HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
- Chestr
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Представляю уважаемому сообществу свой отчет о прохождении горного курса обучения в компании http://www.heliaction.ru
Собрались мы с товарищем лететь в Крым, и полетать там несколько дней. По побережью, равнинам и горам.
Так как опыта горных полётов у меня нет, решил почитать специализированную литературу. Через 5-10 минут изучения перезвонил товарищу и перенес наш полёт на поздний срок, так как был убежден - в целях безопасности очень важно пройти обучение у квалифицированных специалистов. И сейчас, по окончании обучения, очень рад своему на тот момент неудобному, но очень разумному решению.
Очевидно, что лучшим АУЦ в России по горным полётам является HELIACTION. Созвонившись с уважаемым RODEO согласовал возможность прохождения курса на своем вертолете. Долго выбирал, на чем лучше прилететь, на газотурбинном Bell-206 или поршневом Robinson-44 Raven-1. В диалоге решили, что обучение на сравнительно менее мощном Robinson-е будет эффективнее, так как потребует ювелирной точности и аккуратности от курсанта, мотивированным желанием благополучно завершить полёт…)))
Путь в Пятигорск был достаточно долгим, так как путевая скорость редко превышала 160 км/ч, при воздушной 110-115 узлов, я летел четко на встречу сильному ветру. Прибыв на место назначения ближе к вечеру, выпив кофе и познакомившись, мы "поиграли в тетрис" и смогли таки поставить вертолет в ангар на ночь (очень пригодились взятые с собой колеса). После чего приступили к обучению в его теоретической части. Я получил методический материал в виде учебника-блокнота с красивыми и информативными схемами и картинками. Пролистав его, уже в тот момент я понял что обучение на курсе носит далеко не формальный характер, и поставлено на высокий профессиональный уровень.
Первые "полёты" мы совершали на макетах - горы и вертолета. Разобрались с терминами, идентифицировали "гиблые" места, имтировали технику заходов. Следуя рекомендациям Александра, я поселился в недорогой но весьма приличный трех-звездочный отель "Бештао", вот с таким видом из окна. На следующее утро, позавтракав я сел в заказанное еще с вечера такси, и прибыл на вертодром.
Так как подготовку борта к вылету я провожу всегда самостоятельно, техники лишь заправляли вертолет. Через час мы уже работали на ближайшей к вертодрому горе, считающейся сравнительно простой, и тем самым наиболее подходящей для начального обучения. Мы изучали методики определения направления ветра, характеристики его качественных и курсовых изменений в зависимости от ландшафта. Прогнозировали изменения облачности в районе полетов. Выбирали площадки для посадки, строили заходы на них и приземлялись.
Разбирали виды горных иллюзий, способы их проверки, моменты возникновения.
Одним из откровений стало понимание полной бесполезности "святого" для равнинных полётов прибора указания надува, и таблиц его ограничений в зависимости от температур и высот. Там это все не работает, и полагаться на его "усредненные сведения" не в коем случае нельзя. Работает только инструмент "POWER CHEK" - проверка реальной располагаемой мощности двигателя в текущих условиях и в данный момент, индикаторами которой являются звук двигателя и показания стрелки тахометра.
Я быстро убедился в том, что техника равнинного пилотирования существенно отличается от горного. Не имея этих знаний, я совершенно точно выбирал бы для посадки не наиболее подходящие для неё места, усиливая риски при заходе, и осложняя вылет с них до степени невозможности его выполнения.
