Казани шансов на то, что освещение полосы вдруг перестанет работать один на миллион. Другое дело площадка в России, при полном отсутствии второй освещенной в радиусе от сюда и до утра... И даже если вы уже полетали ночью на приличных полосах это совсем и очень далеко не значит, что вы готовы садится на выключенную полосу с минимумом оборудования на борту, да и стоит вообще подумать стоит ли, и так уж я люблю летать ночью, что готов прыгнуть головой в темный колодец в случае отказа одного, а в девяносто пяти процентах случаев единственного двигателя... То что днем скорее всего закончится инцидентом, ночью скорее всего будет катастрофой.
В случае отказа освещения площадки очень желательно подсветить ближний торец двумя авто установленными примерно под сорок пять к полосе, и установить по два фонаря обозначив центр и дальний торец. Средние и дальние фонари должны быть хорошо видны до полной посадки, по их схождению в горизонте вы будете четко видеть свою высоту, в случае перелета и потери видимости фонарей центра, только уход на второй круг. Тем кто ходил ночью по фарватерам не знакомых рек используя поворотные створы, имеет опыт ночного расхождении с встречными судами разных размеров и при разной видимости, в этом случае будет гораздо легче адаптироваться, своего рода это ночной тренажер с функцией укачивания экипажа))
Полет.
Ну конечно самое первое это оценка метео и возможности возникновения тумана, осмотр окрестностей мужественным взглядом здесь уже не прокатывает, иногда подсвеченная площадка пропадает почти полностью ровно за один полет по кругу скрывшись в тумане принесенным легким ветерком из соседнего оврага, подошедший плотный снегопад или ливневой дождь можно не увидеть даже с нескольких километров, особенно если присутствует облачность среднего или верхнего яруса и нет видимости звезд и Луны, прошедший не большой дождик может организовать туман в течении нескольких минут, причем отойдя от точки вы можете этот дождик и не увидеть вообще, а гроза проходящая в сотнях километрах с непривычки может показаться ужасной и близкой. Смена условий по ветру на посадочной площадке тоже может пройти очень не заметно и даже подсвеченный колдун становится ночью мало информативен. Начавшееся обледенение, особенно если это прозрачный лед, иногда бывает сложно заметить даже днем, ну а в свете карманного фонарика ночью, осмотр белых подкосов и плоскостей через не дай Бог запотевшее стекло... Ночное руление по РД вашей, а тем более чужих площадок, тоже может стать не забываемым приключением особенно если вспомнить, что И-15 сломал винт даже днем на "подготовленном" грунте МАКСа-2009. Ночной полет, если у вас есть даже не очень большой перерыв ночью, лучше вообще не планировать в заранее не известных не идеальных метеоусловиях, первые минуты всегда будут особенными..., и лучше иметь в эти минуты поменьше вводных. Ну и заметил еще такую особенность, пассажиры ночного рейса маленького ЛА всегда более молчаливые, а после посадки всегда более говорливо благодарные...))
Все описанное выше является мнением автора основанным только на личном опыте, может не совпадать с мнением администрации форума и людей оккупировавших здание на Ленинградке.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#5 Сообщение Serega » 04 окт 2010, 14:09

ЛОДОЧНИК, спасибо огромное! Аж распечатать хочется.
Иванов Сергей

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#6 Сообщение ЛОДОЧНИК » 04 окт 2010, 14:13

Serega писал(а):ЛОДОЧНИК, спасибо огромное! Аж распечатать хочется.
:oops:
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#7 Сообщение Misha » 04 окт 2010, 14:26

ЛОДОЧНИК писал(а):Все описанное выше является мнением автора основанным только на личном опыте, может не совпадать с мнением администрации форума и людей оккупировавших здание на Ленинградке.
"Тебе бы книжки писать, начальник!"

Саш, снимаю шляпу! Это бы как ФАК оформить, что ли...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#8 Сообщение Serega » 04 окт 2010, 14:31

Обязательно оформим! Пост великолепный.
Иванов Сергей

Аватара пользователя
Max405
Активный участник
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 14:07
Member of AOPA: No
Откуда: Москва, Киев, Рига

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#9 Сообщение Max405 » 04 окт 2010, 14:48

Дневные ориентиры выглядят совсем не так ночью, что поначалу удивляет... Потеря пространственной ориентировки в порядке вещей при полете над неосвещенной поверхностью земли... Следить за кренами по авиагоризонту (при отсутствии такового - не летать)... За собой заметил как раз более низкое выравнивание - может только у меня?...
С уважением, Max405
JAR-PPL(A), SEP&Night Ratyng, IV level ICAO, С172, C152, SeaMax M22, PA28, RV10, DA20, C182...

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#10 Сообщение Mikle » 04 окт 2010, 16:27

Серёга, где-то пару лет назад эта тема уже поднималась. я тогда описал технологию захода на площадку ночью на вертолётах, если я правильно помню. чтобы не писать всё по-новой, может найдёшь ту ветку в архивах?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Jantar
Гуру
Сообщения: 1943
Зарегистрирован: 23 окт 2007, 20:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#11 Сообщение Jantar » 04 окт 2010, 16:30

Саш, с твоего позволения, сей шедевр будет распечатан и рекомендован к изучению при выполнению ночных УТП.
Мечты о небе сбываются....

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#12 Сообщение Serega » 04 окт 2010, 16:48

Миша, искал перед созданием темы... Может ты найдешь?
Иванов Сергей

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#13 Сообщение vova_k » 04 окт 2010, 16:57

Serega писал(а):Миша, искал перед созданием темы... Может ты найдешь?
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=1730

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#14 Сообщение ЛОДОЧНИК » 04 окт 2010, 17:01

Jantar писал(а):Саш, с твоего позволения, сей шедевр будет распечатан и рекомендован к изучению при выполнению ночных УТП.
Только поправь стиль и содержание в некоторых местах и дополни, это все таки путевые заметки любителя написанные в пробке а не готовая инструкция ФАВТ :) Кстати как резервный источник света для полосы я использовал шикарные диодные светильники выполненные в стиле керосиновой лампы, и работающие на 360 градусов, видно черти откуда, а четыре больших круглых батарейки дают ему огромный ресурс по продолжительности работы. И еще одно замечание, если вы решили использовать ксенон на вашем ЛА, нужно быть готовым к тому, что в момент разогрева он может давать помеху на радиостанцию а лампы надо использовать с самым желым спектром из имеющихся в серии у производителя.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Ночные полеты - вопросы и ответы

#15 Сообщение Serega » 04 окт 2010, 18:08

Там именно вертолетная направленность. С точки зрения удобства пользователю начал общую ветку.
Иванов Сергей

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»