Полеты в сложных метео условиях

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
HeliCap
SAONовец со стажем
Сообщения: 553
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
Member of AOPA: No
Откуда: Сибирь
Летаю на:: R-44, R-66, AS-350

Re: Полеты в сложных метео условиях

#151 Сообщение HeliCap » 12 янв 2015, 07:26

Сибирь- это эпицентр России)), погода у нас весьма капризна и переменчива, особенно в горах Алтая, потому я и перечислил несколько способов избежать ненужного экстрима. Если кто внесет дополнения- буду благодарен)...

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в сложных метео условиях

#152 Сообщение ЛОДОЧНИК » 12 янв 2015, 12:14

HeliCap писал(а):Привнесу свой пятикопеечный вклад по теме: в истекшем году благодаря вдумчивому и всестороннему анализу метеоусловий, нахальным звонкам незнакомым людям в населённых пунктах по маршруту полета, твердости позиции при общении с заказчиками да и просто элементарной осторожности и немножечко- чутью, мне удалось ни разу не попасть в сложные погодные условия при выполнении полетов (работа в зоне ЧС -не в счет, там другая свадьба)), спина ни разу не была мокрой, лица пассажиров- бледными, а их глаза- круглыми. В наступившем году ставлю себе задачу как минимум повторить достигнутое - чего и другим желаю))....
Все чаще стал замечать вокруг себя (в основном коммерческих пилотов вертолетов) категорически отказывающихся лететь в пограничных метеоусловиях на легкой технике. И все больше любителей готовых на все. По моему это недоработка первых... :wink: За собой стал замечать увеличивающиеся количество отказов от вылета по метео, наверно скоро стану мудрым или просто ленивым :D
Хотя по долговременным наблюдениям, теперь точно уверен, что мудрость не всегда приходит вместе с опытом и старостью...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в сложных метео условиях

#153 Сообщение rubaga » 12 янв 2015, 12:38

ЛОДОЧНИК писал(а):И все больше любителей готовых на все.
Я тоже отметил несколько подобных ситуаций. Хорошо, что не в отношении себя. Очень заботит такая тенденция...

Аватара пользователя
Chestr
SAONовец со стажем
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Полеты в сложных метео условиях

#154 Сообщение Chestr » 12 янв 2015, 13:12

ЛОДОЧНИК писал(а): Все чаще стал замечать вокруг себя (в основном коммерческих пилотов вертолетов) категорически отказывающихся лететь в пограничных метеоусловиях на легкой технике. И все больше любителей готовых на все.
Полагаю что дело не типе свидетельства а в кол-ве раз когда было "сильно волнительно"... У первых, ввиду большего налета оно наступает раньше

HeliCap
SAONовец со стажем
Сообщения: 553
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
Member of AOPA: No
Откуда: Сибирь
Летаю на:: R-44, R-66, AS-350

Re: Полеты в сложных метео условиях

#155 Сообщение HeliCap » 12 янв 2015, 13:17

тут, думаю, очень подходит такая афоризьма: "умный всегда найдет выход из сложного положения, а мудрый в него не попадёт!"))

Malabar
Гуру
Сообщения: 2784
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в сложных метео условиях

#156 Сообщение Malabar » 12 янв 2015, 13:26

rubaga писал(а):давление желания попасть домой
психологически сложнее отказаться от вылета, чем потом развернуться на 180
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

pilot43
Активный участник
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 28 май 2013, 18:41
Member of AOPA: No
Откуда: Краснодар

Re: Полеты в сложных метео условиях

#157 Сообщение pilot43 » 25 янв 2015, 22:01

Джентльмены, а что мы подразумеваем под термином СМУ? Я тут недавно и возможно, не все понимаю. Летал недавно 200х2 в снегопаде умеренном. Если быть точным: 1600х240. Положа руку на сердце - будь я КВС, то не полетел бы. Речь идет о вертолете R44.
Набравши скорость и пингвин взлетает.

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в сложных метео условиях

#158 Сообщение ЛОДОЧНИК » 25 янв 2015, 23:31

pilot43 писал(а):Джентльмены, а что мы подразумеваем под термином СМУ? Я тут недавно и возможно, не все понимаю. Летал недавно 200х2 в снегопаде умеренном. Если быть точным: 1600х240. Положа руку на сердце - будь я КВС, то не полетел бы. Речь идет о вертолете R44.
Будь я пассажиром, тоже не полетел бы.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

pilot43
Активный участник
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 28 май 2013, 18:41
Member of AOPA: No
Откуда: Краснодар

Re: Полеты в сложных метео условиях

#159 Сообщение pilot43 » 26 янв 2015, 08:34

Я был обучаемым летчиком. Соответственно я же и пилотировал. Инструктор сказал, что это как раз те условия, когда лететь ещё можно, граница между можно и нельзя. И что для обучения такой полет будет весьма кстати. Лететь действительно вполне себе можно, но в будущем я не планирую рваться летать в таких условиях.
Набравши скорость и пингвин взлетает.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полеты в сложных метео условиях

