Норвегия, фьорды. Июль 2014

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Норвегия, фьорды. Июль 2014

#1 Сообщение Wildbars » 16 авг 2014, 07:50

Прочитав отчеты наших знаменитых путешественников, даже и не знаю с чего начать наш рядовой рассказ об уже рядовом для большинства аксакалов перелете на Норвежские фьорды, который состоялся в конце июля 2014 года.

Постараюсь поменьше воды и побольше конкретики и советов, как тут говорят.

Летели тремя бортами, 2 R44 и 1 R66, 8 человек, экипажи постоянно менялись по ходу полета, так что никто никому надоесть не успел)

Задача была простая - дойти до Бергена максимально интересным (с точки зрения зрелищности) и безопасным маршрутом и из Бергена радиальными полетами осматривать норвежские фьорды. До этого полета никто из нас, включая меня, не был на фьордах не только на вертолетах, но даже обычным туристическим способом.

Стандартный вылет из РФ через Псков (первое отличие от предыдущих полетов - на этот раз ГЦ не стал запрашивать документы на борта, а молча выдал PLN Пскову). Все международные планы подавались как для пересечения границы, так и далее, через eurofpl.eu.

Родная псковская таможня знает уже почти всех в лицо и просит прилетать почаще (это я к сообществу обращаюсь, скучают они без нас)…))

На эшелон при пересечении НОТАРа мы не полезли, облачность была на уровне 1200. Мы бодро доложили, что заняли эшелон 060 и следуем на НОТАР.

Внезапно, Псков-вышка сообщает нам, что пересечение границы и вход в ВП Эстонии нам запрещено ниже 090 эшелона. Я медленно охренел, потому что ожидал такой подлянки от кого угодно в нашей стране, но никак не в культурной Эстонии. Перешел самостоятельно на Таллин-контроль и спросил “в чем дело”? Оказалось, что за НОТАРом сразу находится специальная зона полетов планеров, которая работает до 080 эшелона и запрет был связан именно с этим (а мне кажется, что запрета никакого и не было, было просто предупреждение от Эстонии Пскову, которое они приняли за категорический запрет). Короче, я убедил Таллин, что с наличием и границами зоны ознакомлен, входить в зону полетов планеров мы не будем и аккуратно обойдем ее по границе северо-восточнее. Это полностью устроило Таллин-Контроль.

Пересекли границу на 030 эшелоне, бодро доложили, что прошли на 060 и “до свидания”. Дальше все просто, разрешили пройти напрямую через зону Тарту и далее выход на Таллин.

В Таллине случился интересный казус, к счастью, не по нашей вине. В отличие от большинства вертолетчиков я предпочитаю все заходы и выходы на большие аэродромы совершать по схеме и заходить на все полосы по коробочке (через short final). Но тут нас попросили зайти напрямую на РД Чарли поперек полосы, что мы и сделали. Но так как нас было три борта, то два уместились аккурат на чарли, а третий завис над травкой после ВПП.

Диспетчер потерял из виду третий борт, дважды спросил “где третий”, я сказал - все на месте, на чарли. Но он нам не поверил, и дал уход на второй круг какому-то местному самолету (кажется, не рейсовому). Потом быстро разобрались, припарковались, заправились. И уехали отдыхать в великолепный отель Schlössle Hotel, искренне рекомендую.
Вложения
IMG_8557 copy.jpg
Крыши старого Таллина
IMG_8547.jpg
"Русь" в Таллине
IMG_8544.jpg
АН-24 в Пскове
IMG_8540.jpg
В Андреаполе всегда так встречают??
IMG_8539.jpg
НП-Андреаполь, дозаправка
IMG_8512.jpg

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#2 Сообщение Wildbars » 16 авг 2014, 08:40

День 2:

Второй день летели по маршруту Таллин - Мариенхамн (Аландские острова) EFMA - Карлстад (Швеция) ESOK - Осло (небольшой аэродром ENKJ - Kjeller), выбрали его намеренно, чтобы не лезть в международный Осло, который показался огромным (по чартам). Но в этом маленьком аэропорту топливо только по карточкам Statoil (надо бы обзавестись), к счастью мы знали об этом заранее, поэтому следующий аэродром был в часе лета.

