выбор спутникового трекера
Добавлено: 06 апр 2013, 12:45
Клуб "АЭРОДИН" рекомендует: выбор спутникового трекера
Для повышения безопасности полётов, на случай чрезвычайной ситуации и даже просто для того, чтобы друзья и родные не волновались за нас в полёте, рано или поздно каждый пилот задумывается об установке в воздушное судно трекера.
Трекер - устройство, отсылающее с равными интервалами свои координаты на Интернет-сервер, к которому могут иметь доступ пользователи и наблюдать за перемещением (треком). Самые простые трекеры сбрасывают координаты GPS через сотовый модем GPRS. Благо сотовая связь сейчас имеет большое покрытие территорий. Такими трекерами часто пользуются для отслеживания местоположения автомобилей, детей или даже домашних питомцев. Для авиации подобные трекеры подходят мало. Во-первых, самолеты и вертолеты часто летают там, где сотовой связи нет. Во-вторых, высоты полёта могут быть такими, что даже в зонах устойчивого покрытия связь по GPRS-модему не надёжна или вовсе отсутствует. В авиации лучше всего применять спутниковые трекеры, которые сбрасывают GPS-координаты непосредственно на спутники связи.
Всем пилотам знаком спутниковый трекер SPOT (см. рис. 1). Это устройство 1 раз в 10 минут передает координаты GPS на спутник системы Globalstar с которого данные о координатах поступают на картографический сервер, где каждый пользователь Интернет можно наблюдать позицию или трек устройства в реальном масштабе времени. Устройство удобное, недорогое (около 8 тыс. руб) и годовое абонентское обслуживание так же относительно не дорого (около 6 тыс. руб.). По этой причине SPOT - популярный гаджет, который есть у многих пилотов-путешественников. Вместе с тем, SPOT не лишен недостатков и они обусловлены используемой для передачи данных системой спутниковой связи Globalstar.
Первый из недостатков SPOT-трекера состоит в том, что спутники созвездия Globalstar запускаются на орбиты с наклонением не выше 52 градусов. Это значит, что приполярные области Земли не обслуживаются системой Globalstar в принципе, ибо туда спутники просто не долетают. Второй недостаток - каждый спутник Globalstar автономен, не взаимодействует с другими спутниками своего семейства и межспутниковые каналы связи отсутствуют. Это значит, что для обеспечения связи спутник должен одновременно находиться в зоне радиовидимости обслуживаемого абонента и, как минимум, одной базовой наземной шлюзовой станции, образуя радиомост. В настоящее время шлюзовые станции расположены только на материковой части земной поверхности, что означает, что в открытом океане связь не обеспечивается даже, если над головой имеются спутники, а абонент находится в низких широтах. Также, имеет место дефицит наземных шлюзовых станций. Так всю Евразию обслуживает только три шлюза, которые находятся на юге Франции, в центральной части Турции и в Южной Корее. Это также ограничивает зоны покрытия связью. Хуже всего дела обстоят в центральной Сибири - на стыке зон радиовидимости станций в Южной Корее и в Турции. И на всём севере России из-за того, что указанные шлюзовые станции расположены в низких широтах. Итог - SPOT-трекер не функционирует в открытом океане вдали от берегов (Тихий океан почти не покрыт), не функционирует в высоких широтах северного и южного полюсов (Заполярье, юг Южной Америки) и имеет провалы в зонах обслуживания даже в некоторых районах материковой части (значительная часть Африки). (см. рис. 2)
Что же делать пилотам, которые хотят летать в Сибири, в Африке, в полярных районах и пересекать океаны? Решение есть! Надо выбирать спутниковые трекеры, базирующиеся на другой спутниковой группировке. К счастью, такая группировка есть - это сеть мобильной спутниковой связи Iridium. В системе Iridium отсутствуют недостатки, присущие системе Globalstar. Во-первых, спутники Iridium выводятся на орбиты в шести орбитальных плоскостях с углом наклона 86 градусов. Это значит, что в любой момент времени над любой точкой земной поверхности (включая полярные области и океаны) имеется, как минимум, один из 66 спутников системы. Во-вторых, спутники Iridium связаны друг с другом межспутниковыми каналами связи, а наземные станции сопряжения всегда связаны одновременно как минимум с двумя спутниками из группировки. Это значит, что прерываний связи нет и что спутниковая группировка не привязана к наземным шлюзовым станциям, а качество связи и зона покрытия не зависит от их месторасположения. (см. рис.3)
На базе системы связи Iridium работает большое количество трекеров различных компаний-производителей. Клуб пилотов-путешественников "АЭРОДИН" исследовал все имеющиеся на рынке варианты трекеров, остановил свой выбор и может рекомендовать другим пилотам трекер Yellowbrick 3. Этот трекер наиболее полно отвечает задачам авиации и имеет множество полезных функций: позволяет настраивать трекинг с интервалами от 5 минут до 24 часов, имеет возможность обмена е-мейлами и сообщениями, через Bluetooth совместим с платформами Android и iOS Apple, обладает мощной батареей, компактными габаритами, удароустойчив и водонепроницаем и т.д. С полными техническими характеристиками можно ознакомиться на сайте http://www.yellowbrick-tracking.com. В качестве еще одного плюса Yellowbrick 3 можно отметить удобный интерфейс, карты с треками можно встраивать в любые веб-страницы, а сами треки не пропадают через 2 недели, как это происходит с треками SPOT. Именно такой трекер мы будем использовать в готовящейся сейчас экспедиции вокруг России на вертолете R66. (см. рис. 4)
Для повышения безопасности полётов, на случай чрезвычайной ситуации и даже просто для того, чтобы друзья и родные не волновались за нас в полёте, рано или поздно каждый пилот задумывается об установке в воздушное судно трекера.
