Дело № А45-22628/2015
г. Новосибирск
05 апреля 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Киселевой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямполец О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6, кабинет № 501 дело по иску открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказ", г.Беслан (ОГРН 1041500801352) к публичному акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь", г. Обь (ОГРН 1025405624430) о взыскании 448 728 рублей 60 копеек задолженности за оказанные услуги за апрель 2015 года,
установил:
Сущность спора: иск заявлен о взыскании 448 728 рублей 60 копеек задолженности за оказанные услуги за апрель 2015 года.
...
В обосновании своих требований истец ссылается на п. 5.1.1. «2» Договора, условиями которого предусмотрено, что аэропорт обязуется обеспечить перевозчику услуги по метеорологическому обеспечению.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из указанных норм права следует, что основанием для оплаты оказанных услуг является их оказание и принятие.
Факт оказания и сдачи услуг должен доказать исполнитель (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
...
Обязательность предоставления услуги не значит, что она автоматически оказана.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ оплате подлежат фактически оказанные услуги.
В соответствии с указанными нормами и статьей 65 АПК РФ исполнитель (услугодатель) должен подтвердить достаточными и достоверными доказательствами обстоятельства оказания им заказчику (услугополучателю) услуг и обосновать их объем.
Ответчик в адрес истца направил письмо от 16 июня 2014 года исх. № 10-206-12-14/002157, которым уведомил истца об отказе от исполнения договора о наземном обслуживании, в части оказания услуг по метеорологическому обеспечению полетов, начиная с 21 июня 2014 года., а также предложило подписать Дополнительное соглашение к Договору о наземном обслуживании № 04-01-NOR-002/0307 от 23 июля 2003 года, которым было предусмотрено исключение строки п. 5.1.1 «метеорологическое обеспечение».
После этого, начиная с 16 июня 2014 года выставляемые ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» акты по форме «С», счета-фактуры подписывались с замечанием - «услуга метеообеспечения не заказывалась и не предоставлялась» и, соответственно, не оплачивалась ответчиком.
Кроме того, в адрес ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» направлялась претензия о выставлении корректировочных счетов-фактур в адрес авиакомпании в связи с выявлением разногласий - услуга метеообеспечения не заказывается и не предоставляется (исх. № 2048 от 22 октября 2015 года).
Доводы ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» о том, что услуги аэропорта по метеообеспечению обязательны для ПАО «Авиакомпания «Сибирь», а также довод, что услуга по метеообеспечению может предоставляется исключительно истцом, также не имеют под собой правовых оснований. Это следует из анализа действующего законодательства.
...
В силу п. 2.7.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128, при подготовке к полету командир воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплантат обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
В соответствии с п. 5.38 названных Правил в качестве указанной в данном пункте информации используются сведения из источников, которые эксплантат посчитает достоверными.
Таким образом, исходя из норм законодательства Российской Федерации, разъяснений Минтранса России, эксплантату позволяется организовывать получение метеорологической информации не у организации, производящей данную информацию, а у международных провайдеров в соответствии с договором.
Вопреки положениям пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.6 НМО ГА-95, устанавливающим формы предоставления капитану воздушного судна метеорологической информации, ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» не предоставило в материалы дела бланков с прогнозами или иные документы, где бы фиксировался факт оказания им услуги ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (например расшифровка переговоров).
Таким образом, истец не представил доказательств того, что информация по метео в требуемом объеме в спорный период доводилась командирам воздушных судов ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
ПАО «Авиакомпания «Сибирь» получает услугу по метеообеспечению по соглашению от 31 января 2003 года, заключенного с компанией SITA Information Networking Computing UK Limited (SITA) (о чем, также был проинформирован истец письмом исх. № 10-206-12-14/002157 от 16 июня 2014 года).
Так компанией SITA за апрель 2015 года авиакомпании выставлен счет за услуги по метеообеспечению (information services), который оплачен ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Таким образом, в спорный период и по настоящее время ПАО «Авиакомпания «Сибирь» получает услуги по метеообеспечению через SITA, что не противоречило как ранее действующему законодательству на момент спорного периода - апрель 2015 года, так и в настоящее время с внесением изменений в п. 5.38 в редакции Приказа Минтранса РФ от 22 ноября 2010 года № 263 «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128».
Этот факт подтверждается результатами проведенной внеплановой проверки Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округа (Долее - УГАН НОТБ СФО Ространснадзор).
ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» письмом от 31 августа 2015 года № 5-1257обратилось в УГАН НОТБ СФО Ространснадзор для проведения проверки ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в части отказа авиакомпании от получения государственных услуг по авиаметеорологическому обеспечению полетов ВС.
http://sudact.ru/arbitral/doc/O6veQUQWOuQ/