по следам последних событий

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: по следам последних событий

#91 Сообщение SVP » 25 мар 2010, 14:19

Смотри, Миш, чего я три дня назад нашел.

Пока вникаю, но на многие вопросы там есть ответы
Вложения
PPO.pdf
потеря пространственной ориентировки теория
(276.8 КБ) 2274 скачивания

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: по следам последних событий

#92 Сообщение Misha » 25 мар 2010, 15:28

Спасибо, Сереж. Почитал. Примерно в середине статьи начали закрадываться сомнения. В конце они подтвердились - авторы двигают свой авиагоризонт.

Я не пробовал летать с "советским" - но с "американским" у меня проблем пока не было при выводе из "unusual attitudes". Кроме того, авторы особенно упирают на то, что американский (как и советский) авиагоризонт показывает не тангаж, а высоту полета относительно линии горизонта. Мне это представляется явням передергиванием фактов, направленных, опять же, на продвижение "своего" прибора. Только полный чайник решит, что он летит в горизонте, когда у него тангаж +15 градусов. Кроме того, для этого рядом с авиагоризонтом есть как минимум вариометр. Мы же о летчиках разговариваем, а не о домохозяйках...

Еще меня удручает стремление советского "ученого" на каждый чих написать формулу. Все их громоздкие формулы легко объясняются на пальцах: нет же - надо все зашифровать в аббревиатуры (которые я должен запомнить отдельно) и выстроить уравнение :-(
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Карел
Гуру
Сообщения: 1111
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 18:38
Member of AOPA: No
Откуда: Петрозаводск

Re: по следам последних событий

#93 Сообщение Карел » 25 мар 2010, 17:46

Misha писал(а):...Почитал. Примерно в середине статьи начали закрадываться сомнения. В конце они подтвердились - авторы двигают свой авиагоризонт.
"Наукообразный" бред. Последний штрих ставит всё на место,-убило название абзаца в конце: "Искиз лицевой части ПИЛС". Абзац...

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: по следам последних событий

#94 Сообщение Misha » 25 мар 2010, 17:48

Карел писал(а): "Наукообразный" бред. Последний штрих ставит всё на место,-убило название абзаца в конце: "Искиз лицевой части ПИЛС". Абзац...
Ага. Искиз я тоже заметил...
Впрочем, для меня там любопытным было про условия оптической иллюзии почитать - я раньше такое слышал, но совершенно мимоходом...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: по следам последних событий

#95 Сообщение SVP » 25 мар 2010, 18:38

Человек это вообще один большой наукообразный бред. Попробуйте сидя нога на ногу крутить ступней по часовой стрелке, а рукой против делать круг. Каким бы сильным и разумным вы себя не считали - не получится. Так и с горизонтом и высотомером. Иногда, почему-то, человек начинает верить подкорке, наплевав на то, что он видит вращающуюся по часовой ногу.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: по следам последних событий

#96 Сообщение lt.ak » 25 мар 2010, 18:48

Misha писал(а):...Почему именно за удаляющимся предметом?
если я правильно понимаю то что бы наблюдать за удаляющимся предметом нужно поворачивать голову ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: по следам последних событий

#97 Сообщение SVP » 25 мар 2010, 18:50

lt.ak писал(а):
Misha писал(а):...Почему именно за удаляющимся предметом?
если я правильно понимаю то что бы наблюдать за удаляющимся предметом нужно поворачивать голову ...

Мне кажется не так. Наблюдая за удаляющимся предметом, мы сужаем видимую область переферического зрения, теряя привычные ориентиры.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: по следам последних событий

#98 Сообщение Ритон » 25 мар 2010, 22:42

Misha писал(а):Попытался еще раз осмыслить - появились вопросы
Ритон писал(а): "согласно обширным статистическим данным через 30-50 минут полета по приборам у большинства пилотов ,как правило, наступает утомление."
"в поведении самого вертолета потеря пространственной ориентировки летным экипажем проявляется преимущественно как плавная постепенная разбалансировка...в условиях "белизны" 20-90 с."
Я выборочно цитирую главу 1.З Пространственная ориентировка экипажа, параграф полетная иллюзия, полностью последний абзац:
«В поведении самого вертолета потеря пространственной ориентировки летным экипажем проявляется преимущественно как плавная постепенная разбалансировка с небольшими
угловыми скоростями тангажа 0,2 .. 2 градуса в сек и крена 0,5..5 градуса в сек при невмешательстве пилота в управления: в снежном вихре или плотном локальном тумане 5..10 с (рис1.1 ), в безориентированной местности или "белизны" 20-90 с." Ввиду отмеченной незначительности и плавности изменений углов тангажа и крена контроль за изменениями этих параметров пилотами возможен только при постоянном наблюдении за показаниями авиагоризонта или относительной продолжительности фиксации на них взгляда.»

На рисунке 1.1 изменения общего шага НВ , углов тангажа и крена, скорости и высоты полета вертолета Ми-8 при потере пилотом пространственной ориентировки в плотном приземном тумане. Начальная скорость 130км/ч , высота 100 м, конечная скорость 30 км/час, высота 0 м, время 26 с. Однако углы гуляют.

Получается, что 90 с в «белизне» еще дольше, чем в плотном тумане, при прочих равных условиях.

