Страница 1 из 1
Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 08 дек 2013, 20:13
garkara
Вопрос волнует нас давно нешуточный, глубокий(с) -
имеется симпатичный пайпер с симпатичными stall strip'ами на крыльях. Зачем нам эти stall strip'ы? Минутка легкого гугления, и мы узнаем, что их ставят в корне крыла чтобы срыв потока начинался именно там. А не с концов крыла, что оставило бы летчика без устойчивости, управляемости, в интересном положении и в весьма расстроенных чувствах. Все вроде бы логично, но...
...но чу! Зачем их эээ... прилепили в это странное место?
Согласитесь, мало похоже на корень крыла... больше смахивает на середину!
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 08 дек 2013, 20:29
garkara
На этот счет у меня есть две гипотезы (просьба не ржать

):
1. Как нам всем рассказывали в детском саду, у прямоугольного крыла срыв начинается у корня. А у крыла с сужением - где-то посрединке. Крыло у пайпера semi tapered, а strip стоит как раз в том самом месте, где начинается сужение. То есть наверно срыв потока распространяется как-нибудь вот так (см картинку)
а strip как раз позволяет убрать эту ямку. Но вопросы остаются:
а) нафига?
б) нафига при этом еще и портить элерон? (как видно из картинки, эта штучка располагается напротив одного из концов элерона)
2. Вторая гипотеза заключается в том, что именно порча элерона и была нашей целью. То есть летит наш летчик, увеличил угол атаки, а поток напротив кончика элерона возьми и сорвись из-за stall strip'а. И по элерону бам-бам-бам. И штурвал по рукам летчика тоже бам-бам-бам. А тут еще и пищалка пищит как ненормальная - в общем, обстановка в кабине весьма напряженная, и летчик наш, понимая, что что-то тут не так, отдает штурвал от себя.
В общем, просьба людей искушенных как-то прокомментировать этот поток сознания. Интересно же
PS и прошу простить мой стиль изложения.
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 09 дек 2013, 19:17
Nikson3000
Тема интересная, а все игнорят

Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 09 дек 2013, 19:44
rezdm
Зачем нужен столстрип - понятно. Дальше надо посмотреть на профиль в смысле aerodynamic wing twist и как крыло "сносится" назад не по всей длине. Ну и отсюда плясать. Вроде так.
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 09 дек 2013, 20:11
Kurt
Как уже написал garkara - этот девйс именно для создания отчетливой предупредительной тряски по элеронам, при приближении к сваливанию, более вероятно не для чего (на L29 такие стоят, еще где-то видел...). А для раннего срыва потока в корне крыла установлен *корневой наплыв*, увеличивающий хорду при неизменной толщине профиля (относительная толщина уменьшается и срыв здесь наступает раньше).
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 09 дек 2013, 22:02
Rami
Я тоже соглашусь что это для создания тряски на штурвале.
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 09 дек 2013, 22:41
Moonshine
И с каких пор у двадцатки ручку по элеронам стало трясти при приблежении срыва?
У Даймондов внешние столстрипы стоят для отсечения развития срыва от корня к законцовкам, чтобы сохранялась хорошая управляемость по элеронам даже при сваленом крыле.
Например у DA40 два комплекта столстрипов - внутренние (у корня крыла) и внешние (перед элеронами). Первые создают тряску ручки по тангажу, вторые - позволяют успешно ворочать элеронами даже в парашютировании
Столстрип создает вихрь - плотный жгут воздуха, который задерживает развитие срыва. Аналогично, кстати, на Бонанзах выполнено. Там, правда, они огромные и в народе поговаривают, что это для удобства выписывания чеков было сделано.
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 10 дек 2013, 09:00
Rami
На DA20 не летал. В любом случае тестирование на заводе определило местоположение столл-стрипов.
Крыло DA40 при сваливании.
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 11 дек 2013, 04:04
garkara
rezdm писал(а):Зачем нужен столстрип - понятно. Дальше надо посмотреть на профиль в смысле aerodynamic wing twist и как крыло "сносится" назад не по всей длине.
Было бы понятно - вопроса бы не было... Но насколько я понимаю, Вы намекаете на этот "излом" в геометрии крыла и что стрип установлен конкретно в месте излома, чтобы нивелировать какие-то побочные эффекты (какие?)
Kurt писал(а):А для раннего срыва потока в корне крыла установлен *корневой наплыв*, увеличивающий хорду при неизменной толщине профиля (относительная толщина уменьшается и срыв здесь наступает раньше).
Опа. А это не для уменьшения сопротивления-вызванного-интерференцией-крыла-и-фюзеляжа-или-как-оно-там-называется?
Moonshine писал(а):У Даймондов внешние столстрипы стоят для отсечения развития срыва от корня к законцовкам
Вот хоть убейте, не пойму, как они могут что-то отсекать - они же наоборот провоцируют срыв? Или он работает как турбулизатор? На видео даймонда (ох и красавец

) кстати действительно видно, что за столл стрипом ниточки лежат гладенько, но для чистоты эксперимента надо посмотреть, как бы они себя вели без столл стрипа
Спасибо всем за ответы, но вопрос все еще открыт, и теперь в трех вариантах (что это турбулизатор). Жалко конечно, что нет книжки, в которой конструкторы бы написали, что они сделали и зачем. В рлэ этого нет (да и не нужно оно там), а интересно...
Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 11 дек 2013, 06:06
lt.ak
вы с определениями сначала разберитесь - не всё, что выглядит как "stall strip", является таковым (в традиционном понимании) ...

Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 11 дек 2013, 09:02
garkara
Определение

столл стрип - это такая треугольная в сечении штука, прилепленная к передней кромке и предназначенная для того, чтобы летчик задумался о ее назначении

Re: Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 11 дек 2013, 20:29
Kurt
Опа. А это не для уменьшения сопротивления-вызванного-интерференцией-крыла-и-фюзеляжа-или-как-оно-там-называется?
Нет. Для уменьшения интерференции ставят зализы, причем на таких скоростях (эксплуатационных для Warior-a) это не столь актуально.
Назначение stall strip'а у piper warrior
Добавлено: 23 янв 2016, 23:53
garkara
Отвечу на свой же вопрос, заданный 3 года назад.
Вот нашелся service bulletin по установке stall strip'ов, warrior 3 там правда нет, зато есть warrior 2 и другие еропланы.
"undesirable tendency to roll to the right just before/during stall at high power, aft cg"
89 год.