В Осло остановились в Опера, сбегали на прогулку, погода резко испортилась, начался дождь, гроза. Но это не помешало нам выспаться.

Вообще, по изначальному плану я не собирался останавливаться в Осло, а хотел дойти сразу до Бергена. Но для неподготовленной к рекордам команды, такой темп оказался слишком высоким, да и зачем, если мы отдыхаем?

В Осло к нам присоединился инструктор “Авиамаркета” Дмитрий Прусаков, который только-только вернулся из перегона из Италии, и "не выходя из аэропорта” вылетел в Осло))

P.S. Сразу скажу для будущих путешественников - ни Мариенхамн, ни Карлстад не заслуживают отдельной остановки там. В прошлом путешествии в Стокгольм мы изучили Мариенхамн (единственная главная улица с несколькими пиццериями), в этот раз изучили Карлстад (аналогично, хотя город явно больше).

В обоих аэропортах есть топливо - 100LL и керосин, в Мариенхамне заправляют только в рабочее время (изучайте AIP), в Карлстаде с нас не смогли взять денег за обслуживание, потому что человек уехал, но за топливо рассчитались на месте карточками (как и в Мариенхамне). В Осло Кьевик - топливо только по карточкам Statoil, без них не заправляют (хотя топливо есть), диспетчера нет (G), поэтому все свои намерения просто докладываете в эфир.

Оплату за пролет ВП Швеции берут потом по факту - SwedAvia выставляет счет на какой-то только им известный адрес. В частности, наши счета приходят бедному Misha, потому что его бывший борт 04305 единственный есть в базе SwedAvia (я так понимаю). Куда придут новые счета - не известно, хотя в Карлстаде я оставил свой почтовый адрес для выставления счета за обслуживание.
Вложения
IMG_8586 copy.jpg
Любимый вид - на пути из Таллина в Мариенхамн
IMG_8591.jpg
Заправка Мариенхамн (самообслуживание для 100LL и заправщик для керосина)
IMG_8593 copy.jpg
Узкая полоска пляжа среди каменистых островов в районе Мариенхамн
IMG_8602 c.jpg
Швеция
IMG_8624 copy.jpg
Вышка в ESOK, больше похоже на ЦУП
IMG_8633 c.jpg
Взлет из Карслтад (ESOK)
IMG_8645 copy.jpg
На заходе в ENKJ слева где-то Осло, под нами фонтанчик.
IMG_8657 copy.jpg
Нечто заходит в порт Осло
IMG_8661 copy.jpg
Стоит прям на пирсе (Осло)
IMG_8669 copy.jpg
Рыбный мини-базарчик прямо с рыболовного судна
IMG_8671 c.jpg
Лайнер пришвартовался в Осло

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2588
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#3 Сообщение ksv » 16 авг 2014, 09:35

Ну, кстати, Осло international не такой уж и страшный. Мы прилетали туда группой из 7 вертелей, или больше - не помню уже. Очень было интересно поучаствовать в "большом движении". ATC отнеслись к нам очень лояльно, и, пропустив перед нами штуки 4 Боинга и Эйрбаса, дали возможность зайти прямо на перрон General Aviation. Для всех наша толпа вертелей была своеобразным бесплатным шоу. Никто не возмущался. Более того, пилоты ВС, ожидавших вылет, сказали в эфире слова приветствия, а кто-то в шутку назвал нас бандой москитов. В общем весело было. Рекомендую разок попробовать. Правда. Осло - если не самый, то один из самых дорогих аэропортов Скандинавии получился. За взлет/посадку и ночную стоянку с каждого борта взяли Евро по 250 кажется. Но это стоило того.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#4 Сообщение Wildbars » 17 авг 2014, 09:42

Утром, Третьего дня стартовали из Осло в Берген по маршруту в облет всего южного побережья Норвегии.

