Полеты в сложных метео условиях
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
- Itdxer
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 617
- Зарегистрирован: 04 апр 2009, 09:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Russia,Crimea, Evpatoria
- Контактная информация:
Re: Полеты в сложных метео условиях
По теме, ну и просто очень красиво!
http://www.youtube.com/watch?v=7mxmFCw-Dig
http://www.youtube.com/watch?v=7mxmFCw-Dig
Реальность – это процесс, требующий участия нашего сознания
- Hunter
- Новичок
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 18:04
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты в сложных метео условиях
Алексей, хорошо все описал))) я в этом году один раз попал в СМУ. 8 декабря. Учитывая, что уже достаточно много тренировался, в том числе и с тем же самым инструктором(12345), все прошло нормально, хотя и волнительно. А вот ночью не летал не разу (по крайней мере на вертолете), поэтому хочу в январе, пока день короткий, потренироваться.Алексей 2 писал(а):Ещё раз перечитал все 8 страниц. Если опустить выяснения, кто летает-кто не летает, определения СМУ, архивы МЕТАRов, то ветка очень полезная(для меня). С начала ветки прошел почти год. За это время я ни разу не попал в СМУ. Но периодически прилетал в Буньки для тренировки ППП. Инструктора про мои полеты по приборам отзываются не плохо. Но один я боюсь!
Впечатления от полета очень положительные. Я понял, что при хорошей погоде смогу вылетать затемно. А ветку эту я несколько раз вспоминал за этот год. Еще раз спасибо Вадиму.
Отдельное спасибо Вадиму за поднятую тему. Он конечно провокатор, но заставил многих задуматься)))
Радость от жизни мы получаем в процессе познания жизни!
Re: Полеты в сложных метео условиях
Здравствуйте уважаемые участники форума!
Уже больше года читаю форум и ни разу у меня не было случая что-то высказать, с целью обогащения опытом, или полезной информации для его участников).
И тут, после семинара "Как просто умереть на вертолете" в Буньково, я посчитал нужным поделиться своими переживаниями и выводами.
Пишу первый раз, поэтому разрешите представиться:мне 46 лет, я закончил весной 2014 г. курс Р44 в АУЦ РВС (Крокус), переучивался на Р66 в Буньково, первый полет на собственном Р66 совершил в июле 2014, общий налет 155 часов. По мнению инструкторов,- я нахожусь в центре зоны риска, где, может произойти все что угодно и к сожалению они правы.
Итак, перехожу к моей истории. В конце октября сего года, стояла чудесная осенняя пора и мы с женой и дочкой сидели в своей избушке на Селигере, оттягивая возвращение в суетную матрицу.Выгнал меня из нашего эдема прогноз погоды, обещающий адские ветра, тучи и задержку вылета минимум на неделю. Изучив все прогнозы и ресурсы принял решение на вылет, погода была в пределах моего метео мин- видимость 4-5 км, дымка, отдельные облака 1200м. До Лотошино (вход в зону Шп2) все было отлично, но после, видимость стала меньше, а тут еще пошел дождик ухудшив видимость, пока я принимал решение, пытаясь выйти из под облака, включал огни, искал в гармине Буньки (в качестве запасного), я неожиданно был ослеплен белой пеленой за блистером подсвеченной посадочной фарой. Если сказать что я обоср.., это ни сказать ничего, я вдруг понял что это НЕ УЧЕБНЫЙ полет и рядом нет Димы Прусакова, а есть на задних сидушках моя жена и 9и летняя дочурка!!! Первое что я сделал - это впился взглядом в авиагоризонт и пошел в набор, который к слову сказать у меня пошел инстинктивно сам, потом попросил жену говорить мне показания радиовысотомера , потому что мне было страшно смотреть куда-то еще, кроме горизонта и скорости. Сколько это продолжалось, оценить сложно, может