Видеокамера для самолета/вертолета

Авионика, приборы, датчики ЛА, GPS - навигация, тюнинг самолета, тюнинг вертолета, примочки для вашего ВС

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#91 Сообщение zenon » 05 май 2011, 00:29

Заканчивая информацию о видоискателе (экранчике) к камере GoPro Hero, должен сказать, что я его купил и уже несколько недель использую. Стало намного удобнее! Но тем, кто его будет докупать сразу совет - нужно обновление firmware камеры, без обновления работать не будет.

Теперь что касается опыта эксплуатации камер... Обе сравниваемых камеры - и GoPro Hero, и NFlightCam GPS (она же Contour GPS) имеют один общий существенный недостаток свойственный, увы, конструктивно. В режиме максимального разрешения 1920х1080 dpi у обоих камер значительно сужается угол зрения. Это для меня не новость, об этом написано в инструкциях и во всех характеристиках на сайтах. Тем не менее, опыт показал, что съемки лучше всего делать в максимальном разрешении, так как YouTube позволяет заливать разрешение 1080. А в этом режиме обе камеры далеко не столь лупоглазы, как хотелось бы.

Отсюда следует один неутешительный вывод - если камеру приходится использовать в разрешении 720 строк, чтобы угол съемки был наиболее широким, тогда вообще нет смысла использования относительно дорогих "спортивно-экстремальных" камер. Тем более, что 90% съемок осуществляется из кокпита. Сейчас появились в продаже очень хорошие и недорогие твердотельные широкоугольные камеры - автомобильные регистраторы. Причем, тоже со встроенными GPS-модулями (например эта, хотя специально поиск и анализ я не делал, наверняка есть варианты и поинтереснее). При цене менее 5 тыс. руб. мы имеем разрешение видео 1280x720, GPS-модуль, циклическую запись, и угол 120 градусов. Причем, бывают регистраторы и с углом 160 градусов.

Далее. Ночные тренировочные полеты, где мне тоже хотелось снять видео, показали полную несостоятельность обеих камер в условиях низкой освещенности. Более того, даже в условиях сумерек они уже почти ничего не показывали. Таким образом, они годятся только для дневного света. И это печально.

Тщательно прочитав профильную критику и задавшись целью поиметь универсальную камеру, в том числе и для съемок в условиях низкого освещения, я выбрал наиболее качественную и прогрессивную "классическую" компактную твердотельную видеокамеру - SONY HDR-CX700E. Она еще и широкоугольная, что важно для тесных кокпитов ВС. Именно ей снимался ночной клип, хотя и её чувствительность меня тоже, в конце концов, не устроила. В результате, пришлось довольно существенно обрабатывать видеозапись в Pinnacle, чтобы поднять яркость изображения. Это отчасти удалось из-за чего Misha даже "обвинил" меня, что в начале клипа не ночь, а гражданские сумерки, хотя съемка (и полёты) начались спустя 20 минут после окончания гражданских сумерек, причем на небе были плотные облака.

Выше была речь про цветной режим съемки. Но в камере SONY есть функция NightShot, когда съемка ведется в ч/б режиме и имеется ИК-подсветка. Правда эта ИК-подсветка светит не сильно (в расчете на съемку с 2-3 метров) и достаточно узконаправлено. Да и толку от нее ноль (при съемке закабинного пространства). Тем не менее я попытался снимать в этом режиме, когда мы летали ночные маршруты. Клип выложу чуть позже.

Вот такие краткие выводы. Ах да. Еще важная штука...

Я понял одно - любые попытки крепить камеры на держателях с присосками обречены в вертолете на неудачу. В самолете это может и прокатит, так как вибрации там более высокочастотные. А вот в вертолете практически любая камера дрыгается на резиновой присоске, раскачивается, иногда входит в резонанс. В продолжение своих академических исследованиях я даже решил купить еще шесть (!) видов держателей на присосках различных конструкций (к имеющимся трём), чтобы проверить досконально, проблемы ли это каких-то конкретных держателей или в целом всей "присосочной" идеи. Чуть позже расскажу о результатах сравнительных анализов. Однако и сейчас понятно, что "подбор" присоски может лишь снизить колебания и дрожания, но полностью избавиться от них не удастся. А потому, тот способ крепления камеры, который выбрал Misha, по-видимому, наиболее правильный. Это зажим винтового типа с губками (типа ручных тисочков) и закрепление его жестко за конструкции вертолета. На Мишиных видео дрожания камеры почти нет - это хорошо видно. У него она закреплена за перекладину передних сидений. Правда у него вертолет с плечевыми ремнями, а там двойная перекладина сидений (более высокая, чем в стандартном вертолете). Так что владельцам стандартных бортов надо будет думать о неком кронштейне, для получения более высокой позиции съемки (а это снова потенциальная проблема вибраций). Ну посмотрим. Эксперименты продолжаю... ;)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#92 Сообщение vova_k » 05 май 2011, 04:06

zenon писал(а):Я понял одно - любые попытки крепить камеры на держателях с присосками обречены в вертолете на неудачу. В самолете это может и прокатит, так как вибрации там более высокочастотные. А вот в вертолете практически любая камера дрыгается на резиновой присоске, раскачивается, иногда входит в резонанс.
Два года назад озаботился этой проблемой, так и не смог полностью решить...
Здесь могла бы быть моя подпись