Мне повезло с погодой, она была не простая - боевая... Было облачно и ветрено. Со слов инструктора, приобретенные в такую погоду навыки являются более ценными…))))
Передохнув пару часов и дождавшись "открытия" от облаков горных вершин, после обеда мы отправились на вторую в этот день тренировку. В этот раз мы учились на более сложной горе, с соответствующими более сложными площадками. Садились на серпантинную дорогу, "колодец" на склоне горы, в сёдла холмов. На обратном пути, Александр показал мне скалу с предложением выбрать место посадки на ней. Я сообщил ему о на мой взгляд невозможности приземления на неё, на что получил ответ - хочешь покажу? Конечно - да! В итоге мы на неё сели, но немного "подстригли" листики с веточки дерева, которую сильный ветер качнул в нашу сторону…
Вечером, в офисе, мы учились читать высотные диаграммы и производили тактический расчет предстоящего на следующий день полёта на Эльбрус.
Тактика состояла в том что бы понять где, когда и на какой высоте мы сможем совершить промежуточную посадку для выгрузки топлива в канистрах на обратный путь, что бы уменьшить свой вес для безопасной посадки на максимальной возможной высоте. Важно учитывать каждый градус температуры, её почасовое развитие, вес борта в ключевые моменты маршрута с учетом выработки топлива. Снова учился понимать и анализировать многие графики из РЛЭ, ранее игнорируемые за ненадобностью. Подав с вечера план полёта, мы поехали ужинать в ресторан кавказской кухни "У Сережи". Именно это место рекомендую всем курсантам-последователям для ужинов, так как еда необыкновенного вкуса и свежести!
Ранним утром, с рассветом, пока температура не поднялась до высоких значений, мы отправились на тренировку к подножию Эльбруса.
Полёт к нему являлся для меня одним из ярких жизненных впечатлений. На промежуточной точке выгрузили канистры, и провели небольшую дозаправку обусловленную более долгим поиском места площадки, в сравнении с первоначально расчетным.
Когда мы летели по каньёнам, дух захватывало от красот… Хотелось побольше всего этого запечатлеть на фотографиях, на что получил справедливое замечание Александра: "-Ты или фотографируй, или пилотируй! Горы ошибок не прощают, твоя голова должна быть занята постоянным анализом текущей ситуации, расчетами остатков, навигацией и контролем приборов!" - на 100% с ним согласен! Очень верно поется в песне В.Высоцкого: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…" Особенно когда ты имеешь честь видеть их с высоты птичьего полета. Когда ведя обычное светское существование ты имеешь возможность воочию насладится этими видами в обед, и вернутся через час в нормальные бытовые условия. Ведь туристы-альпинисты, которых мы порой встречали на своем пути, прикладывают многократно больше усилий для получения наслаждения этими видами, но не имеют той картины восприятия которую нам дает использования Вертолета. В своем отчете я умышленно сделал акцент на описание процесса организации обучения, а не самого обучения, так как убежден что обучаться этой важной технике горного пилотирования надо не только по методическим материалам а с компетентным опытным инструктором. Ошибаясь, анализируя свои ошибки в их подробном разборе. В рамках своей летной компетенции, я убежден что самостоятельный горный полёт без прохождения обучения по этому курсу, был бы сопряжен с недопустимыми для разумного человека рисками.
По стоимости курс обучения на мой взгляд совсем не обременителен, и близок к стоимости месячного хранения ВС в подмосковных клубах. Так как обучение я проходил на своем ВС, цену обучения на борту АУЦ-а не знаю. Правда сейчас их единственный Robinson находится на этапе капитального ремонта (другая многочисленная техника - газотурбинная), и не уверен что в ближайшее время он завершится. Длительность курса составляет около 10 часов полётного времени и примерно столько же теоретической подготовки. Срок моего интенсивного обучения - 3 дня и 2 ночи.
Я очень рад тому что прошел курс, и смело могу рекомендовать всем своим друзьям и коллегам. Что касается личности уважаемого инструктора Александра Давыдова (aka RODEO) - то тут полагаю комментарии излишни, весь лётный мир России (да и не только) знает его как компетентного, рассудительного профессионала, отличного организатора и успешного бизнесмена. Очень надеюсь что в его лице я приобрел еще и нового доброго товарища. Саша, спасибо Тебе за Все!