минуты две-три, я немного успокоился и потихоньку с креном 5-7 градусов пошел в разворот, как вдруг также неожиданно я увидел под собой большую поляну в лесу. Я тут же принял решение садиться, хотя как потом показало обследование местности, вариант посадки был только один и мне повезло что я им воспользовался. Когда я доложил диспетчеру Шп2 о посадке по метео, он очень удивился, потому-что у него видимость была 5 км. В последствии, катаясь четыре дня сторожить борт, я обратил внимание, что в р-не 30 км севернее Буньково , всегда метеоусловия были значительно хуже чем вокруг- аномалия, причиной которой может быть хребет идущий на север до Дмитрова, который ухудшает радиосвязь и погоду. Приземлившись и обнаружив в метре от ХВ сухую сломанную елку, которая запросто бы его убила, я поблагодарил Господа выругав и кляня себя последними словами. Больше всего меня угнетало, что только я знал, что мы чуть не погибли, и я рисковал жизнями самых мне дорогих людей на свете, которые мне ДОВЕРИЛИСЬ! Мы быстро разожгли костер и дочке это приключение начинало нравится, а пытался понять где мы и куда надо выходить к цивилизации!? Осложнялось все наступающей темнотой, ночевать в лесу при темп +5 и после этого, один фиг выходить, был вариант жесткий. Я принял решение идти по компасу на большую дорогу на которой нас ждала подмога. Описывать эти 5-6 км похода по ночному лесу сквозь бревна и болота не буду, потому-что это мне больно до сих пор. Мы шли 5 часов и выползли на дорогу когда у моих девчонок физически кончились силы.Они ни разу не прокляли меня, ни разу ни в чем не обвинили, а наоборот постоянно успокаивали, отчего у меня текли слезы которые в темени никто не видел. Спасибо им, они изменили меня!
Даже не заметил как кончилась страница. Перехожу к выводам в след сообщении.
Уже больше года читаю форум и ни разу у меня не было случая что-то высказать, с целью обогащения опытом, или полезной информации для его участников).
И тут, после семинара "Как просто умереть на вертолете" в Буньково, я посчитал нужным поделиться своими переживаниями и выводами.
Пишу первый раз, поэтому разрешите представиться:мне 46 лет, я закончил весной 2014 г. курс Р44 в АУЦ РВС (Крокус), переучивался на Р66 в Буньково, первый полет на собственном Р66 совершил в июле 2014, общий налет 155 часов. По мнению инструкторов,- я нахожусь в центре зоны риска, где, может произойти все что угодно и к сожалению они правы.
Итак, перехожу к моей истории. В конце октября сего года, стояла чудесная осенняя пора и мы с женой и дочкой сидели в своей избушке на Селигере, оттягивая возвращение в суетную матрицу.Выгнал меня из нашего эдема прогноз погоды, обещающий адские ветра, тучи и задержку вылета минимум на неделю. Изучив все прогнозы и ресурсы принял решение на вылет, погода была в пределах моего метео мин- видимость 4-5 км, дымка, отдельные облака 1200м. До Лотошино (вход в зону Шп2) все было отлично, но после, видимость стала меньше, а тут еще пошел дождик ухудшив видимость, пока я принимал решение, пытаясь выйти из под облака, включал огни, искал в гармине Буньки (в качестве запасного), я неожиданно был ослеплен белой пеленой за блистером подсвеченной посадочной фарой. Если сказать что я обоср.., это ни сказать ничего, я вдруг понял что это НЕ УЧЕБНЫЙ полет и рядом нет Димы Прусакова, а есть на задних сидушках моя жена и 9и летняя дочурка!!! Первое что я сделал - это впился взглядом в авиагоризонт и пошел в набор, который к слову сказать у меня пошел инстинктивно сам, потом попросил жену говорить мне показания радиовысотомера , потому что мне было страшно смотреть куда-то еще, кроме горизонта и скорости. Сколько это продолжалось, оценить