Первая посадка - Кристиансанд-Кьевик. Быстрая заправка, вылет в сторону Бергена. Практически сразу после взлета начались красоты - первые фьорды, первые горы, красивое побережье. Погода сказочно радовала и баловала нас (что было слегка неожиданно для этих мест).

На подходе к Бергену чуть-чуть постояли в холде, после чего зашли на полосу, нас встретили маршалы и проводили к заправочной станции. Топливо всех видов из автоматической заправки, оплата по карточкам. Ни с хэндлингом, ни с брифингом общаться не пришлось, никто не захотел взять с нас денег за обслуживание, видимо счета опять же придут к кому-то на почту (к кому?).

Тут то я и встретил любовь всей своей жизни - ЯК-52, и познакомился с его владельцем. Оказалось, что это не простой ЯК-52, а летал на нем сам Дэвид Гилмор, и записи в формуляре сделаны его рукой. Там же сидел и Том Круз (не знаю, летал ли). Нынешний владелец сильно усовершенствовал аппарат - форсированный 400-сильный мотор и увеличенные баки (до 5 часов!!). Не знаю, как эти баки сказались на прочности конструкции к перегрузкам, но 5 часов - это круто. Окраска самолета и номера - все прежние.
В ангаре нашелся еще один ЯК-52, уже румынского (?) производства с алюминевой обшивкой рулей (вместо перкали) и трехлопастным винтом.

Тем же днем мы заселились в убогую гостишку, но в самом центре Бергена, до рынка и набережной 3 минуты пешком. В некоторых номерах участники перелета не могли уместиться целиком на кровати, в других же высота потолка не позволяла стоять в полный рост, но выбора не было - в других отелях "мест нет" или по цене чугунного моста.

Вечер закончился традиционно, свежими морскими гадами разных видов (включая китовое мясо).
Вложения
Screen Shot 2014-07-18 at 11.20.54 PM.jpg
Маршрут вдоль побережья Норвегии (Осло - Берген)
IMG_8690 copy.jpg
IMG_8703 copy.jpg
IMG_8708 copy.jpg
IMG_8715 copy.jpg
IMG_8733 copy.jpg
IMG_8737 copy.jpg
IMG_8752 copy.jpg
IMG_8762 copy.jpg
Як-52, ex-владелец которого - Гилмор
IMG_8763 copy.jpg
Як-52 новый
IMG_8786 copy.jpg
Торжественный ужин на рынке по случаю прибытия
IMG_8830 copy.jpg
Берген со смотровой площадки
IMG_8831 copy.jpg
Берген
IMG_8835 copy.jpg
Закат в Бергене со смотровой площадки

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#5 Сообщение Wildbars » 17 авг 2014, 09:56

День 4:

Несмотря на наличие большого количества фотографий Бергена в соседней ветке (http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... start=1050), уверен, что такой Берген, который увидели мы - видели очень немногие путешественники. Погода миллион-на-миллион, яркое солнце и тепло. Но главное - никаких дождей! Местные и часто бывающие сказывают, что такой недели с такой погодой, на которую мы попали, у них не бывает вообще в принципе. Повезло)

Четвертый день мы тупо отдыхали в Бергене - часть команды ездила в музей Грига (надо сказать, что в составе группы был известный классический музыкант и дирижер, обладатель кучи премий как раз за исполнение произведений Грига). Вторая (руководящая) часть команды пила пиво и продумывала дальнешие маршруты.

Тут я столкнулся с одной проблемкой, на решение которой ушло часа три. Никто в Норвегии (в околоавиационных кругах, естественно) не мог ответить на вопрос - можно или нельзя садиться вне аэродромов? AIP в указанном разделе говорил “будет дописано позднее”, брифер и ATS в Бергене НЕ СМОГЛИ ответить на этот вопрос однозначно (типа, если владелец разрешает, то можно, но как получить и подтвердить это разрешение - не понятно, да и то - они не уверены). Отчаявшись, я пошел в туристическое бюро и взял контакты владельцев земель в районе нашего предполагаемого полета - а именно мы хотели долететь до Flam (со знаменитой туристической ЖД дорогой, была идея там сесть) и вторую посадку хотелось сделать на куполе ледника Folgefonn (около 5000 футов).