«Длительность иллюзий составляет от нескольких секунд до нескольких минут, их возникновению в общем случае способствует:
• недостаточный опыт полетов по приборам;
• длительные перерывы в летной работе;
• несоблюдение режима труда, отдыха и питания, потребление СН накануне полетов;
• перенесенные инфекционные заболевания, нарушения функционального состояния вестибулярного аппарата, переутомления, болезненное состояние пилота;
• неправильная посадка в кабине, неудобная рабочая поза, плохая подгонка летного обмундирования;
• неуверенность пилота в своих возможностях или в исправности приборов;
• длительное отвлечение внимания от какого-либо пилотажно-наблюдательного прибора;
• резкие нескоординированные движения рычагами управления ;
• турбулентные возмущения атмосферы.
Misha писал(а):
Ритон писал(а):"распространенной причиной потери пространственной ориентировки является наблюдение пилотами за предметом, удаляющимся от вертолета на земле или по воздуху.
Кто-нибудь может объяснить, почему в условиях белизны летчика "хватает" на полторы минуты? Сам я эту белизну пока не пробовал, но предполагаю, что труднее держать приборы, когда боковым зрением видишь летящие клочья облаков или движущиеся по блистеру снежинки.
Почему именно за удаляющимся предметом?
наблюдение пилотами за предметом, удаляющимся от вертолета - это одно семи ( в книге Володько) неблагоприятных обстоятельств. Возможно сочетание двух факторов :
1. переключение мозга на попытку пилотировать по ПВП, нарушается выработанный ранее порядок распределения и переключение внимания .
2. отвлечение от приборов.

Просто в этой главе такая логика: иллюзия возникает всегда- это нормально, так как пилот вертолета привык от 50% до 80% времени тратить на наружное наблюдение. Важна длительность иллюзии ( 2 сек и "до сколько есть времени"), получается, что слежение за удаляющемся предметом провоцирует новую иллюзию для выхода из которой потребуется время.

Длительно смотреть за удаляющимся предметом нельзя, но и "застывать" взглядом в одной точке в условиях белизны тоже нельзя. нужно смотреть вверх, вниз, в стороны, меняя ракурс восприятия внекабиного пространства, используя таким образом не только центральное, но и периферическое зрение.

Такое ощущение, что белизна, видимость 180 м, порывы это вообще худший вариант. :(
Кстати, в книге вообще нет формул. И она на опыте Ми-8 у которого два пилота и дублированные приборы.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: по следам последних событий

#99 Сообщение Misha » 25 мар 2010, 22:56

Спасибо. Где такая книжка продается?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аверин Борис
Почетный SAONовец
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 01 июл 2009, 22:45
Member of AOPA: No

Re: по следам последних событий

#100 Сообщение Аверин Борис » 25 мар 2010, 22:59

:roll: Очень правильно описаны иллюзии. Можно добавить, что очень мешают пилотированию в облаках ночью мигания бортовых аэронавигационных огней. Помню, на Миг-23М вспыхивают по очереди слева-красный, сзади-желтый, справа-зеленый. Их отсветы в облаках очень мешали. При заходе на посадку в серьезных условиях, если сильно мешали, то выключал, а при подходе к ДПРС, включал. Испытал на себе всё, что описано. Самое страшное: была иллюзия перевернутого полёта в блаках при заходе на посадку на глиссаде (на посадочноь курсе). "Перевернуло вверх ногами" на высоте 2 000м.,хорошо, что нижний край был метров 400, поэтому с высоты метров 300 полоса (вернее, её огни) была относительно самолёта внизу. Под кромкой облаков, когда "забрезжили" огни подхода, приближения, они "виделись" мною сверху относительно самолёта. Состояние ужасное, потому что приходилось ручкой управления действовать наоборот своим представлениям о положении самолёта. О чень сильно создаёт иллюзии луна, когда просвечивает облака, и никуда от неё не деться, не выключишь, как БАНО.

Аватара пользователя
Карел
Гуру
Сообщения: 1111
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 18:38
Member of AOPA: No
Откуда: Петрозаводск

Re: по следам последних событий

#101 Сообщение Карел » 25 мар 2010, 23:02

Вот ещё вспомнил: Ян жаловался, что сильно замёрзла нога, т.к. в одном месте дверь неплотно прилегала, собрался по возвращении в Москву заняться уплотнителем. Может и это внесло какой-то вклад в общую кучу разных факторов?

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: по следам последних событий

#102 Сообщение Ритон » 25 мар 2010, 23:20

Misha писал(а):Спасибо. Где такая книжка продается?
живая тут. http://www.biblio-globus.ru/results.aspx
интернет.
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9093168
http://www.mdk-arbat.ru/catalog?kw=%E2% ... E%E4%EA%EE
http://www.universitybooks.ru/cat.asp?o=42602. магазин издательства 8-985-124-2405

иллюзии могут быть очень романтичные :evil:.
Ночь, море, штиль, звездное небо , Млечный путь сверху и .. снизу.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: по следам последних событий

#103 Сообщение Misha » 26 мар 2010, 00:15

Спасибо, заказал
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: по следам последних событий

#104 Сообщение vova_k » 01 апр 2010, 09:45

Должен заметить, что я (в т.ч. после внимательного обдумывания этой катастрофы) поменял свое мнение насчет того, что самый простой и надежный вариант, работающий практически всегда - просто не лететь, если есть вероятность попасть в условия, к которым не готов. Похоже, даже соблюдая разумную степень предосторожности, реально оказаться в такой ситуации, в которой, например, оказался Ян.
Так что еще больше поддерживаю идею организовать и проводить как семинары по безопасности, так и индивидуальные тренировки типа той, программу которой привел Mikle.

Единственное, что очень четко нужно осознавать (Mikle об этом уже говорил) - упомянутая тренировка не обучение полноценным ППП, а просто последняя соломинка, которая может спасти в критический момент.

Естественно, помимо отработки действий в условиях непреднамеренного попадания в плохие метеоусловия еще есть масса вещей, которые можно (и нужно) осваивать, но, на мой взгляд, в наших реалиях это один из ключевых моментов...

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»