сложно, может минуты две-три, я немного успокоился и потихоньку с креном 5-7 градусов пошел в разворот, как вдруг также неожиданно я увидел под собой большую поляну в лесу. Я тут же принял решение садиться, хотя как потом показало обследование местности, вариант посадки был только один и мне повезло что я им воспользовался. Когда я доложил диспетчеру Шп2 о посадке по метео, он очень удивился, потому-что у него видимость была 5 км. В последствии, катаясь четыре дня сторожить борт, я обратил внимание, что в р-не 30 км севернее Буньково , всегда метеоусловия были значительно хуже чем вокруг- аномалия, причиной которой может быть хребет идущий на север до Дмитрова, который ухудшает радиосвязь и погоду. Приземлившись и обнаружив в метре от ХВ сухую сломанную елку, которая запросто бы его убила, я поблагодарил Господа выругав и кляня себя последними словами. Больше всего меня угнетало, что только я знал, что мы чуть не погибли, и я рисковал жизнями самых мне дорогих людей на свете, которые мне ДОВЕРИЛИСЬ! Мы быстро разожгли костер и дочке это приключение начинало нравится, а пытался понять где мы и куда надо выходить к цивилизации!? Осложнялось все наступающей темнотой, ночевать в лесу при темп +5 и после этого, один фиг выходить, был вариант жесткий. Я принял решение идти по компасу на большую дорогу на которой нас ждала подмога. Описывать эти 5-6 км похода по ночному лесу сквозь бревна и болота не буду, потому-что это мне больно до сих пор. Мы шли 5 часов и выползли на дорогу когда у моих девчонок физически кончились силы.Они ни разу не прокляли меня, ни разу ни в чем не обвинили, а наоборот постоянно успокаивали, отчего у меня текли слезы которые в темени никто не видел. Спасибо им, они изменили меня!
Даже не заметил как кончилась страница. Перехожу к выводам в след сообщении.
Жизнь - это движение!
Re: Полеты в сложных метео условиях
Еще пару слов о том, какие неудобства может причинить беспечность. В 10 часов вечера мы были дома, девчонки в теплой ванне, а я с бутылкой водки и думами в течении всей бессонной ночи. На след утро с недосыпом и бодуном поехал на такси за 89км сторожить борт, часа 3 его искал, поскольку места на удивление оказались глухими. Погода , как и обещали синоптики испортилась капитально, поэтому у меня и в мыслях не было пробовать взлететь. Спрятав по елкой свои Bose и все ценное забрав с собой , я вспомнил старый рецепт моей бабушки, которая никогда не закрывала нашу дачу и всегда оставляла на столе бутылку водки с запиской - мой выпейте люди добрые, только не ломайте ничего. Как ни странно , это работало. Я положил на панель 5 т.р. с аналогичным посланием.Только на четвертый день моих ездок в лес появилось окно, в которое я и добрался до г.Реутов( моя база).
Теперь самая соль всех моих переживаний:
Во время подготовки к полету - ЛУЧШЕ НЕТ, если есть малейшие сомнения (например как сегодня). Не ленитесь позвонить на площадки по пути полета и спросить профи, мол чего там за окошком (я этого лошпек не сделал), НЕ ДУМАЙТЕ долго о развороте , при скорости 230 км (как было у меня) все происходит очень быстро. Постоянно тренируйте ППП, я это буду делать один раз в месяц.Больше занимайтесь с инструкторами, у меня не было ни одного бесполезного полета с инструктором, каждый раз что-то узнаю, чему-то учусь.За мою короткую летную практику я третий раз попадаю в ППП, и только один раз я по настоящему испугался и этот СТРАХ заставляет меня себя изменить. На сегодняшней встрече 502й и 12345 показали статистику всех катастроф, где 60% это следствие потери пространственной ориентации и ни одного отказа техники. Спасибо что дочитали до конца. Желаю Вам чистого неба и сосредоточенности!