#160 Сообщение Misha » 26 янв 2015, 11:15

pilot43 писал(а):... но в будущем я не планирую рваться летать в таких условиях.
Поддерживаю и одобряю
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

helicopter pilot
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 11 янв 2015, 17:59
Member of AOPA: No

Re: Полеты в сложных метео условиях

#161 Сообщение helicopter pilot » 26 янв 2015, 23:41

Добрый всем вечер.Поддерживаю,что специально лететь в СМУ не надо.Но подготовку к полетам в таких условиях,как практическую так и психологическую,иметь необходимо,что бы при попадании в них не растеряться,а нормально выйти из этих условий.А метеоусловия ПВП 100 х1000 и 150 х 2000 -для вертолетчиков СРL это нормальный рабочий минимум.Начинающим - такой конечно не дают.

Аватара пользователя
Trubnik
Новичок
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 19 июн 2012, 17:46
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: Полеты в сложных метео условиях

#162 Сообщение Trubnik » 27 янв 2015, 13:13

Интересная тема, спасибо за истории и комментарии к ним.
Как сказал мне один мудрый человек с этого форума, мы, начиная летать, меняем мешок везения на опыт. Главное- везение не растратить быстрее, чем накопится какой либо опыт.
Опишу свои истории достаточно самокритично, может быть кому-то будет полезным.
Обе "ситуации" по странному стечению обстоятельств случились при возвращении из Суздаля в Б.Грызлово. Видимо, сказалось то, что на далеко при таких прогнозах я бы не полетел, а тут в целом, казалась, вполне удовлетворительная погода с очагами СМУ.
Ситуация первая. Туда и обратно одним днем, октябрь месяц. Я всего несколько месяцев как летаю самостоятельно на С-182, запланировали с женой в Суздаль и обратно одним днем. Дети дома с няней (это важно. так как "по сценарию", ночевать надо дома) В БГ был утром туман, вылетели в 11, нижняя кромка поднялась до 200м, за Окой за 300 и далее по маршруту поднималась, в Суздале вообще погода была без облачка, даже не верилось, что в МО погода на пределе. Прогноз давал к вечеру 450м. На маршруте обратно- до Воскресенска - чистое небо, далее - как и обещал прогноз 450м, летим, естественно ниже. Прощаюсь (тогда еще) с Домодедово, до точки- 35км и вижу, что облачность резко опускается. На тот момент лететь в ППП был совсем не готов. К нижнему краю добавились столбы-потоки тумана, которые приходилось обходить горизонтально. Жена начинает паниковать (эту ситуацию отдельно разбирали потом) пришлось отключить ей микрофон, так как мне было чем заняться. Думал, что над Окой условия могут стать еще хуже, планировал уже разворачиваться и лететь в Воскресенск, но диспетчер сообщил, что над точкой 150м, ориентиры на местности очень знакомые, долетел, сел. Хотя ситуация развивалась не более 10 минут, было желание поцеловать землю. Хотя старался внешне не показывать, но, признаюсь, я тогда здорово испугался.
После этого события с инструктором летали и со шторкой и по приборам. Вроде бы появилось ощущение, что могу.
Ситуация вторая, опять Суздаль, только через год. Улетели туда после авиашоу в Северке, погода CAVOK, на следующий день обещали приход фронта с дождями, но с нижней кромкой не менее 200-300м. Утром просыпаемся - то дождь, то ливень. До нас - вылетали ребята по кругам- нижний край оценивали в 130-150м. Самолет IFR, за год вроде бы немного облетался. Завтра понедельник, всем в школу и на работу, на земле все смелые, звоню в БГ, они летают. нижний край 300-400м. Вылетаем, в 150м влетаем в облака. Так как нижний край был рваный и иногда опускался до 100м, решил набрать 600м и лететь по приборам. Несмотря на то, что всё. вроде бы было по плану, было очень волнительно. Чтобы занять жену, дал ей планшет с AirNav Pro, сам включил автопилот и уткнулся носом в авиагоризонт, вариометр и другие приборы. Так долго по ППП я еще не летал. Отсутствие земных ориентиров вызывает какую то тоску и желание поскорей увидеть землю и время тянется необыкновенно долго. С инструктором было спокойней и проще. В МО снижаюсь, диспетчер ведет меня в обычном режиме, даже над Шатурой давала те же 600м несмотря на СМУ и очевидный ППП. Из облаков вышел уже на заходе в БГ.
Что меня насторожило, и на пару минут испугало: почти весь путь летел вдоль границы фронта, он как раз шел по линии Суздаль-Шатура-Воскресенск. Над Коломной проглядывало солнце и, возможно, надо было изменить маршрут. Что испугало: кучево-дождевые облака, попадались места с ильными восходящими и нисходящими потоками. Не изменяя тангажа, самолет один раз потерял 300фут, пришлось активно вмешаться, через минуту набрал 500ф и потряхивало заметно.
Как повлияли на меня эти два случая:
1) если есть плохие прогнозы - стараюсь не летать, если прогнозы не очень хорошие- стараюсь не летать без необходимости на всякие развлекалово и покатушки. По этой причине, к сожалению, почти не летаю поздней осенью и до середины зимы. По крайней мере в заранее запланированные СМУ уже не лезу. По налету, правда. итоги грустные -стараюсь выдерживать хотя бы 1-1,5 часа, в том числе с инструктором, чтобы поддерживать хоть какой то навык, хотя в сезон обычный налет 15-20 часов в месяц. На дальняк- вообще не планирую полеты, хотя, может быть это и неправильно. Как то Лодочник сказал, что у него зимой налет не меньше чем летом получается. Не знаю как- смотришь прогнозы и длину дня и они не располагают, меня по крайней мере.
2) инструктирую всех пассажиров как себя вести, как может проходить полет и что можно делать. Помогает. Начинают воспринимать ситуацию как должную.
3) Если летаем не в зоне аэродрома, предупреждаю всех и свои, что есть риск остаться на не домашнем аэродроме. Если у кого то есть срочные дела или планы на завтра- не летите. Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно. И сам, хотя человек очень обязательный и люблю все планировать, стал легче отказываться от вылетов в сомнительные ПУ.
В душе, очень надеюсь, что с учетом данных ситуаций и этот, лично свой опыт позволит более трезво оценивать обстановку.

