Старый шкраб писал(а):Начну по порядку.
to Jan
1. Я с самого начала писал, что летать в аэроклубах мне, практически не приходилось, следовательно, тамошние порядки знаю слабо. Однако мне представляется, что полёты в аэроклубах простираются несколько дальше ближнего привода,
Увы, вам представляется неправильно. Ближний привод - почти предел. Ну, если у клуба есть пилотажная зона - уже счастье. Через 3 полета в нее ты ее не то, чтобы наизусть знаешь, а можешь писать отчет о скорости роста кустов и травы...
- курсант 1-го курса искал да так и не нашёл пилотажную зону, расположенную в 12 километрах от КТА. Благо АРК-9 работал исправно, это и спасло машину
.
Вообще это называется "пространственный кретинизм".

. Но я понимаю, о чем вы.
Надо добавить, что оба случая произошли в простых метеоусловиях и в отнюдь не безориентирной местности. Оба курсанта к тому времени налетали около 10-ти часов самостоятельно и почти месяц как впервые вылетели самостоятельно. Вы мне скажете, вот и где же польза оттого, что их учили. Дело в том, что в обоих случаях молодые люди понадеялись именно на навык, которого у них реально ещё не было. На профессиональном языке это называется слабая или недостаточная подготовка к полёту.
Да. Но вы тут слово "самостоятельно" употребили.. Вы все же плохо знаете клубы..

. Точнее, не знаете совсем.
Проблема решается проще - никто никого в самостоятельный не выпускает. Нет, один раз вылетел (повисел в случае вертолета) и все, свободен. Проставился - летай дальше, вози с собой "живой АРК" в виде инструктора, который уж всяко дорогу домой найдет

.
По поводу понимания того, "ЧТО надо делать если..."
Во время перегона авиатехники на борту отказали ВСЕ приборы, указывающие направление полёта, а так же направление на радиоориентиры. Полёт проходил за облаками, по данным синоптиков на высоте полёта проходило струйное течение, в котором воздушные массы двигались под углом 70-80 град. к ИПУ со скоростью до 130 км/ч. Маршрут полёта имел 1 ППМ и пересекал две воздушные трассы. В 12-15 км от аэродрома по линии продолжения пути находились горы с высотой более 3800 м. В завершение картины добавлю, что на КП (для ГВФ диспетчер дальней зоны) перепутали позывные экипажей и, имея в ввиду одного, давали команду другому. Благо, что экипаж указанного выше борта раньше наземных служб понял их ошибку. Вы действительно полагаете, что для благополучного выхода из создавшейся ситуации не понадобилась теория?!
Бесконечно далеки вы от народа

. Полет проходил за облаками?? КП позывные перепутал? Плюс струйное течение? Плюс горы? Приборы отказали? Уф-фф.. Значит так, батарейки в GPS вставить новые, диспетчера дальней зоны не слушать вообще, т.к. в таких условиях полет может быть только "партизанский". Если GPS выключился вовсе - подсесть на поле или шоссейную дорогу и спросить, куда тебя занесло, собственно. Заодно перекурить и заправиться бензинчиком из трактора.
2. Я полагаю, что пример про автомобиль, в Вашем случае не совсем удачный. Можно, конечно не подозревать о существовании центробежной силы, силы инерции, силы трения и при этом весьма координировано перемещать педали сцепления и газа при строгании автомобиля с места, однако (избави Вас Бог) если случится резкий поворот, а на дороге гололедица и машину начнёт заносить, то просто навык "руль в сторону заноса" (без понимания причинно-следственных связей), как правило, приводит к заносу в противоположную сторону из которого выйти практически не представляется возможным. Вашему "тупому влётыванию" могу противопоставить глубокие знания, понимание причин того или иного действия и явления,
Вы серьезно считаете, что все раллийщики, автогонщики и прочие - интеллектуальный цвет нации, представляемой ими? И перед прохождением поворота в силовом скольжении они достают инженерный калькулятор и считают траекторию?
а также серьёзный и тщательный тренаж по отработке распределения внимания и моторных навыков,
Я и говорю - МОТОРНЫЙ НАВЫК!
3. Нисколько не умаляя заслуг и опыта тех, безусловно, достойных людей которые Вас обучали, хотелось бы отметить, что истинная - это как раз и есть воздушная скорость,
Значит, хреново учили

.
И может быть есть там некая математическая зависимость, которая, может статься, спасёт Вам жизнь?
Может и есть зависимость. Причем описываемая простым рядом Фурье.. Или понимаемая при помощи элементарных матриц. Но лично мне будет проще понять механическую последовательность действий, нежели взять и просчитать их на коленке в момент посадки с сильным встречно-боковым.