Теперь самая соль всех моих переживаний:
Во время подготовки к полету - ЛУЧШЕ НЕТ, если есть малейшие сомнения (например как сегодня). Не ленитесь позвонить на площадки по пути полета и спросить профи, мол чего там за окошком (я этого лошпек не сделал), НЕ ДУМАЙТЕ долго о развороте , при скорости 230 км (как было у меня) все происходит очень быстро. Постоянно тренируйте ППП, я это буду делать один раз в месяц.Больше занимайтесь с инструкторами, у меня не было ни одного бесполезного полета с инструктором, каждый раз что-то узнаю, чему-то учусь.За мою короткую летную практику я третий раз попадаю в ППП, и только один раз я по настоящему испугался и этот СТРАХ заставляет меня себя изменить. На сегодняшней встрече 502й и 12345 показали статистику всех катастроф, где 60% это следствие потери пространственной ориентации и ни одного отказа техники. Спасибо что дочитали до конца. Желаю Вам чистого неба и сосредоточенности!
Жизнь - это движение!
Re: Полеты в сложных метео условиях
Ситуация-жесть!
Можно долго ее обсуждать и давать всяческие советы, но весь прикол в том, что люди редко делают серьезные выводы из полученных теоретических знаний. За то, серьезно задумываются после подобной ситуации , получая сильную психологическую встряску. Увы, но только так приобретается опыт, только через свою собственную шкуру.
Как ни кощунственно говорить, но Вы приобрели очень хороший опыт, не сравнимый ни с какими теоретическими уроками . Это запомнится навсегда.
ПС: Оставленные 5000 р как то помогли?
Можно долго ее обсуждать и давать всяческие советы, но весь прикол в том, что люди редко делают серьезные выводы из полученных теоретических знаний. За то, серьезно задумываются после подобной ситуации , получая сильную психологическую встряску. Увы, но только так приобретается опыт, только через свою собственную шкуру.
Как ни кощунственно говорить, но Вы приобрели очень хороший опыт, не сравнимый ни с какими теоретическими уроками . Это запомнится навсегда.
ПС: Оставленные 5000 р как то помогли?
Re: Полеты в сложных метео условиях
5 т.р.пролежали все дни ни кем не прихваченные , да там такая глушь была, что даже вездесущие охотоведы не ходят.
Жизнь - это движение!
Re: Полеты в сложных метео условиях
Goluha, спасибо за сообщение.
Господа, рассказывайте свои истории, делитесь опытом, включая ошибки. Это никогда не зазорно и всегда полезно, а главное более убедительно нежели нравоучения любого инструктора. Это обязательно кому-то поможет.
Господа, рассказывайте свои истории, делитесь опытом, включая ошибки. Это никогда не зазорно и всегда полезно, а главное более убедительно нежели нравоучения любого инструктора. Это обязательно кому-то поможет.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Полеты в сложных метео условиях
Хороший рассказ! Наверно даже лучше, чем лекция Тюрина и Рудого...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: Полеты в сложных метео условиях
ЛОДОЧНИК писал(а):Хороший рассказ! Наверно даже лучше, чем лекция Тюрина и Рудого...
Не может даже самая лучшая лекция о халве быть лучше халвы.Goluha писал(а):И тут, после семинара "Как просто умереть на вертолете" в Буньково, я посчитал нужным поделиться своими переживаниями и выводами.
Полеты в сложных метео условиях
Спасибо за рассказ. Очень полезно. Очень хорошо, что приняли решение садиться. Еще один фактор, который сегодня обсуждали - давление желания попасть домой. Не проходить те проблемы, через которые вам пришлось пройти (лес, поиск машины итд).
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: Полеты в сложных метео условиях
Сел писать заметку по данной теме, вспомнил за жену, поехал забрал жену с работы, приехал дописал, нажал "отправить", на айпаде опять выскочило ввести логин и пароль. Ввёл. Заметка не сранилась, пропала. Облом. ))))
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
- ksv
- Гуру
- Сообщения: 2771
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
- Member of AOPA: Yes
- Контактная информация:
Полеты в сложных метео условиях
Но мы поняли, что там было что-то СТРАШНОЕ, Сань. Пешиесчо.bigmak писал(а):Сел писать заметку по данной теме, вспомнил за жену, поехал забрал жену с работы, приехал дописал, нажал "отправить", на айпаде опять выскочило ввести логин и пароль. Ввёл. Заметка не сранилась, пропала. Облом. ))))
Re: Полеты в сложных метео условиях
"По компасу" - это фигура речи, или ручной GPS не было?Goluha писал(а):Я принял решение идти по компасу на большую дорогу на которой нас ждала подмога.
