#26
Сообщение
smixer » 27 сен 2023, 11:41
В 1949 году все активы Стинсона были проданы материнской компанией Consolidated Vultee компании Piper. И хотя к тому времени уже летал прототип модели 108-4 с двигателем Franklin 6AGA-190-B13 (185л.с.), Пайпер решил не возобновлять производство из-за вставших продаж. Последние примерно 300 самолётов, собранные из запчастей оставшихся на складах, продавались ещё в течении двух лет как Piper-Stinson. Поэтому реально встречаются экземпляры 1950 года выпуска. Окончательный гвоздь в крышку гроба забила двигателестроительная компания Aircooled Motors (торговая марка Franklin), продавшаяся автомобильной фирме Tucker и разорвавшая все контракты с авиастроителями.
Но на этом история 108й модели не закончилась. Огромное количество выпущенных самолётов очень удачной конструкции требовало обслуживания и поддержания лётной годности. Сертификат лётной годности был приобретён компанией Univair, которая наладила выпуск запасных частей, абсолютное большинство которых и сегодня можно приобрести новыми в каталоге крупнейшего в штатах поставщика запчастей для АОН Aircraftspruce. Многие владельцы и ремонтные организации получили дополнительные сертификаты типа (STC), позволяющие осуществлять переход на различные двигатели, такие как Lycoming O-360 , Franklin O-350 , Continental O-470. Одним из самых распространённых вариантов ремоторизации была установка двигателя Lycoming O-435 т.к. на военных складах оставались большие запасы этих моторов, используемых во время Второй Мировой на родственном Stinson L-5 Sentinel (за время войны таких самолётов было построено почти 4 тысячи штук).
В общем и сегодня эксплуатация этой машины не представляет особой сложности благодаря общей удачной конструкции и хорошей информационной поддержке. По приблизительным данным около двух тысяч таких самолётов в мире ещё находятся в эксплуатации и наверняка переживут многих более современных одноклассников.