Последующее донесение об АП с самолетом Tecnam P2006T RA-1334G
Дата, время события (местное и UTC): 07.12.14, 14 ч 03 мин (11 ч 03 мин UTC), день
Место события: РФ, Московская область, Серпуховский район, 2.4 км северо-восточнее п.п. «Большое Грызлово»
Вид события: Авария
Тип ВС: Самолет Tecnam P2006T
Регистрационный номер ВС: RA-1334G
Свидетельство о Государственной регистрации: № 1350, выдано УИБП ФСНСТ МТ РФ 02.12.11
Собственник: ООО «Авиационная компания «ЧелАвиа Сервис»
Сведения о ВС: Выпущен 07.07.10 Costruzioni Aeronautiche ТЕСNАМ S.r.l., Via Maiorise—Capua (Италия), заводской № 039, сертификат летной годности № 2152130097, выдан 16.12.13 МТУ ЦР ВТ ФАВТ, действителен до 10.12.15, наработка СНЭ 1426 ч 39 мин, назначенный срок службы не установлен, ресурс не установлен, межремонтный срок службы не установлен, ремонтов не имел, ресурс и срок службы не продлевались
Двигатель левый: Rotax 912S3, выпущен 30.03.10 ВRР-Powertrain GmbH & Со КG (Австрия), заводской № 4.923.961, назначенный ресурс не установлен разработчиком, эксплуатируется по техническому состоянию, межремонтный ресурс 2000 ч/15 лет, наработка СНЭ 1469 ч 34 мин, ремонтов не имел, остаток ресурса и срока службы 530 ч 26 мин/10 лет 4 мес
Двигатель правый: Rotax 912S3, выпущен 07.04.10 ВRР-Powertrain GmbH & Со КG (Австрия), заводской № 4.923.966, назначенный ресурс не установлен разработчиком, эксплуатируется по техническому состоянию, межремонтный ресурс 2000 ч/15 лет, наработка СНЭ 1468 ч 16 мин, ремонтов не имел, остаток ресурса и срока службы 531 ч 44 мин/10 лет 4 мес
Воздушный винт левый: MTV-21-А-С-F, выпущен 12.05.10 MT-Propeller Entwicklung GmbH (Германия), заводской № 100279, назначенный ресурс не установлен, наработка СНЭ 1469 ч 34 мин
Воздушный винт правый: MTV-21-А-С-F, выпущен 26.04.10 MT-Propeller Entwicklung GmbH (Германия), заводской № 100137, назначенный ресурс не установлен, наработка СНЭ 1468 ч 16 мин
Агрегаты ВС, оказавшие влияние на возникновение особой ситуации: Электрический триммер стабилизатора
Сведения о КВС: Пол мужской, 1975 г.р., свидетельство пилота-любителя PPL № 000323, выдано 13.09.11 Председателем ВКК ФАВТ МТ РФ, срок действия свидетельства - бессрочно. С 2012 года выполнял полеты на самолете Tecnam P2002, с 2014 года - на самолете Tecnam P2006T, метеоминимум ПВП при нижней границе облачности 300 м, видимости 2000 м, общий налет 190 ч, из них на самолете Tecnam P2002 – 146 ч, на самолете Tecnam P2006T – 44 ч, из них в качестве КВС – 40 ч
Характер задания: Тренировочный полет по кругу
Маршрут полета: Полет в районе посадочной площадки
Последний пункт вылета: Посадочная площадка «Большое Грызлово»
Намеченный пункт посадки: Посадочная площадка «Большое Грызлово»
Число членов экипажа/ пасс.: 1/0 (Гр. РФ)
Травмировано: 1/0
Последствия происшествия, в т.ч. для окружающих объектов: Окружающим объектам урон не нанесен
Количество и масса груза на борту: Груза не было
Метеоусловия: Фактическая погода в районе аэродрома: ветер: направление - 200°, скорость – 5 м/с, облачность сплошная, слоисто-кучевая, нижняя границ 780 м, температура -4º С, давление 752.8 мм рт.ст., видимость 10 км
Обстоятельства события: По предварительной информации, по объяснению КВС, после взлета и уборки закрылков, на высоте 70-80 м электрический триммер стабилизатора самопроизвольно отклонился в верхнее положение, что привело к возникновению энергичного пикирующего момента, который пилот пытался парировать отклонением штурвала на себя. Из-за малой высоты полета и нарастающих по мере роста скорости усилий на штурвале он не мог предпринять действий по отключению автопилота и воспользоваться механическим триммером стабилизатора, тем более, что правая рукоять штурвала от прилагаемых к нему усилий сломалась. Доложив диспетчеру-информатору об отказе триммера стабилизатора, КВС приступил к выполнению захода на посадку по малому кругу на высоте 200 м. После разворота на курс, обратный посадочному, самолет перешел на снижение. КВС выполнил аварийную посадку с убранным шасси на поле прямо перед собой. По результатам осмотра самолета признаки отказа триммера стабилизатора подтверждаются.
Степень повреждения ВС: В результате грубой посадки правая плоскость самолета и правый двигатель практически полностью разрушились, левая плоскость и левый двигатель получили повреждения. Лопасти винтов разрушены по комли. Фюзеляж самолета имеет разрывы конструкции, значительно деформирован.
Сведения о состоянии бортовых самописцев: ВС бортовыми средствами ОК не оборудовано. Система спутникового слежения за местоположением и параметрами полета самолета (высотой и скоростью) была работоспособна, данные о траектории и параметрах полета самолета сохранились. Обнаруженный на месте АП Garmin 950 передан для считывания информации в КНТОР МАК.
Физическая хар-ка р-на места события: Местность равнинная, пересеченная оврагами и балками с отдельными лесными массивами и лесопосадками. Абсолютная высота места авиационного происшествия Н=+206 м. Магнитное склонение +9°.
Оперативные рекомендации: Руководителям организаций АОН, имеющим в своем составе самолеты Tecnam P2006T, организовать проведение с летным составом занятий и тренажей по действиям при отказе триммера стабилизатора в полете. Провести разовую проверку работы электрического триммера стабилизатора.
Комиссия по расследованию АП Межгосударственного авиационного комитета