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: Полеты в сложных метео условиях
Попробую ещё раз )))
мне действительно интересно ваше мнение/выводы/анализы, кто прав, кто нет, как бы вы поступили, в общем всё по данной теме. Как это было и что делать чтобы такого не было.
не так давно (месяц назад ) я летал в Пензу УВПП.
Этот полёт я планировал заранее и к нему готовился. Выбиралась дата с учётом нестабильной погоды в этот период. Я выбрал дату и не ошибся. По всем прогнозам в этот день мы могли спокойненько пройти туда-назад по ПВП.
В этот раз я летел в качестве 2П, а мой товарищ КВСом. Хоть и молодой, но успешно летает коммерсом, налёт пока хоть и не тысячный, но парень грамотный. Старается. Отучился в штатах, имеет допуски к ППП и достаточно низкие минимумы на разных типах.
В общем никакой дедовщины с моей стороны )))) Даже наоборот )))
С вечера подали план. Утром в назначенное время начали предполётную подготовку. Ещё раз созвонились с АДП Пензы, взяли фактическую Пензы и запасных по маршруту. В Пензе фактическая была 210 х 5000. На запасных 450/800 х 10 000. Ухудшения по прогнозам не было.
На аэродроме вылета погода была 450 х более 10-ти. Из различных источников был взят прогноз по маршруту, проанализирован и записаны данные по температурам, слоям облачности и ветрам на высотах.
По техническим причинам вылет перенесли на 2 часа, что дало нам возможность ещё раз без спешки подготовиться и в конечном итоге сыграло положительную роль (по фактическому метео).
Перенос давал нам возможность вернуться засветло, но уже в притык, за 30 мин до захода.
Взлетели и вышли на ЛЗП. Через 20 минут полёта мы с радостью заметили, что все метеокакашки остались в Московской Области. Наши расчеты подтверждались. Погода в этот день должна быть сплошное ПВП. Нижний край был по маршруту минимум 800 м, видимость без ограничений.
На удалении примерно 150 км до Пензы, нижний край начал опускаться. Постепенно мы снизились до 150 м по приведенному и связь с Пенза-район для нас была уже только через борты. Шли на автопилоте. Я перевел самолёт в набор, расчитывая пробить облачность и выйти между слоями. По прогнозам веняя кромка в районе Пензы должна быть 800 м. Набрав 600 м в молоке, я увидел что у нас началось обледенение, а надо заметить, на нашем типе ПОС отсутсвует как вид. Обледенение было не интенсивным, но уверенно росло. Потихонечку так, в общем лететь вроде можно, но поглядывая вверх я уже не был уверен, что верхняя кромка на 800 м, В прошлом году, например, я это место проходил на 3000м, по ППП и верний край был где то на 3500, обледенения тогда у меня не было и я видел просвету вверху, но груженый самолёт до рачетного потолка лезть уже отказывался. Имя в мозгу этот опыт я подумал что может и не выскочим на 800, придетс набирать выше, обледенение было умеренным я бы сказал, но как грицца никаких гарантий что не будет продолжать расти...
Тут мой КВС решил что лучше обледенения только его отсутствие ( что в общем то иногда правильно), и иы поехали вниз. Осторожно подошли к нижнему краю.
Всё усугубилось тем что на подходе к Пензе (35-40 км) пошло превышение рельефа. Нижний край лёг на лес и долину отдельными космами, горизонтальная видимость была не более 5 км, дымка. Мой товарищ отключил АП и взял управление.
Я, поняв что мы попали в полную Ж, решил, что надо включить АП, лезть вверх и пробивать облачность. Но мой товарищ, будучи КВСом в этом полёте, категорически отказался сославшись на возможное обледенение. Кроме того именно "ОН КВС и если что драть будут его а не меня".
