Те, кто с жаром доказывает, что надо хранить гробовое молчание о таком феномене, как попадание в приборные условия, они романтики какие-то на мой взгляд. Это, как если бы мы хранили молчание о пороке и грехе, так их бы и не было вовсе. Смешно.
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Люди летали и будут летать в приборных условиях. По мере своих навыков и чувства самосохранения. Люди попадали и будут попадать в приборные условия непреднамеренно. Сколько бы их не обвиняли в недоученности или скудоумии. А раз тема такая есть, раз люди бьются по этой причине, то тем более надо говорить об этом! Если бы были правы сторонники правила умолчания, в мире бы не было письменных источников информации (книг и статей) о приборном полете. Не было бы и живого человеческого общения на эту тему в пилотской среде - примерно так же, как в приличном обществе не говорят о сексе. Между тем, книги об IFR существуют!!! А пилоты в курилках взахлеб обмениваются впечатлениями о деталях своих полетов. Вот почему пуританские призывы замалчивать эту сторону лётной жизни на форуме - лицемерие. Да и нет такой традиции в мировой авиационной культуре... Более того, первый в СССР учебник "Теория и практика слепого полета" был выпущен в 1933 году. В 1940 году была выпущена книга "Полеты в облаках". Путь эти книги о самолетах, а не о вертолетах, но ведь и на самолете без должного обучения можно легко сгинуть в приборных условиях. А вдруг эти книги попадут к неопытным курсантам и те, начитавшись ереси, помчатся в ближайшее облако проверять, что же это такое "завал авиагоризонта" и глюки? Кстати, и современные обсуждения этой темы тоже вполне активны, например здесь. Не вижу ничего плохого в том, что люди ГОВОРЯТ. Куда хуже было бы, если бы они молчали. Может быть, видя какое большое значение летающие пилоты придают такой теме, как приборный полет, это лишний раз насторожит неопытных пилотов и курсантов. Лишний раз убедит, что лучше еще подучиться.
Так же, как "свинья грязь найдет", не вполне адекватный человек и без письменных подсказок найдет способ, как убиться. До самолетов и вертолетов дело даже не дойдет. Как я успел заметить, все представленные на форуме пилоты вполне понимают, что обсуждение темы в курилке (а именно этим тут и занимаются) и реальное обучение технике пилотирование - не есть одно и то же. И не надо, как заведенным, повторять мантру про "обучение на форуме". Здесь не учатся. Здесь разговаривают. Равные с равными.
Вот одна из тем.
Все робинсолетчики знают это мерзкое чувство обреченной беспомощности, когда понимают, что их жизнь реально повисла на волоске вон той полоски на авиагоризонте и вот этой нервозно-чувствительной ручки управления. Когда в уголке сознания пульсирует мысль "вот, значит, как оно бывает", "неужели это всё"? Это нужно один раз "вдохнуть" и никакие рассказы об этом не помогут осознать ледяного ужаса, когда верх и них перестали существовать, когда ориентиров больше нет, а собственные чувства из помощника и опору в секунду превращаются в личного врага. А ведь нужно еще следить за высотами. Нужно вести связь. Как не потерять самообладания? Я считаю это достойной для обсуждения темой - тему психологической подготовки пилота. Навыки навыками. Но даже при достаточно уже устойчивых навыках приборного полета и маневрирования, обученный вроде бы человек может впасть в панику, когда остался один на один со стихией. Какие тренировки, кроме летных нужно пройти? Какие слова для себя подобрать в нужную минуту, чтобы собрать волю в кулак?
При общем налёте 800+ часов (из которых ок. 500 часов на Робинсонах) я по-прежнему периодически выбираю время, чтобы летать с инструкторами на шторки и авторотации. Не считал, сколько у меня часов приборного налёта, но просто под шторкой летать стало уже даже слегка скучновато, да и чувствую себя с инструктором вполне уверенно, без особых ошибок исполняю все задания. И тем не менее, чувства комфорта, уверенности и беззаботности при одиночном полете (с попаданием в приборные условия) до сих пор не испытываю. То есть, имеется разница в психологическом состоянии во время учебного и реального полётов. Когда рядом есть помощник и когда его нет. Про себя уже знаю, что в панику не впадаю, психологических глюков не испытываю, себя контролировать способен. Тем не менее, напряжение остается. У меня складывается впечатление, что летая с помощником (инструктором) я так и не смогу натренировать себя до должного уровня психологического комфорта. Летать же одному, намеренно влезая в ПУ и тренируясь таким образом, тоже не считаю правильным (не искушай судьбу). Как тут быть?