.
И потом, с чего Вы взяли, что я не могу ПРОСТО объяснить серьёзные вещи, связанные с теоретической подготовкой к полётам, и уж совсем непонятно откуда у Вас появилось мнение о моей низкой профессиональной подготовке? ("Вспоминается, что если человек не может что-либо объяснить ПРОСТО, то он не понимает темы вообще. ")
Вот уж тут - ни в коем случае! С чего вы вообще взяли, что я имел ввиду именно вас? Наоборот, я с большим уважением отношусь к человеку, обладающему всеми необходимыми знаниями, чтобы не растеряться при полном отказе оборудования, непохмеленном КП, СМУ и в горах..
"В завершение - учить относиться к полетам всерьез - это проблема психологическая, не более. Социальная опять же.. Но никак не инструкторская. Да и потом, большинство начинает это делать после первого самостоятельного. Когда надеяться не на кого."
Ну тут вообще без коментариев. Кто же тогда по-Вашему должен учить оноситься серьёзно к лётной подготовке?! А что делать человеку в кабине, если он попал в ситуацию в которой он до этого никогда не был и никогда даже гипотетически не представлял, что такое может произойти, как Вы сами пишете " Когда надеяться не на кого"?
Человек должен сам понимать, КАК относиться к летной подготовке. И надеяться только на себя. И понимать это. А не орать "Прибой" в эфир в случае чего.. Но повторюсь, что дисциплинарно почти невозможно в нынешних условиях "вдолбить" понятие ответственности в нерадивого курсанта. Благо, есть альтернативы. И свои очередные пару тысяч долларов он отнесет не туда, где его заставят наизусть выучить пару толстых книжек и арматуру кокпита уже давно не существующего самолета, а туда, где ему дадут возможность полетать (пусть с сопровождающим) на самолете, в котором само понятие "АРК" отсутствует как класс.
to:L13
Вы, знаете, не побоюсь сознаться, да! Именно на зелёный, а ещё, представляете, вожу машину по правой стороне, пешеходов на зебре пропускаю, через переезд при запрещающих сигналах не переезжаю, да и много ещё чего такого делаю. Возможно, это для кого-то нетипично, но я считаю, что правила на то и существуют, что бы их соблюдать. Что же до практичности, то, я так полагаю, никто особенно маркетинговыми исследованиями на этот счёт не заморачивался, а уж всерьёз подумать о том, как организовать КАЧЕСТВЕННУЮ подготовку и сделать её коммерчески привлекательной тем более. Например, уменьшением вывозного налёта при более глубоком подходе к наземной подготовке к полётам.
Я поднял бы человека в воздух, показал как красиво вокруг, какая земля у нас чудесная, какие эволюции я могу совершать на этой замечательной машине, может даже, дал бы за ручку подержаться в ГП. И хватит. Хочет отработать какой-то элемент, хорошо, отработаем, но сначала ДОСКОНАЛЬНО разберём его на земле. Как в теории, так и с точки зрения практических навыков. Может, - пусть сам готовится, нет, - я помогу. Какой же я буду инструктор, если не могу полноценно подготовить курсанта к полёту. Однако это вовсе не означает, что при этом наш курсант будет только внимать мне с открытым ртом, ничего при этом не понимая. В конце подготовки в обязательном порядке контроль готовности. И только после того, как курсант меня убедит, что к полёту он подготовился основательно и в полном объёме, мы поднимемся с ним в воздух. И я не буду диктовать ему на полосе действия с арматурой кабины перед взлётом, когда сзади висит самолёт после четвёртого разворота, я не буду учить в воздухе порядку ведения радиообмена. Для курсанта, который платит деньги за налёт, а клуб выжигает моторесурс, отработка того, что можно и должно знать ещё на земле - непозволительная роскошь.
Являясь безусловным специалистом в одной сфере, вы не разбираетесь в другой. Пилот - любитель - человек со слабыми навыками полетов в ПМУ, не более. С налетом в 2-5 часов ежемесячно в лучшем случае. Он может только платить деньги и смотреть на землю "свысока"

. Ресурсы клуб давно "выжег" и теперь просто пытается выжить. Вы пишете о том, как "надо", при условии, что курсант НЕ ПЛАТИТ за полеты, время для обучения достаточно - лет 5 в среднем, а у обучающей организации иных целей, кроме как подготовить курсанта, нет.... Я же пытаюсь пояснить вам реальную ситуацию с полетами в клубах.
Представьте себе, что все училища стали коммерческими. Урезается все. Что только можно. Остальное люди (желающие), могут приобрести знания за отдельные деньги. А в курс включены только уж совсем необходимые навыки, чтобы можно было потом сказать, что "я летать умею". Из курса выброшены - навигация, метеорология, аэродинамика, СВЖ. Никакой теории, голый навык.. При этом, безусловно, после обучения у выпускника не стоят задачи при помощи карты ДСП 1950 года выпуска, секундомера и компаса совершить перелет с дозаправками из Москвы во Владивосток. Перед ним стоит задача в солнечную погоду покружить над лужайкой на высоте 600 метров. И он ее вполне решает. И называется, вполне заслуженно, пилотом - любителем. И именно этому учат в клубах. Старательно, лениво, но учат. Стоит это ровно столько же, сколько стоит обучение за рубежом, но при этом почему-то за рубежом после подобного обучения курсант называется частным пилотом, при этом разбирается (поверхностно, но вполне достаточно для его задач) в вышеперечисленных дисциплинах. Парадокс.. Вот я и утверждаю, что нынешняя система обучения имеет два противополжных полюса и вообще является строго дуальной - либо училище (и, если повезет, все знания в полном объеме, со временем забывающиеся, т.к. с появлением КПК с GPS-модулем должность штурамана вообще упразднили, кажется..

), либо клуб, где помимо моторных навыков, обычно не дают ничего. Но при желании можно получить в любом объеме. При внутреннем понимании - зачем это надо. А вот "среднего" варианта нет вообще. Где без излишней детализации поясняется тот необходимый минимум знаний, позволяющий наравне с профессионалами принимать участие в воздушном движении, не чувствуя себя изгоем и прекрасно осознавая рамки дозволенного. Именно об этом я говорю, упоминая про отсутствие учебных пособий, рассчитанных на средне-достаточный уровень знаний.
Хоть учебники для PPL переводи...