Я решил что в СМУ совсем не обязательно переходить на диалог "а ты кто такой", тем более, что роли в экипаже определены и мы должны вместе справляться с создавшимся положением.
Решили обходить провисания, КВС пилотировал в рукопашную, я корректировал курс обходя населенные пункты и расположенные в них препядствия. Фактически шли на ПМВ с огибанием рельефа местности. Вскоре я увидел просветы вверху, а это значит, что верхняя кромка реально не выше 800 м. и мы не успеем обледенеть пока будем лезть наверх, но мой товарищ наотрез отказывался включит АП и перейти в набор. Я в принципе также контролировал пространственное положение, но по привычке в ППП мне как то роднее было доверять автоматике. Ну, суть не в этом, он то и дело "нырял" вниз, вместо моих требований лезть вверх. Я увещевал, что сию надо переходить на ППП, благо approach у нас забит в Гармин, а самолёт и аэропорт позволяют зайти по приборам. ILS и привода работают. Но мой товарищ упорно летел под облаками с огибанием рельефа.
В конце концов подошли к схеме Пензы и тут уже по любому надо было набирать высоту, так как начинался пригород и далее город. По команде диспетчера заняли 300 м и зашли на схему. И тут нижний край поднялся до 210 м как и было по прогнозу и по фактической в Пензе. Горизонтальная видимость более 10-ти.
Заши и сели визуально.
Через 2 часа вылетели назад. Распогодилось. Сразу после круга Пензы метеообстановка заметно улучшилась. На обратном пути нижний край от 1000 до 1500 с просветами до солнышка. Сплошные ПМУ.
Прилетели домой как и планировали до захода и без приключений на обратном пути.
После посадки провели послеполётный разбор, на котором я в простой доступной форме рассказал моему товарищу о своих впечатлениях, что не испортило конечно наших отношений, но каждый из нас так и остался при своём мнении. У меня в печенках: в СМУ только вверх, никогда вниз. У него "по ситуации, как получится".
А вы что думаете?
мне действительно интересно ваше мнение/выводы/анализы, кто прав, кто нет, как бы вы поступили, в общем всё по данной теме. Как это было и что делать чтобы такого не было.
не так давно (месяц назад ) я летал в Пензу УВПП.
Этот полёт я планировал заранее и к нему готовился. Выбиралась дата с учётом нестабильной погоды в этот период. Я выбрал дату и не ошибся. По всем прогнозам в этот день мы могли спокойненько пройти туда-назад по ПВП.
В этот раз я летел в качестве 2П, а мой товарищ КВСом. Хоть и молодой, но успешно летает коммерсом, налёт пока хоть и не тысячный, но парень грамотный. Старается. Отучился в штатах, имеет допуски к ППП и достаточно низкие минимумы на разных типах.
В общем никакой дедовщины с моей стороны )))) Даже наоборот )))
С вечера подали план. Утром в назначенное время начали предполётную подготовку. Ещё раз созвонились с АДП Пензы, взяли фактическую Пензы и запасных по маршруту. В Пензе фактическая была 210 х 5000. На запасных 450/800 х 10 000. Ухудшения по прогнозам не было.
На аэродроме вылета погода была 450 х более 10-ти. Из различных источников был взят прогноз по маршруту, проанализирован и записаны данные по температурам, слоям облачности и ветрам на высотах.
По техническим причинам вылет перенесли на 2 часа, что дало нам возможность ещё раз без спешки подготовиться и в конечном итоге сыграло положительную роль (по фактическому метео).
Перенос давал нам возможность вернуться засветло, но уже в притык, за 30 мин до захода.
Взлетели и вышли на ЛЗП. Через 20 минут полёта мы с радостью заметили, что все метеокакашки остались в Московской Области. Наши расчеты подтверждались. Погода в этот день должна быть сплошное ПВП. Нижний край был по маршруту минимум 800 м, видимость без ограничений.
