Финишный аккорд. Действующие лица - я и Брайан. Утро. Делаю вежливое лицо, здороваюсь, даю ему 600 евро.
- Это вам за три чек-флайта сразу.
- Я подготовил вам все документы! Навигацию вы сдали (делая отметку), использование VOR для определения своего нахождения тоже (отметка), сваливание.. хм.. сдали, приземление тоже сдали, вроде бы все.. Можно вылетать!
- А что такое у меня со сваливанием? Почему "хм"? И куда вылетать??
- Вы не осматриваетесь перед выполнением упражнения, но мы сейчас это потренируем.
Я понимаю, что дал ему много. Парень решил честно отработать все. Ну, что делать..
-Куда летим? План делать?
-План? Да нет, давайте по GPS....
В конце полосы напротив окон конторы Ханса с грохотом переворачивается стойка с "колдуном". Ветер около 25 узлов... Порывы до 30.
- Вы знаете, что надо делать при таком ветре?
- Угу, за штурвал держаться...
Мой комментарий пропускают мимо ушей.
Остальные студенты с грустью утыкаются в учебники - им в такой ветер взлетать не дают..
Взлетаем. Делаем сваливание.
- Вы опять не осмотрелись перед выполнением упражнения.
- Блядь... (по-русски). Покажите, что вам от меня надо.
- Вы тщательно вращаете головой в вираже, после чего делаете сваливание.
Верчу шеей, как мелкий вор, стоящий впервые на шухере. Любой мент, увидев бы такое, решил, что у меня эпилепсия или я только что грохнул Президента. Брайан доволен.
- Совсем другое дело!
- А что, если я вдруг stall, то мне тоже шеей надо крутить?
- Конечно! Это же ваша безопасность!
Решаю не рассказывать ему про боковое зрение, про фатализм и про прочие аспекты.
- Теперь давайте потренируем аварийную посадку! Неправильно!
- Что так?
- Вы должны были предупредить меня - пассажира - что именно мне надо делать в процессе посадки.
- И что я должен был сказать?
- Чтобы я не нервничал. Давайте я вам покажу!
Брайан забирается на 3000 футов и спрашивает меня, куда ему аварийно приземляться. Я тыкаю пальцем вниз. Всюду бескрайние поля. Брайан убирает газ, прицеливается на поле, долго рассказывает мне, что я в безопасности, должен отстегнуть ремни на высоте 1000 футов, что вообще MAYDAY 3 раза, курс 190, удаление 20 от S, двигатель кирдык. Я слушаю.. В иддилию вклинивается нервный диспетчер - "Потдвердите - "двигатель кирдык"????". Оказывается, Брайан, увлекшись, на автомате нажал кнопку передачи. Мы долго извиняемся, поясняя, что это - обучение. Все затихает. Высота 1000 футов. Брайан планирует на поле и я понимаю, что мы явно до него не долетаем. Перед полем овраг метров 10 глубиной.
- Сильный ветер, - говорит Брайан слегка смущенно и дает полный газ... Я понимаю, что повторять все не надо.
Приземляемся.
- Завтра я дооформлю все документы. Но вы не safety pilot - вы должны все время осматриваться.
Я тихо радуюсь, что я хотя бы не должен читать каждый раз чек-лист. Клянусь, что в ближайшем же полете непременно сломаю шею, осматривая окрестности, после чего мы приходим к джентельменскому соглашению - я получаю лицензию, Брайан от меня отстает окончательно.
- Хочу завтра в Фаро слетать сам. Вернусь к 13.00, принесу справку...
- Вы? Один? Завтра? В Фаро? Нельзя!
- Как это?!
- Ну, вы не safety pilot!
- Т.е. лицензию я получу, а летать не могу????
- Ну у вас же пока лицензии нет, вы ее получите только через пару недель.
- Так я же летал тут по окрестностям сам. Кросс-кантри раз 20 только.
- Это вы были учеником и solo. А теперь вы не ученик. Вы пилот, но без лицензии. И еще у вас нет R\T лицензии!
Меня чуть подклинивает.
- А на хрена мне тогда нужно было все это, если я один не могу летать?
- Я забочусь о вашей безопасности... И у вас есть виза в ЕС?
- Нет, блядь, я тут на плантации подрабатываю нелегалом, апельсины собираю вручную.
- Вот видите!
Я понимаю, что Брайан воспринял мое сообщение всерьез.
- У меня вид на жительство в ЕС.
- Ну если вы возьмете кого-нибудь из наших инсов, то можете лететь. 200 евро для вас не проблема?
- НЕТ!
- Заодно, по испанским правилам, тут нельзя тренировать ночные полеты без IFR-рейтинга. Поэтому мы обычно улетаем в Фаро, останавливаемся в гостинице, делаем 5 ночных посадок, спим до утра и на рассвете возвращаемся обратно. Ночью нам летать ведь нельзя.. А заодно вы получите рейтинг на ночные полеты..
И я начинаю понимать, что всего лишь являюсь клиентом, а Брайан - совладелец конторы...
- Хорошо, я оплачу время инса, но полечу один и ночные полеты мне не нужны - в другом месте сдам.
- Тогда без проблем!
Нежно прощаемся, желаем друг другу всего наилучшего.
Теперь я знаю, что unsafety pilot отличается от safety pilot всего лишь 200 евро.

.
Вот теперь можно поздравлять!