После четырех звонков разным людям, удалось выйти на кого-то из FonnaSkiResort, которые любезно предложили сесть у них в резорте на парковке и сказали “СОГЛАСОВАНО”. Видимо, этого было достаточно.
Вложения
IMG_8858 с.jpg
IMG_8855 с.jpg
Залив
IMG_8805 с.jpg
Фуникулер на смотровую площадку
IMG_8801 copy.jpg
MC вездесущ
IMG_8770 copy.jpg
Берген в солнечную погоду прекрасен

Kostas
SAONовец со стажем
Сообщения: 256
Зарегистрирован: 02 июл 2013, 06:56
Member of AOPA: Yes
Откуда: Nsk

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#6 Сообщение Kostas » 18 авг 2014, 07:22

Як-52, ex-владелец которого - Гилмор
Тот самый? )
ЗЫ, спасибо за рассказ, интересно!

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#7 Сообщение Wildbars » 18 авг 2014, 18:09

Тот самый, Pink Floyd)))

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#8 Сообщение Wildbars » 20 авг 2014, 10:09

День пятый: лучший

Этот день запомнился всем, я думаю, ибо ничего более насыщенного и прекрасного в этом путешествии (да и в предыдущих тоже) у нас точно не было.

Первоначальный план предполагал проход вдоль самого длинного фьорда - Согнефьорд (более 120 км), выход на юг в узкий фьорд Aurlandfjords, который делится на два рукава (оба офигенные! не знал, что выбрать), далее на Flam, где начинается железная дорога и вдоль нее по ущелью все время вверх до перевала, там перевалить в соседний фьорд и попробовать выйти на ледник Folgefonn, где нам разрешили посадку. Некоторые горячие головы в экипажах уже вознамерились сменить вертолетные тапочки на горнолыжные костюмы и часок отжечь на горнолыжных трассах. Запасной аэродром себе наметили Voss-Bomen (на плато в междугорьях), который вроде как работал, но не обладал топливом. С собой у нас были канистры, на случай если наше путешествие по фьордам затянется, но и их нам не хватило, как потом оказалось. Накануне руководящим составом было решено - если посадка на леднике или на этом курорте будет невозможна - уходим на Voss-Bomen и там заправляемся из канистр.

Согнефьорд мы прошли, по пути встретив огромное количество водопадов, свернули в узкий фьорд, вышли на Flam. Надо сказать, что в этом месте мы летели на высотах 2000-2500 метров, что для вертолетчиков, как правило, не очень комфортно, но мы справились.

Далее все по плану, вдоль красивейшего фьорда (название не помню) вышли к месту расположения FonnaSkiResort. Все было здорово, но Дима слетал на разведку площадки для посадки (стоянка машин внизу подъемников) и признал площадку непригодной для посадки трех вертолетов. Не ровная, забита машинами, ветер крутит во все стороны и места ну очень мало.

Командирским решением ушли на Voss-Bomen и ни разу не пожалели. Удивительный аэродромчик в горах, забитый парашютистами, классическое для всех дроп-зон растаманское кафе, и старое расстроенное фортепиано в углу, на котором классик Михаил Плетнев зажег так, что все парашютисты апплодировали стоя. Видео есть, но загрузить отсюда мне наверное не удастся.