Трекер - устройство, отсылающее с равными интервалами свои координаты на Интернет-сервер, к которому могут иметь доступ пользователи и наблюдать за перемещением (треком). Самые простые трекеры сбрасывают координаты GPS через сотовый модем GPRS. Благо сотовая связь сейчас имеет большое покрытие территорий. Такими трекерами часто пользуются для отслеживания местоположения автомобилей, детей или даже домашних питомцев. Для авиации подобные трекеры подходят мало. Во-первых, самолеты и вертолеты часто летают там, где сотовой связи нет. Во-вторых, высоты полёта могут быть такими, что даже в зонах устойчивого покрытия связь по GPRS-модему не надёжна или вовсе отсутствует. В авиации лучше всего применять спутниковые трекеры, которые сбрасывают GPS-координаты непосредственно на спутники связи.
Всем пилотам знаком спутниковый трекер SPOT (см. рис. 1). Это устройство 1 раз в 10 минут передает координаты GPS на спутник системы Globalstar с которого данные о координатах поступают на картографический сервер, где каждый пользователь Интернет можно наблюдать позицию или трек устройства в реальном масштабе времени. Устройство удобное, недорогое (около 8 тыс. руб) и годовое абонентское обслуживание так же относительно не дорого (около 6 тыс. руб.). По этой причине SPOT - популярный гаджет, который есть у многих пилотов-путешественников. Вместе с тем, SPOT не лишен недостатков и они обусловлены используемой для передачи данных системой спутниковой связи Globalstar.
Первый из недостатков SPOT-трекера состоит в том, что спутники созвездия Globalstar запускаются на орбиты с наклонением не выше 52 градусов. Это значит, что приполярные области Земли не обслуживаются системой Globalstar в принципе, ибо туда спутники просто не долетают. Второй недостаток - каждый спутник Globalstar автономен, не взаимодействует с другими спутниками своего семейства и межспутниковые каналы связи отсутствуют. Это значит, что для обеспечения связи спутник должен одновременно находиться в зоне радиовидимости обслуживаемого абонента и, как минимум, одной базовой наземной шлюзовой станции, образуя радиомост. В настоящее время шлюзовые станции расположены только на материковой части земной поверхности, что означает, что в открытом океане связь не обеспечивается даже, если над головой имеются спутники, а абонент находится в низких широтах. Также, имеет место дефицит наземных шлюзовых станций. Так всю Евразию обслуживает только три шлюза, которые находятся на юге Франции, в центральной части Турции и в Южной Корее. Это также ограничивает зоны покрытия связью. Хуже всего дела обстоят в центральной Сибири - на стыке зон радиовидимости станций в Южной Корее и в Турции. И на всём севере России из-за того, что указанные шлюзовые станции расположены в низких широтах. Итог - SPOT-трекер не функционирует в открытом океане вдали от берегов (Тихий океан почти не покрыт), не функционирует в высоких широтах северного и южного полюсов (Заполярье, юг Южной Америки) и имеет провалы в зонах обслуживания даже в некоторых районах материковой части (значительная часть Африки). (см. рис. 2)
Что же делать пилотам, которые хотят летать в Сибири, в Африке, в полярных районах и пересекать океаны? Решение есть! Надо выбирать спутниковые трекеры, базирующиеся на другой спутниковой группировке. К счастью, такая группировка есть - это сеть мобильной спутниковой связи Iridium. В системе Iridium отсутствуют недостатки, присущие системе Globalstar. Во-первых, спутники Iridium выводятся на орбиты в шести орбитальных плоскостях с углом наклона 86 градусов. Это значит, что в любой момент времени над любой точкой земной поверхности (включая полярные области и океаны) имеется, как минимум, один из 66 спутников системы. Во-вторых, спутники Iridium связаны друг с другом межспутниковыми каналами связи, а наземные станции сопряжения всегда связаны одновременно как минимум с двумя спутниками из группировки. Это значит, что прерываний связи нет и что спутниковая группировка не привязана к наземным шлюзовым станциям, а качество связи и зона покрытия не зависит от их месторасположения. (см. рис.3)
На базе системы связи Iridium работает большое количество трекеров различных компаний-производителей. Клуб пилотов-путешественников "АЭРОДИН" исследовал все имеющиеся на рынке варианты трекеров, остановил свой выбор и может рекомендовать другим пилотам трекер Yellowbrick 3. Этот трекер наиболее полно отвечает задачам авиации и имеет множество полезных функций: позволяет настраивать трекинг с интервалами от 5 минут до 24 часов, имеет возможность обмена е-мейлами и сообщениями, через Bluetooth совместим с платформами Android и iOS Apple, обладает мощной батареей, компактными габаритами, удароустойчив и водонепроницаем и т.д. С полными техническими характеристиками можно ознакомиться на сайте http://www.yellowbrick-tracking.com. В качестве еще одного плюса Yellowbrick 3 можно отметить удобный интерфейс, карты с треками можно встраивать в любые веб-страницы, а сами треки не пропадают через 2 недели, как это происходит с треками SPOT. Именно такой трекер мы будем использовать в готовящейся сейчас экспедиции вокруг России на вертолете R66. (см. рис. 4)