Давайте начнем тяжелую тему - чему учат в любом клубе РФ, что может из этого получиться и как потом с этим всем "щастьем" пытаться летать не только вокруг родного аэродрома, но и куда-нить еще..
Почему-то чаще всего под термином "летать" в РФ автоматически подразумеватся некий "тазик с крыльми", который надо за 42 часа научиться запускать, выруливать, взлетать, делать "коробочку" вокруг "аэродрома и, конечно же, приземляться. С радиообменом по-русски ни у кого не возникает никаких сложностей. Через неделю терминология выучивается, порядок фраз тоже становится понятен, к часам 30 человек уже считает себя самостоятельным "пилотом", на 50 часу, если до этого ни разу не сломалась при посадке какая-нить стойка, обучение заканчивается.
После этого обучения (50-60 часов, обычно только 2-3 дня в неделю, если есть погода, по 1-1.5 часа, если есть деньги и нет очереди из желающих - если есть - 0.5-1 час за летный день), на 5 или 6 месяц, человек получает возможность (теоретическую) летать на освоенном типе - обычно это либо ультралайт, либо Як-52. Далее начинается любопытное.
В теории надо бы получить свидетельство. Понятно, что и без оного вы можете приезжать на родной аэродром и летать. А если на соседний? Наиболее опытные с первого дня ведут логбук, куда ставят печати клуба и подписи поварих или свои собственные (для солидности). Но в любом клубе кроме логбука потребуют пилотское. Получить пилотскую лицензию - еще пару месяцев ожидания. На разные там РКК и прочие бюрократические процедуры.
Не все клубы имеют право его выдавать, многие, пользуясь "узким авиационным кругом общения", исхитряются для своих "курсантов" выдрать это самое свидетельство, содрав по дороге с курсанта чуть-чуть денег на медицинскую справку или отправив его честно самого сдавать ВЛЭК.
Если же клуб частный, то лицензию можно получить как от РОСТО, так и от ГА - где, с кем и за почем договорятся владельцы "школы".
И хотя обе эти лицензии признаются в рамках ICAO, летать дальше собственного аэродрома вам никто не позволит. Фактически, вы получаете не лицензию частного пилота, а либо лицензию "пилота-спортсмена" - это в случае типа Як-52, либо лицензию пилота-любителя" - это все остальное. Хотя бывают и исключения, например в родной Кубинке, отучившись на Zlin-142 (который хоть и пилотажник в теории, но на практике не очень уж и пилотажник), можно получить лицензию именно "пилот-спортсмен".
Если же вам выдадут ГА-шную лицензию, то там может быть написано все, что угодно. В идеале - "пилот .. класса", тип - ЕЭВС до 5700 кг. В этом случае есть еще хоть какие-то зазоры для дальнейшего. В противном случае будет записан опять какой-нибудь ультралайт и все.
Что надо запомнить новичкам.
1. Нигде, кроме Академии ГА, либо в любом АУЦ (читать тут: http://www.aerojetstyle.ru/index.php?id=654 ) вас не научат официально летать из одного города в другой. Но это совсем иные сроки обучения. Пока у вас не будет допуска на "ниже нижнего" или МВЛ (местные воздушные линии) - только родной аэродром и его "зоны".
2. Никто вас не научит радиообмену на МВЛ (местные воздушные линии)- одно дело общаться с родной "башней" и совсем другое - с "Внуково-Подход". Не потому, что не хотят - скорее потому, что сами не знают. Обычный инструктор - бывший военный летчик, который всегда летал из одной точки до другой и обратно. И плевать ему было на всех диспетчеров, вместе взятых.. Ну не знает он, как это делать... Примеров полно.
3. Никто вас не научит околоавиационным процедурам - метеорология, правила подачи заявок, правила полетов за пределами "родного аэродрома", обслуживание самолета, законодательство, далее еще человеческому фактору, английскому языку, который необоходим для полетов за рубеж и за рубежом РФ, умению пользоваться ответчиком, АРК, никто не пояснит, зачем же все это надо в самолете и так далее. Не потому, что не хотят, а потому, что либо это все дается отдельным курсом, занимающим (вместе с полетами) около года времени ежедневного обучения (грубо), либо, что очень любят делать все без исключения "клубы" - выдать вам материалы для "самостоятельного" изучения. И неважно, что большинству материалов уже 50-60 лет - иных учебных пособий просто нет и не ожидается.. Да и стремление отечественных авторов простые и понятные интуитивно вещи объяснять при помощи двойных интегралов...
4. "Обучение в клубе" - это вы сумеете в конце обучения взлететь, пройти "коробочку" и приземлиться, не сильно рыская по курсу, проваливаясь по высоте и глиссаде, научитесь пользоваться закрылками и запомните свой позывной. Ничего больше вы не сумеете.


Так, чтобы было как можно меньше иллюзий.
Ответственные товарищи (надеюсь), поправят мои неточности, поделятся опытом и прочим.

Писать получается уж очень много, не за один прием.