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в сложных метео условиях

#163 Сообщение ЛОДОЧНИК » 27 янв 2015, 14:34

Trubnik писал(а): 1) если есть плохие прогнозы - стараюсь не летать, если прогнозы не очень хорошие- стараюсь не летать без необходимости на всякие развлекалово и покатушки. По этой причине, к сожалению, почти не летаю поздней осенью и до середины зимы. По крайней мере в заранее запланированные СМУ уже не лезу. По налету, правда. итоги грустные -стараюсь выдерживать хотя бы 1-1,5 часа, в том числе с инструктором, чтобы поддерживать хоть какой то навык, хотя в сезон обычный налет 15-20 часов в месяц. На дальняк- вообще не планирую полеты, хотя, может быть это и неправильно. Как то Лодочник сказал, что у него зимой налет не меньше чем летом получается. Не знаю как- смотришь прогнозы и длину дня и они не располагают, меня по крайней мере.
2) инструктирую всех пассажиров как себя вести, как может проходить полет и что можно делать. Помогает. Начинают воспринимать ситуацию как должную.
3) Если летаем не в зоне аэродрома, предупреждаю всех и свои, что есть риск остаться на не домашнем аэродроме. Если у кого то есть срочные дела или планы на завтра- не летите. Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно. И сам, хотя человек очень обязательный и люблю все планировать, стал легче отказываться от вылетов в сомнительные ПУ.
В душе, очень надеюсь, что с учетом данных ситуаций и этот, лично свой опыт позволит более трезво оценивать обстановку.
Но если трезво все же оценить не получилось, и зайти в родное Грызлово тоже не получается, то код ответчика 7700, Внуково-подход 2 пан-пан-пан, прошу векторение для посадки в Домодедово, схем нет, противооблединительной нет, приборов для захода нет, карт тоже нет, пассажиров два, топлива на тридцать минут. По моему мнению, мы чаще готовы убиться, чем запросить помощ у тех кто должен и может ее оказать. Есть психологический барьер и внутреннее убеждение, что в Домодедово или Внуково сидит страшный волосатый Бабайка, которым пугали в детстве перед сном. Нет, конечно Бабайка там есть, но далеко не такой страшный.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Dary
Новичок
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 22:26
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в сложных метео условиях

#164 Сообщение Dary » 27 янв 2015, 15:26

[quote="Trubnik"]Жена начинает паниковать (эту ситуацию отдельно разбирали потом) пришлось отключить ей микрофон, так как мне было чем заняться...
...Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно./quote]

Очень не красиво, товарищ "героический квс"
Поведение пассажиров в вашем маленьком самолете зависит не от пассажиров, а от уровня их доверия вам.
По описанию похоже, что не доверяют. Значит ведете себя так, что по вам видно, что взялись за задачу вам неподсильную.
Если не готовы к предстоящему полету - не берите пассажиров вообще.
Задача квс - отвечать за безопасность пассажиров. Если они у вас боятся - повышайте уровень своего мастерства, чтобы пассажирам с вами было спокойно всегда, а не поливайте грязью людей, которые оказались в пугающей и непонятной для них ситуации.

Аватара пользователя
Trubnik
Новичок
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 19 июн 2012, 17:46
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: Полеты в сложных метео условиях

#165 Сообщение Trubnik » 27 янв 2015, 16:19

ЛОДОЧНИК писал(а): Но если трезво все же оценить не получилось, и зайти в родное Грызлово тоже не получается, то код ответчика 7700, Внуково-подход 2 пан-пан-пан, прошу векторение для посадки в Домодедово, схем нет, противооблединительной нет, приборов для захода нет, карт тоже нет, пассажиров два, топлива на тридцать минут.
Это был третий вариант. Второй вариант- разворот на Воскресенск, так как я по маршруту его пролетал и всё было норм. Но это в данном конкретно примере. А вообще, согласен.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»