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#93 Сообщение zenon » 05 май 2011, 11:12

Я изучал вопрос с режимами стабилизации самой камеры (т.н. оптические стабилизаторы), равно как и пытался использовать программные стабилизаторы (в том же Pinnacle). Например, SONY оснащает свои камеры стабилизаторами и в моей СХ700Е он тоже есть, причем достаточно эффективный при съемке с руки, что особенно заметно при использовании зума. Однако в случае вертолета, я сделал выводы о принципиальной непригодности (бесполезности) оптических и программных методов стабилизации для борьбы с вибрациями.

Дело в том, что классическая оптическая стабилизация рассчитана на стохастические и достаточно низкочастотные колебания, которые обычно присущи руке человека или колебаниям при движении автомобиля. За счет инерционных сил оптический элемент в объективе гасит эти колебания (выравнивает картинку) и результат довольно неплох. Программная стабилизация основана на том, что размер кадра урезается, а программное обеспечение следит, чтобы общая картина съемки оставалась неподвижной, двигая сам кадр в пределах формата урезания. Понятно, что пределы программной стабилизации ограничены, а самое главное, что панорамирование тут становится мукой - кадр дергается при движении, так как алгоритм старается удержать кадр, тогда как оператор его двигает.

Но проблема вертолетной съемки в характере колебаний. Во-первых, они достаточно высокочастотные (по сравнению с дерготнёй руки человека). Во-вторых, они не стохастические, а периодические, да еще с переменной амплитудой и частотой, что порой приводит к резонансным явлениям. А главное, камера при вибрациях описывает все виды движений! Она раскачивается в продольной и поперечной осях, прыгает по вертикальной оси, да еще и крутится. Оптический стабилизатор моей SONY (я делал эксперименты) просто не успевает за частотами вибраций, хотя, надо отдать ему должное, он пытается стабилизировать забортную картинку чуть-чуть подрабатывая кадром. Это хорошо видно в начале этого видео - при взлёте.

Кто-то раньше писал, что камеру надо подвешивать на мягком подвесе, на каких-то резинках... Но я заметил обратное - чем прочнее, без эластичности и люфтов прикрепить камеру к конструкциям вертолета, тем лучше картинка. И еще рычаги должны быть короче (это очевидно). Чем большей длины колена держателя, тем большие получаются "качели", вибрация на которых только усиливается. Но проблема в том, что удобных мест, куда можно жестко зафиксировать камеру очень мало (или их вовсе нет). Первична ведь картинка, а значит и место расположения камеры, а не удобство крепления. Там где удобно крепить, плохая картинка и наоборот. Так что все-таки присоски пока наиболее удобный вид крепежа. Сейчас мои мысли движутся в сторону подбора "правильной" присоски (с минимальными эластичными люфтами и короткими рычагами), а также думаю, как использовать (и где взять) многоприсосочные крепления. Рассуждая логически, кронштейн, имеющий несколько (две-три) точек крепления должен, по идее, быть прочнее и иметь меньше вибраций за счет взаимного гашения несинфазных колебаний.

P.S. Кстати, более тяжелая SONY трясется на том же самом кронштейне меньше, чем маленькие и легкие "спортивные" камеры. Инерция делает свое дело.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#94 Сообщение Misha » 05 май 2011, 11:24

Я не знаю ничего про всякие синфазные колебания, но моя бытовая камера Sony (под которую я изначально и покупал жесткое крепление) "сходит с ума" и просто выключается. На мониторе появляется надпись что-то вроде: "обработка данных". Думаю, это - как раз результат безуспешных попыток стабилизировать картинку
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#95 Сообщение zenon » 05 май 2011, 11:27

Моя моя бытовая камера Sony, когда висит на присоске (на верхнем окошке пассажира) не выключается и работает. Но будет ли она работать на жестком креплении типа твоего - надо проверить... :)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#96 Сообщение vova_k » 05 май 2011, 18:11

zenon писал(а):Кто-то раньше писал, что камеру надо подвешивать на мягком подвесе, на каких-то резинках... Но я заметил обратное - чем прочнее, без эластичности и люфтов прикрепить камеру к конструкциям вертолета, тем лучше картинка.
Это если без стабилизатора (или со встроенным, что в данном случае почти одно и то же).

