Теперь что касается опыта эксплуатации камер... Обе сравниваемых камеры - и GoPro Hero, и NFlightCam GPS (она же Contour GPS) имеют один общий существенный недостаток свойственный, увы, конструктивно. В режиме максимального разрешения 1920х1080 dpi у обоих камер значительно сужается угол зрения. Это для меня не новость, об этом написано в инструкциях и во всех характеристиках на сайтах. Тем не менее, опыт показал, что съемки лучше всего делать в максимальном разрешении, так как YouTube позволяет заливать разрешение 1080. А в этом режиме обе камеры далеко не столь лупоглазы, как хотелось бы.
Отсюда следует один неутешительный вывод - если камеру приходится использовать в разрешении 720 строк, чтобы угол съемки был наиболее широким, тогда вообще нет смысла использования относительно дорогих "спортивно-экстремальных" камер. Тем более, что 90% съемок осуществляется из кокпита. Сейчас появились в продаже очень хорошие и недорогие твердотельные широкоугольные камеры - автомобильные регистраторы. Причем, тоже со встроенными GPS-модулями (например эта, хотя специально поиск и анализ я не делал, наверняка есть варианты и поинтереснее). При цене менее 5 тыс. руб. мы имеем разрешение видео 1280x720, GPS-модуль, циклическую запись, и угол 120 градусов. Причем, бывают регистраторы и с углом 160 градусов.
Далее. Ночные тренировочные полеты, где мне тоже хотелось снять видео, показали полную несостоятельность обеих камер в условиях низкой освещенности. Более того, даже в условиях сумерек они уже почти ничего не показывали. Таким образом, они годятся только для дневного света. И это печально.
Тщательно прочитав профильную критику и задавшись целью поиметь универсальную камеру, в том числе и для съемок в условиях низкого освещения, я выбрал наиболее качественную и прогрессивную "классическую" компактную твердотельную видеокамеру - SONY HDR-CX700E. Она еще и широкоугольная, что важно для тесных кокпитов ВС. Именно ей снимался ночной клип, хотя и её чувствительность меня тоже, в конце концов, не устроила. В результате, пришлось довольно существенно обрабатывать видеозапись в Pinnacle, чтобы поднять яркость изображения. Это отчасти удалось из-за чего Misha даже "обвинил" меня, что в начале клипа не ночь, а гражданские сумерки, хотя съемка (и полёты) начались спустя 20 минут после окончания гражданских сумерек, причем на небе были плотные облака.
Выше была речь про цветной режим съемки. Но в камере SONY есть функция NightShot, когда съемка ведется в ч/б режиме и имеется ИК-подсветка. Правда эта ИК-подсветка светит не сильно (в расчете на съемку с 2-3 метров) и достаточно узконаправлено. Да и толку от нее ноль (при съемке закабинного пространства). Тем не менее я попытался снимать в этом режиме, когда мы летали ночные маршруты. Клип выложу чуть позже.
Вот такие краткие выводы. Ах да. Еще важная штука...
Я понял одно - любые попытки крепить камеры на держателях с присосками обречены в вертолете на неудачу. В самолете это может и прокатит, так как вибрации там более высокочастотные. А вот в вертолете практически любая камера дрыгается на резиновой присоске, раскачивается, иногда входит в резонанс. В продолжение своих академических исследованиях я даже решил купить еще шесть (!) видов держателей на присосках различных конструкций (к имеющимся трём), чтобы проверить досконально, проблемы ли это каких-то конкретных держателей или в целом всей "присосочной" идеи. Чуть позже расскажу о результатах сравнительных анализов. Однако и сейчас понятно, что "подбор" присоски может лишь снизить колебания и дрожания, но полностью избавиться от них не удастся. А потому, тот способ крепления камеры, который выбрал Misha, по-видимому, наиболее правильный. Это зажим винтового типа с губками (типа ручных тисочков) и закрепление его жестко за конструкции вертолета. На Мишиных видео дрожания камеры почти нет - это хорошо видно. У него она закреплена за перекладину передних сидений. Правда у него вертолет с плечевыми ремнями, а там двойная перекладина сидений (более высокая, чем в стандартном вертолете). Так что владельцам стандартных бортов надо будет думать о неком кронштейне, для получения более высокой позиции съемки (а это снова потенциальная проблема вибраций). Ну посмотрим. Эксперименты продолжаю...