На Voss-Bomen оказалось топливо, которое было нам необходимо позарез. Несмотря на наличие канистр, нам при всех раскладах не хватало дойти до аэродрома Ставангер, который мы наметили следующей точкой, по причине сильного встречного ветра до 30 узлов. Поэтому я сел на телефон и начал искать владельцев топлива. К счастью, тут прилетел Eurocopter, пилот которого оказал нам неоценимую поддержку, заправив наш керосиновый R66, и найдя пилота, который смог заправить нас 100LL. Очень вежливые и доброжелательные люди. надо сказать, что пилот Еврокоптера был единственным норвежским человеком, который четко и достоверно сообщил мне, что посадки вне аэродромов действительно в Норвегии ЗАПРЕЩЕНЫ, а разрешения получать можно, но чаще всего только у муниципалитетов, поэтому даже сесть на горке, полянке, площадке - невозможно. Лично он и его компания очень сильно страдают от этого запрета и мечтают, чтобы было как в соседней Швеции - садись, где хочешь. Надо сказать, что попытки сесть “где хочу” приходилось пресекать всю дорогу, как и в путешествии Миши Фариха вокруг Европы в 2012 году, очень многие хотели почувствовать себя настоящими вертолетчиками и сесть воооот на том островке в высокогорном острове.

P.S. Пока заправлялись, приехал полуголый мощный малый на велосипеде и деловито спросил, не наши ли ребята летали в прошлом году кругосветку? Он читал и следил. Было очень гордо, Misha - о вас знают и там тоже)

После взлета из гостеприимного Voss-Bomoen мы ушли в длинный узкий Sorfjorden, в котором где-то находился знаменитый "Язык дьявола” - кусок скалы выдающийся высоко во фьорд (см. фото). Была объявлена награда за обнаружение данного объекта с воздуха, но …. никто так и не выиграл “печеньку”.
Вложения
IMG_9055.jpg
Voss-Bomoen airfield
IMG_8907.jpg
IMG_8909.jpg
IMG_8930.jpg
IMG_8933.jpg
IMG_8943.jpg
IMG_8945.jpg
IMG_8949.jpg
IMG_8959.jpg
IMG_8992.jpg
IMG_8995.jpg
IMG_9007.jpg
Fonlgefonn
IMG_9023.jpg
IMG_9017.jpg
IMG_9033.jpg
IMG_8933.jpg

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#9 Сообщение Misha » 20 авг 2014, 10:56

Wildbars писал(а): После взлета из гостеприимного Voss-Bomoen мы ушли в длинный узкий Sorfjorden, в котором где-то находился знаменитый "Язык дьявола” - кусок скалы выдающийся высоко во фьорд (см. фото). Была объявлена награда за обнаружение данного объекта с воздуха, но …. никто так и не выиграл “печеньку”.
Мы в 2010 году нашли. Только, кажется, она называется "Язык гнома". Хотели там подсесть - но на этой скале постоянно слишком много народа. Не стали садиться - хотя про запреты не знали ничего :-) На ледник подсаживались, да и в других местах "перекурить и оправиться". Не попались ни разу ;-)
Кстати, недалеко от Ставангера садились и ночевали две ночи в границах населенного пункта Sauda, перед отелем. Согласовывали только с отелем - но, может, менеджмент отеля обеспечивал согласование с муниципалитетом?

P.S. за привет от велосипедиста спасибо ;-) Впрочем, мне эти приветы периодически передают из самых экзотических мест типа Филиппин или Индии с Израилем :-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Wildbars
SAONовец со стажем
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 16:25
Member of AOPA: Yes
Откуда: Fort Lauderdale, USA
Контактная информация:

Re: Норвегия, фьорды. Июль 2014

#10 Сообщение Wildbars » 28 авг 2014, 14:51

... продолжение Дня 5:

Вторая (но не финальная) часть этого бесконечного дня была посвящена перелету из Ставангера на восточное побережье в СандеФьорд для дозаправки. И по стечению обстоятельств вся команда накануне проголосовала за посещение Копенгагена, поэтому после СандеФьорда нам еще светил перелет в Копенгаген. А времени уже было часа три дня, закат в районе 22.00, было отчего понервничать.