Собрались мы с товарищем лететь в Крым, и полетать там несколько дней. По побережью, равнинам и горам.
Так как опыта горных полётов у меня нет, решил почитать специализированную литературу. Через 5-10 минут изучения перезвонил товарищу и перенес наш полёт на поздний срок, так как был убежден - в целях безопасности очень важно пройти обучение у квалифицированных специалистов. И сейчас, по окончании обучения, очень рад своему на тот момент неудобному, но очень разумному решению.
Очевидно, что лучшим АУЦ в России по горным полётам является HELIACTION. Созвонившись с уважаемым RODEO согласовал возможность прохождения курса на своем вертолете. Долго выбирал, на чем лучше прилететь, на газотурбинном Bell-206 или поршневом Robinson-44 Raven-1. В диалоге решили, что обучение на сравнительно менее мощном Robinson-е будет эффективнее, так как потребует ювелирной точности и аккуратности от курсанта, мотивированным желанием благополучно завершить полёт…)))
Путь в Пятигорск был достаточно долгим, так как путевая скорость редко превышала 160 км/ч, при воздушной 110-115 узлов, я летел четко на встречу сильному ветру. Прибыв на место назначения ближе к вечеру, выпив кофе и познакомившись, мы "поиграли в тетрис" и смогли таки поставить вертолет в ангар на ночь (очень пригодились взятые с собой колеса). После чего приступили к обучению в его теоретической части. Я получил методический материал в виде учебника-блокнота с красивыми и информативными схемами и картинками. Пролистав его, уже в тот момент я понял что обучение на курсе носит далеко не формальный характер, и поставлено на высокий профессиональный уровень.
Первые "полёты" мы совершали на макетах - горы и вертолета. Разобрались с терминами, идентифицировали "гиблые" места, имтировали технику заходов. Следуя рекомендациям Александра, я поселился в недорогой но весьма приличный трех-звездочный отель "Бештао", вот с таким видом из окна. На следующее утро, позавтракав я сел в заказанное еще с вечера такси, и прибыл на вертодром.
Так как подготовку борта к вылету я провожу всегда самостоятельно, техники лишь заправляли вертолет. Через час мы уже работали на ближайшей к вертодрому горе, считающейся сравнительно простой, и тем самым наиболее подходящей для начального обучения. Мы изучали методики определения направления ветра, характеристики его качественных и курсовых изменений в зависимости от ландшафта. Прогнозировали изменения облачности в районе полетов. Выбирали площадки для посадки, строили заходы на них и приземлялись.
Разбирали виды горных иллюзий, способы их проверки, моменты возникновения.
Одним из откровений стало понимание полной бесполезности "святого" для равнинных полётов прибора указания надува, и таблиц его ограничений в зависимости от температур и высот. Там это все не работает, и полагаться на его "усредненные сведения" не в коем случае нельзя. Работает только инструмент "POWER CHEK" - проверка реальной располагаемой мощности двигателя в текущих условиях и в данный момент, индикаторами которой являются звук двигателя и показания стрелки тахометра.
Я быстро убедился в том, что техника равнинного пилотирования существенно отличается от горного. Не имея этих знаний, я совершенно точно выбирал бы для посадки не наиболее подходящие для неё места, усиливая риски при заходе, и осложняя вылет с них до степени невозможности его выполнения.
Мне повезло с погодой, она была не простая - боевая... Было облачно и ветрено. Со слов инструктора, приобретенные в такую погоду навыки являются более ценными…))))
Передохнув пару часов и дождавшись "открытия" от облаков горных вершин, после обеда мы отправились на вторую в этот день тренировку. В этот раз мы учились на более сложной горе, с соответствующими более сложными площадками. Садились на серпантинную дорогу, "колодец" на склоне горы, в сёдла холмов. На обратном пути, Александр показал мне скалу с предложением выбрать место посадки на ней. Я сообщил ему о на мой взгляд невозможности приземления на неё, на что получил ответ - хочешь покажу? Конечно - да! В итоге мы на неё сели, но немного "подстригли" листики с веточки дерева, которую сильный ветер качнул в нашу сторону…
Вечером, в офисе, мы учились читать высотные диаграммы и производили тактический расчет предстоящего на следующий день полёта на Эльбрус.
