Хорошая музыкальная пауза - смотрел и думал: а со мной ли это все было?
Итак, 10 апреля 2015 года впервые в Истории 5 вертолетов Robinson R66 совершили посадку на Географическом Северном полюсе Земли. В предыдущем посте я по невнимательности разместил фото с восемью пилотами (без двух фотографов), здесь выкладываю правильную
С вечера мы под пробки заправили наши вертолеты, чтобы с утра вылететь еще на два полюса: Магнитный и Недоступности. Накануне мы решили, что не будем заранее развозить топливо по маршруту: если на обратном пути мы поймем, что топлива не хватает, то сольем керосин из трех бортов в два и отправим эти два борта на Барнео. Емкостей на бортах достаточно, чтобы привезти недостающий керосин на всех. Остальные тем временем встанут лагерем и будут готовить обед.
Вылет был назначен на 1000 местного. Все встали вовремя, почистили зубы и вообще - привели себя в порядок. Все кроме Капитана Кью - он продолжал спать. Никто из нас не знал, чем и как долго он занимался накануне в ночи, но разбудить его мы не смогли, хоть пытались все вместе и каждый по отдельности...
На наш вопрос Борис ответил, что готов лететь в составе одночленного экипажа - и мы полетели. Погода в этот день была исключительно хороша, ярко светило полярное солнце.
Руководитель лагеря попросил нас пройти над ВПП - к тому времени на Барнео уже появилось достаточно туристов, и люди интересовались не виданными прежде в Арктике вертолетами. Ну, мы и прошли... Народу понравилось
- Barneo-formation.jpg (40.94 КБ) 6206 просмотров
Сначала мы пошли на Магнитный полюс. Как я уже писал, мы так и не сошлись в мнениях, какую из нескольких найденных в интернете точек считать истинной - да и Магнитный полюс, во-первых, постоянно движется, а во-вторых - это не точка на карте, а довольно большая территория. В общем, по мере приближения к этому полюсу магнитные компасы у нас на бортах вращались, показывая направления от 090 до 280 градусов, но эффекта прохода через VOR (когда в окошке прибора надпись "
TO" меняется на "
FROM") мы так и не дождались
Несколько раз мы полной грудью дышали чистым озоном... Пришли на точку Магнитного полюса, сели, сделали фото возле красивых торосов.
По крайней мере трое из нас поочередно провалились в трещину, пересекавшую нашу посадочную площадку... Но почему-то надолго задерживаться на Магнитном полюсе нам не захотелось. Я сначала подумал, это вызвано обычным стремлением поскорее достичь крайней цели, но потом, вспоминая перелет, мы все сказали, что именно на Магнитном полюсе каждый чувствовал себя некомфортно...
Полярное солнце на Магнитном полюсе Земли...
От Магнитного до полюса Недоступности было каких-то 75 миль, мы прошли их быстро - и на этом полюсе нам понравилось больше, чем на предыдущем. Мы остановились там достаточно основательно: достали все оставшиеся мангалы, все мясо (ягнятину и курицу), попробовали аварийный паек, сделанный в России специально для выживания в воде на плоту... Женя угощал всех настоящим, свежесваренным эспрессо из чудо-машины... Честно говоря, пробовал я эспрессо и получше - но не на Северном полюсе Недоступности
Мы опять на углях грели шампанское - и опять на выходе вместо напитка мгновенно получали сорбет...
С кофе-эспрессо на этом полюсе у нас случился небольшой курьез
Изначально Женя решил зафиксировать в Книге рекордов Гиннесса наш перелет - типа как первый перелет пятью бортами на полюс, первый перелет сразу на три полюса и т.п. Но Гиннессы ответили, что это никакого интереса для широкой публики не представляет - поэтому наш перелет на рекорд не тянет никак. Однако, заявка была уже оплачена, и Женя предложил Гиннессам новый "рекорд": впервые в мире свежесваренный эспрессо на Полюсе Недоступности. "О! Это же совершенно меняет дело!", - обрадовались Гиннессы... "Это будет настоящий рекорд!"
И вот, когда все уже напились кофе, объелись шашлыками, и ситуацию можно было описать простой фразой "на земле мир,и в человецех благоволение", Женя решил снять ролик для Гиннесса. Мы быстро обсудили, как сделать ролик доказательным: экран Гармина с координатами в кадре, параллельная съемка с камеры от Гармина (с координатами прямо на картинке), комментарии на хорошем английском языке... И, осознавая всю важность работы, приступили... За бортом в этот день в этом месте было минус 28С... Женя управлял шайтан-машиной, Володя снимал его с качеством 4К и, как ведущий, задавал вопросы, Женя комментировал свои действия типа: вот мы подключаем машину к бортсети, вот заливаем воду, вот таблетка с кофе... вот включили машину... вот указатель температуры воды и давления пара... вот сигнал о готовности нежнейшего эспрессо... вот чашечка, куда мы сейчас нальем кофе и насладимся ароматом и вкусом (и все это на морозе минут на 5-7 на прекрасном английском)... И в момент кульминации кнопка подачи напитка не пожелала нажиматься... Что-то в недрах машины безнадежно замерзло на хрен. Сначала Женя пытался сохранить общий оптимистический тон англоязычных комментариев, нажимая кнопку сначала разными пальцами в перчатках, потом - без перчаток... Потом мы перешли на русский, и Женя начал постукивать этой кнопкой о выступающие детали фюзеляжа - хрен там
Книга Гиннесса осталась без ярчайшего из рекордов за всю историю своего существования... Ну и хрен с ними, с этими Гиннессами - главное, что кофе на полюсе мы все же выпили
Собрали свои пожитки, мусор, по обыкновению, сожгли и собрались на базу. Обнаружили, что осталось еще много мяса (когда питанием командует Кирилл, мясо остается всегда) и взяли его с собой на камбуз Барнео... Без приключений дошли до базы, заправили все борта на завтрашний перелет на Шпицберген - и пошли в кают-компанию отмечать полное выполнение задачи. ВСЕ ТРИ ПОЛЮСА - НАШИ! Там мы вскрыли банки с очередным "полярным коктейлем", отдали на кухню мясо и потом угощали им полярных марафонцев...
В общем, день удался, и только Капитан Кью выглядел свежим - но слегка обескураженным...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)