Как обычно, начали из ниоткуда возникать различные препятствия (как всегда, когда спешишь). Сначала по прилету в Ставангер оказалось, что не работает заправочная колонка 100LL и ремонта / перезагрузки надо ждать эдак часика два. Идти на брифинг или куда-то там для разборок было тоже часа на полтора, поэтому я устранился и пошел подавать планы на дальнейший маршрут и продумывать вариант “Б” (оставаться в СандеФьорде ночевать, что задерживало нас еще на один день или минус Копенгаген). К счастью, обретающие крылья пилоты самостоятельно справились с проблемой, оказалось, что если очень хорошо попросить заправщика, то у него есть какая-то волшебная карточка, которая заставляла аппарат со 100LL работать. но ему это было то ли неудобно, то ли убыточно, в общем он был не очень счастлив, но все равно все сделал в лучшем виде.

Одной проблемой стало меньше, мы вылетели из Ставангера прямо через горы по самому кратчайшему пути на Сандефьорд. Виды были потрясающие, первые полчаса мы шли еще по одному знаменитому фьорду с большой смотровой площадкой, которую я лично пропустил, но третий экипаж уверяет, что точно ее видел и народу на ней стояло немеряно, все как на картинках в путеводителях. Поверим на слово)) Дальше пошли горы/горы/горы от 1200 до 1800 м, постоянно попадались лужицы озер, изредка избушки/дачи, но вообще виды были вполне себе девственные, что и сподвигло нас все-таки сделать одну промежуточную посадку где-то очень высоко и очень далеко, где нас точно никто не мог видеть и слышать, и искупаться в горном озере. Я нервничал, времени оставалось в обрез, но лишить ребят такого удовольствия тоже было невозможно. Мы уложились минут в 20, и некоторые экипажи прямо с мокрой жопой, прыгнули в вертолет и помчались дальше.

Дальше было еще красивее, особенно в районе аэродрома ENVE, летишь себе летишь, горы и горы, практически ровные плато с небольшими холмами (но все это на высоте около 1,5 км) и вдруг… просто обрыв и вниз те самые 1.5 км. Летел ты себе на 300-400 м над землей и вдруг резко почти 2 км. Это впечатляет, особенно в сочетании с сильным порывистым ветром, который вовсю гулял в ущелье и видом аэродрома прямо под нами - ухххх… до сих пор с мурашками вспоминаю. Еще пара красивых моментов, когда огромные горные озера вдруг появляются и точно такие же высокие обрывы, только под тобой вода и снижаться нет смысла - следующий берег такой же высоты, как предыдущий. А ветерок задувал все больше встречный и время растягивалось и растягивалось…

В общем, в Сандефьорд прилетели около 17 или 18 часов и я дал всем 30 минут на заправку (самому было интересно, уложимся или нет). И все было бы круто, и мы бы уложились… Но на втором бензиновом вертолете снова сломался заправщик. Причем самым изощренным образом - он списывал деньги с карты, но топлива не давал. И денег не возвращал. Понятно, что заблокированные суммы рано или поздно можно будет снять или они автоматом разблокируются, но на тот момент мы уже заблокировали ради смеха 700 евро, кончилась первая карта… потом вторая… на третьей мы перестали жрать кактус и позвонили по телефону с чека, который выплевывал дурацкий автомат. Приехавший человек что-то пошаманил с автоматом, уверил всех нервных владельцев опустошенных карточке, что деньги обязательно вернуться. Когда-нибудь)

Дали задержку, заправились, запустились (и перевели часы на один час вперед). Но времени итак уже было прилично, до темна мы явно не успевали в Копенгаген, а ветер продолжал быть ровно встречным. Все шаманства с изменениями курсов не приводили к результату - или рубиться в лоб против ветра над водой или рубиться галсами, но зато вдоль берега. Все расчеты показывали, что если пойдем вдоль шведского берега - топлива стопудово не хватит, расчет давал 2.35, максимум на 44-х - 2.45. Учитывая, что мы груженые и что мы будем над водой - рисковать не очень хотелось. Делать еще одну заправку (например, в Гетеборге) - это 100% там же и оставаться.