На удалении примерно 150 км до Пензы, нижний край начал опускаться. Постепенно мы снизились до 150 м по приведенному и связь с Пенза-район для нас была уже только через борты. Шли на автопилоте. Я перевел самолёт в набор, расчитывая пробить облачность и выйти между слоями. По прогнозам веняя кромка в районе Пензы должна быть 800 м. Набрав 600 м в молоке, я увидел что у нас началось обледенение, а надо заметить, на нашем типе ПОС отсутсвует как вид. Обледенение было не интенсивным, но уверенно росло. Потихонечку так, в общем лететь вроде можно, но поглядывая вверх я уже не был уверен, что верхняя кромка на 800 м, В прошлом году, например, я это место проходил на 3000м, по ППП и верний край был где то на 3500, обледенения тогда у меня не было и я видел просвету вверху, но груженый самолёт до рачетного потолка лезть уже отказывался. Имя в мозгу этот опыт я подумал что может и не выскочим на 800, придетс набирать выше, обледенение было умеренным я бы сказал, но как грицца никаких гарантий что не будет продолжать расти...
Тут мой КВС решил что лучше обледенения только его отсутствие ( что в общем то иногда правильно), и иы поехали вниз. Осторожно подошли к нижнему краю.
Всё усугубилось тем что на подходе к Пензе (35-40 км) пошло превышение рельефа. Нижний край лёг на лес и долину отдельными космами, горизонтальная видимость была не более 5 км, дымка. Мой товарищ отключил АП и взял управление.
Я, поняв что мы попали в полную Ж, решил, что надо включить АП, лезть вверх и пробивать облачность. Но мой товарищ, будучи КВСом в этом полёте, категорически отказался сославшись на возможное обледенение. Кроме того именно "ОН КВС и если что драть будут его а не меня".
Я решил что в СМУ совсем не обязательно переходить на диалог "а ты кто такой", тем более, что роли в экипаже определены и мы должны вместе справляться с создавшимся положением.
Решили обходить провисания, КВС пилотировал в рукопашную, я корректировал курс обходя населенные пункты и расположенные в них препядствия. Фактически шли на ПМВ с огибанием рельефа местности. Вскоре я увидел просветы вверху, а это значит, что верхняя кромка реально не выше 800 м. и мы не успеем обледенеть пока будем лезть наверх, но мой товарищ наотрез отказывался включит АП и перейти в набор. Я в принципе также контролировал пространственное положение, но по привычке в ППП мне как то роднее было доверять автоматике. Ну, суть не в этом, он то и дело "нырял" вниз, вместо моих требований лезть вверх. Я увещевал, что сию надо переходить на ППП, благо approach у нас забит в Гармин, а самолёт и аэропорт позволяют зайти по приборам. ILS и привода работают. Но мой товарищ упорно летел под облаками с огибанием рельефа.
В конце концов подошли к схеме Пензы и тут уже по любому надо было набирать высоту, так как начинался пригород и далее город. По команде диспетчера заняли 300 м и зашли на схему. И тут нижний край поднялся до 210 м как и было по прогнозу и по фактической в Пензе. Горизонтальная видимость более 10-ти.
Заши и сели визуально.
Через 2 часа вылетели назад. Распогодилось. Сразу после круга Пензы метеообстановка заметно улучшилась. На обратном пути нижний край от 1000 до 1500 с просветами до солнышка. Сплошные ПМУ.
Прилетели домой как и планировали до захода и без приключений на обратном пути.
После посадки провели послеполётный разбор, на котором я в простой доступной форме рассказал моему товарищу о своих впечатлениях, что не испортило конечно наших отношений, но каждый из нас так и остался при своём мнении. У меня в печенках: в СМУ только вверх, никогда вниз. У него "по ситуации, как получится".
А вы что думаете?
Последний раз редактировалось bigmak 07 дек 2014, 08:20, всего редактировалось 4 раза.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Re: Полеты в сложных метео условиях
Думаю, что ты правильно заткнулся, и рассказал о своих соображениях только после посадки.
Больше он тебя вероятно не возьмёт, но это мелочи.
Как говорят америкосы, never miss your chance to shut up.
Больше он тебя вероятно не возьмёт, но это мелочи.
Как говорят америкосы, never miss your chance to shut up.