Я говорю о настоящих гироскопических стабилизаторах, которые, как показала практика, работают очень хорошо, но имеют один маленький недостаток - размеры, с которыми использование таких стабилизаторов в обсуждаемых целях просто нереально.
Здесь могла бы быть моя подпись

Аватара пользователя
Vovacii
SAONовец со стажем
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 30 май 2008, 23:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#97 Сообщение Vovacii » 15 июн 2011, 15:24

Сегодня заказал себе такую камеру http://www.sportcraft.ru/product/gobandit-hd/ , пишет координаты,скорость,высоту, не боится воды и пыли посмотрим как будет в эксплуатации.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#98 Сообщение zenon » 15 июн 2011, 16:00

Маловат угол обзора. Даже в режиме 720p всего 135 градусов. А в режиме 1080 поди и того меньше. Сможете убедиться в этом еще... Оптимально для кокпита 150-160 градусов.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4990
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#99 Сообщение su27 » 15 июн 2011, 16:02

Vovacii писал(а):Сегодня заказал себе такую камеру http://www.sportcraft.ru/product/gobandit-hd/ , пишет координаты,скорость,высоту, не боится воды и пыли посмотрим как будет в эксплуатации.

Очень интересно. Очень жду отчета.
Угол обзора мне неактуально.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#100 Сообщение lt.ak » 15 июн 2011, 21:47

zenon писал(а):Маловат угол обзора. Даже в режиме 720p всего 135 градусов. А в режиме 1080 поди и того меньше. Сможете убедиться в этом еще... Оптимально для кокпита 150-160 градусов.
в конце июня Contour начинает продажи новой версии своей камеры - Contour+ ... с углом обзора в 170 градусов (при 960p и 720p) ... и с возможностью подключения внешнего микрофона ... а также подключение через HDMI с "прямым эфиром" ... GPS, Bluetooth, и остальное от предыдущих камер тоже присутствует ...

возникает вопрос - что делать с той камерой которая уже есть ? ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#101 Сообщение zenon » 15 июн 2011, 22:12

Это хорошо... Только вот не пойму, какая сложность изготовить Full HD камеру с углом 160-170 градусов? Опять всего 125 градусов обещают... :(

А камер, как и воздушных судов, слишком много не бывает! :wink:

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#102 Сообщение Misha » 15 июн 2011, 22:45

Мне понравился автомобильный видеорегистратор от Contour (12345 сегодня показывал в действии).
Сравню с NFlightcam:

Плюсы:
1. Более компактный
2. Включается автоматически при появлении питания (батарейка не нужна)
3. Совершенно четко при любом освещении видны все приборы
4. На экране без всякой программы Contour StoryTeller видны: дата-время-скорость
5. Может работать в режиме перезаписи (при заполнении карточки)
6. Стоит около 300 долларов в России

Минусы:
1. Нет возможности подключиться к СПУ (можно сделать кустарно - микрофон встроен)
2. Картинка похуже качеством.

В общем, не для художественного, а для "документального" кино ;-)

Подробности сам 12345 расскажет, надеюсь
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#103 Сообщение 12345 » 16 июн 2011, 19:21

Misha писал(а):Подробности сам 12345 расскажет, надеюсь
Могу только добавить.
Это обыкновенный автомобильный видеорегисттратор DOD GS-600. Имеет ли он какое либо отношение к Contour - сомневаюсь.
Кроме перечисленного имеет встроенный 3-х осевой аксерерометр с регулировкой чуствительности по каждой оси. При превышении порога текущий файл улетает в архив и перезаписи не подлежит. В архив можно загнать и вручную. Родной просмотрщик позволяет видеть кроме даты, времени, координат и скорости ещё и текущий курс и ускорение по каждой оси. Питание 12-24в(для Робинсонов очень удобно). Нарезка файлов настраивается от 5 до 45 минут. Угол обзора 120гр. Есть лазерная "указка" и переворот изображения. Может работать в режиме фотокамеры. Быть идеальным средством объективного контроля(не камерой для кино) не позволяет ИМХО только отсутствие возможности подключения к СПУ.

Eclips

Re: Видеосъёмка из кабины

#104 Сообщение Eclips » 17 июн 2011, 17:12

Zan писал(а):...У кого есть опыт съёмок видеокамерой с ЯК-52?...
Снимал неоднократно весь комплекс фигур Як-52 на Сони с "dvd-болванкой". Выходило все идеально, камера не вставала;)
Пример непилотажного качества: http://www.youtube.com/watch?v=_hhg3E_U4Wo

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Видеокамера для самолета/вертолета

#105 Сообщение lt.ak » 01 авг 2011, 11:23

наконец дошли руки до тестирования Nflightcam+ (версии Contour+ от Nflight Technologies) ... в основном хотелось посмотреть на качество Aviatior Lens с которой эта камера идёт - предназначение в том что бы уменьшить артефакты пропеллеров, свойственные цифровым камерам ... результат вполне удовлетворительный - сравните, например с моим видео с Аляски, снятым на предыдущую Nflightcam ...



Nflightcam+

AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ответить

Вернуться в «Авионика, Тюнинг, Примочки, Доп. баки, Спас. системы»