Копенгаген становился все более призрачным, особенно когда на вылете нас еще продержали 10 минут, пока рейсовый рулил (мы бы могли 150 раз уйти, пока он рулил, но вышке было виднее). Все это время мы молотили винтами на земле, мое раздражение и волнение все увеличивалось. Ну окей, я предположим летал и ночью и над водой и даже в сочетании "ночью над водой”, но на самолете, инструктор в третьем вертолете предположим тоже… не боится летать ночью над водой… но есть еще третий вертолет с не таким уж большим налетом, справятся ли?

С этими тяжелыми мыслями мы оторвались от СандеФьорда и полетели в сторону шведской границы. Минут за 10 до границы Норвегия с нами попрощалась, не выдав никакой частоты, поэтому я просто забил и со шведами не разговаривал вообще в принципе, несмотря на перечение их границы в тот полет аж дважды (Норвегия - Швеция, потом Швеция - Дания). Нас никто не трогал, мы их тоже, частоты слушали, но там все больше молчали. Один раз в районе Гетеборга я услышал спокойный голос Димы (замыкающий вертолет), “у нас полицейский вертолет на траверзе, удаление 500”. Полицейский вертолет летел рядом с нами минут 10, но никаких знаков не показывал и обогнав всю группу неспешно улетел в сторону Гетеборга. Видимо, мы ему были совсем не интересны((

Ветер в лоб подтверждал худшие опасения - до Копенгагена не дойти. Я взял управление и направил вертолет на 50 метров над землей. Добавили 10 узлов, уже круто. Но земли было мало, все больше острова, а над водой дуло совершенно одинаково по всем высотам (проверили от 50 метров до 1000). Ниже 50 народ лететь отказывался (хотя когда-то на Белом море эта тактика целиком себя оправдала). в итоге выбрали ни туда, ни сюда 150 и полетели. Каждую минуту я сверялся с датчиком топлива, расчетом навигатора, расчетом планшета, расчетами на пальцах - все сходилось в одну точку - если пойдем вдоль берега, не дойдем. надо идти напрямую, но это прямо через море - 2 часа над водой. Решение надо было принимать… и мы пошли прямо над водой, но в прямой видимости берега. Возможно, кому-то это добавляло оптимизма, особенно когда стемнело, и кроме далеких огней на берегу не было видно вообще ничего.

В общем, крайние минут 40 растянулись часа в три (как это всегда бывает, когда летаешь ночью, и особенно когда летаешь чистый IFR). Дойдя до Дании все выдохнули (я не очень-то), потому что море закончилось и казалось, что дальше все пофигу - земная твердь и все такое. Я же понимал, что в случае чего (а “чего” это например горящая лампочка остатка топлива) садиться было практически негде. несколько частных аэродромов по пути, да и те без освещения и совершенно непонятный рельеф внизу - радости мало. Так мы и вползли в Данию, тихо и незаметно)) “Копенгаген-контроль” просто офигел, когда в ночи (а было уже после 23.00) внезапно нарисовались три русских борта и небрежно доложили вход в ВП Дании и расчетное Копенгагена. Чувак был так рад от нас избавиться, когда я запросил у него сразу переход на “подход”, что даже не смог скрыть своей радости.

Копенгаген нас порадовал, потому что аэродром Kobenhavn-Roskilde (EKRK) был просто великолепен. Две освещенные полосы, вежливая вышка, мало самолетов на стоянке (в воздухе, как вы понимаете, вообще никого), очень культурный хэндлинг, который отвез нас и наши вещички в терминал и вызвал нам такси. В общем, после этого бесконечного дня все это показалось каким-то райским и волшебным.

В воздухе мы провели ровно 2.40 минут, лампочка ни у кого не загорелась. Вечер закончился в три ночи в единственном ночном копенгагенском ресторане. Пиво было явно в тему, но виски шел гораааздо лучше))
Вложения
IMG_9091.jpg
IMG_9089.jpg
На пути в Данию
IMG_9080.jpg
Горные плато и озера
IMG_9078.jpg
IMG_9074.jpg
IMG_9071.jpg
IMG_9068.jpg
Ангар в Ставангере

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»