Тактика состояла в том что бы понять где, когда и на какой высоте мы сможем совершить промежуточную посадку для выгрузки топлива в канистрах на обратный путь, что бы уменьшить свой вес для безопасной посадки на максимальной возможной высоте. Важно учитывать каждый градус температуры, её почасовое развитие, вес борта в ключевые моменты маршрута с учетом выработки топлива. Снова учился понимать и анализировать многие графики из РЛЭ, ранее игнорируемые за ненадобностью. Подав с вечера план полёта, мы поехали ужинать в ресторан кавказской кухни "У Сережи". Именно это место рекомендую всем курсантам-последователям для ужинов, так как еда необыкновенного вкуса и свежести!
Ранним утром, с рассветом, пока температура не поднялась до высоких значений, мы отправились на тренировку к подножию Эльбруса.
Полёт к нему являлся для меня одним из ярких жизненных впечатлений. На промежуточной точке выгрузили канистры, и провели небольшую дозаправку обусловленную более долгим поиском места площадки, в сравнении с первоначально расчетным.
Когда мы летели по каньёнам, дух захватывало от красот… Хотелось побольше всего этого запечатлеть на фотографиях, на что получил справедливое замечание Александра: "-Ты или фотографируй, или пилотируй! Горы ошибок не прощают, твоя голова должна быть занята постоянным анализом текущей ситуации, расчетами остатков, навигацией и контролем приборов!" - на 100% с ним согласен! Очень верно поется в песне В.Высоцкого: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…" Особенно когда ты имеешь честь видеть их с высоты птичьего полета. Когда ведя обычное светское существование ты имеешь возможность воочию насладится этими видами в обед, и вернутся через час в нормальные бытовые условия. Ведь туристы-альпинисты, которых мы порой встречали на своем пути, прикладывают многократно больше усилий для получения наслаждения этими видами, но не имеют той картины восприятия которую нам дает использования Вертолета. В своем отчете я умышленно сделал акцент на описание процесса организации обучения, а не самого обучения, так как убежден что обучаться этой важной технике горного пилотирования надо не только по методическим материалам а с компетентным опытным инструктором. Ошибаясь, анализируя свои ошибки в их подробном разборе. В рамках своей летной компетенции, я убежден что самостоятельный горный полёт без прохождения обучения по этому курсу, был бы сопряжен с недопустимыми для разумного человека рисками.
По стоимости курс обучения на мой взгляд совсем не обременителен, и близок к стоимости месячного хранения ВС в подмосковных клубах. Так как обучение я проходил на своем ВС, цену обучения на борту АУЦ-а не знаю. Правда сейчас их единственный Robinson находится на этапе капитального ремонта (другая многочисленная техника - газотурбинная), и не уверен что в ближайшее время он завершится. Длительность курса составляет около 10 часов полётного времени и примерно столько же теоретической подготовки. Срок моего интенсивного обучения - 3 дня и 2 ночи.
Я очень рад тому что прошел курс, и смело могу рекомендовать всем своим друзьям и коллегам. Что касается личности уважаемого инструктора Александра Давыдова (aka RODEO) - то тут полагаю комментарии излишни, весь лётный мир России (да и не только) знает его как компетентного, рассудительного профессионала, отличного организатора и успешного бизнесмена. Очень надеюсь что в его лице я приобрел еще и нового доброго товарища. Саша, спасибо Тебе за Все!
Cessna Citation 501SP, Agusta-Bell 206, Robinson R-44
- capix
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 597
- Зарегистрирован: 16 дек 2007, 23:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: УРКЯ
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Спасибо за отчет ! Летом тоже хочу.
- ZorinVik
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 11 апр 2012, 06:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Южно-Сахалинск
- Контактная информация:
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Chestr,
Спасибо за отчет!
При каком общем налете на вертолете проходил этот тренинг и какой разумный минимум для начала?
Спасибо за отчет!
При каком общем налете на вертолете проходил этот тренинг и какой разумный минимум для начала?
-
- Новичок
- Сообщения: 32
- Зарегистрирован: 22 июл 2013, 12:10
- Member of AOPA: No
- Откуда: г.Мирный, РС(Я)
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Ух здорово! Сам я Пятигорчанин хотя давно там не живу, как будто дома побывал! Тоже мечтаю в будущем пройти курс в Хелиэкшн. Жаль Robinson не летает, мы с супругой размечтались приехать летом и заказать вертолетную прогулку именно на нем. Автору респект! Отменный отчет.
- Chestr
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
ZorinVik, у меня сейчас 250 ч. на вертолете.
Относительно разумного минимума судить не возьмусь, все очень индивидуально...
Но полагаю что сразу после первоначальной имеет смысл под набираться опыта на равнине.
Относительно разумного минимума судить не возьмусь, все очень индивидуально...
Но полагаю что сразу после первоначальной имеет смысл под набираться опыта на равнине.
Cessna Citation 501SP, Agusta-Bell 206, Robinson R-44
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
По моему скромному мнению, это ОЧЕНЬ плохо, просто недопустимо (такой подход к процессу со стороны инструктора)...Chestr писал(а):На обратном пути, Александр показал мне скалу с предложением выбрать место посадки на ней. Я сообщил ему о на мой взгляд невозможности приземления на неё, на что получил ответ - хочешь покажу? Конечно - да! В итоге мы на неё сели, но немного "подстригли" листики с веточки дерева, которую сильный ветер качнул в нашу сторону…
- Chestr
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Поясню: я счел площадку невозможной не из за близости препятствий, а ввиду её, на мой взгляд, неровного рельефа. Мои предположения оказались ошибочными - площадка была ровная, трава разной длины создавала иллюзию её наклона. А по деревцу - оно было совсем мелкое типа кустика. Даже если бы его всего наклонило к нам ветром, это не создало бы проблем.letatel писал(а): По моему скромному мнению, это ОЧЕНЬ плохо, просто недопустимо (такой подход к процессу со стороны инструктора)...
Cessna Citation 501SP, Agusta-Bell 206, Robinson R-44
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Отличный отчет, отличная инициатива пройти горный курс!
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3684
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Молодец, Антон! RODEO тоже молодец! Спасибо за отчет. Многие задумаются.
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Захотелось повторно пройти курс. Антон, отлично написал про отличное решение.
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Классный отчет! Спасибо. Тоже думаю, что стоит пройти данный курс
- ZorinVik
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 11 апр 2012, 06:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Южно-Сахалинск
- Контактная информация:
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Chestr писал(а):Но полагаю что сразу после первоначальной имеет смысл под набираться опыта на равнине
Да, я догадываюсь, но у нас такое количество равнины, что если летать только над ней, то 250 часов станет просто не реальной для налета цифрой...
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Антон! Большое спасибо! Отличный отчет! Полностью совпадает с другими рекомендациями! Уже ищу время в своем графике. Ну и поздравляю с новыми навыками!
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
- Member of AOPA: No
- Откуда: Сибирь
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
Александра нужно пригласить на выездной мастер - класс,
поговорю с его юным падаваном на сей счёт))
поговорю с его юным падаваном на сей счёт))
Re: HELIACTION отчет о прохождении горного курса
А горы он с собой привезет?HeliCap писал(а):Александра нужно пригласить на выездной мастер - класс,
поговорю с его юным падаваном на сей счёт))