23.04.2010 RA-04228, R-44, АПБЧЖ Бурятия
Добавлено: 12 май 2011, 12:55
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИИ)
ПРИКАЗ 29.04.2011г. № 221
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ R-44 CLIPPER II RA-04228
23.09.2010 в районе посадочной площадки «Шумак» (Республика Бурятия), произошла авария вертолета R-44 Clipper II RA-04228, принадлежащего ООО «ТЛК-Трейд».
Посадочная площадка «Шумак» находится в горной местности, на высоте 1600 метров над уровнем моря. Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета R-44 Clipper II RA-04228 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что командир воздушного судна (далее - КВС) не имел допуска к полетам с подбором площадки в горной местности и, следовательно, не имел права выполнять полеты на данную площадку.
Перед взлетом с посадочной площадки «Шумак» на борту вертолета, кроме пилота, находилось три пассажира. В ходе расследования было установлено, что взлетная масса вертолета составляла 1100 кг, центровка 94 дюйма, что было близко к предельно-допустимым значениям (соответственно 1120 кг, 92 - 102 дюйма) и требовало от пилота особой осторожности при пилотировании.
После взлета, в процессе выполнения левого разворота, на высоте 10-15 метров, в наборе высоты над склоном горы, поросшей деревьями, на скорости полета не более 50 км/час, одним из пассажиров была замечена стая птиц. В процессе дальнейшего увеличения скорости до 150 км/час началась вибрация вертолета, связанная с попаданием птицы в рулевой винт.
Командир вертолета принял решение о возврате на площадку вылета. При выполнении вынужденной посадки, примерно за 120 метров до посадочной площадки, при взятии рычага «шаг - газа» для торможения вертолета, вибрация вертолета, по объяснению КВС, усилилась, при этом началось срабатывание сигнализации «Малы обороты несущего винта».
Комиссией по расследованию был сделан вывод о том, что при выполнении вынужденной посадки КВС, наиболее вероятно, не справился с управлением вертолетом: при торможении для посадки допустил «перезатяжеление» несущего винта, что вызвало падение оборотов несущего винта ниже допустимых и грубое приземление на каменистую поверхность берега реки за 120 метров до посадочной площадки.
В результате грубой посадки пассажиры и КВС не пострадали, вертолет опрокинулся на левый борт и получил значительные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию:
«Авиационное происшествие с вертолетом R-44 Clipper II RA-04228 произошло в результате грубого приземления с большой вертикальной скоростью на каменистую неровную поверхность берега реки в горной местности при выполнении вынужденной посадки. Выполнение вынужденной посадки было вызвано возникновением вибрации вертолета из-за столкновения лопастей рулевого винта с птицей.
Грубое приземление, наиболее вероятно, явилось следствием сочетания следующих факторов:
- отсутствие навыков и допуска КВС к полетам с подбором площадки в горной местности;
- вибрации вертолета из-за столкновения лопасти рулевого винта с птицей;
- полетная масса и продольная центровка вертолета, близкие к предельным значениям;
- при выполнении посадки пилотом было допущено падение оборотов несущего винта ниже допустимых;
- возможная орографическая турбулентность в горной местности».
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
1.1. довести настоящий приказ до эксплуатантов авиации общего назначения;
1.2. рекомендовать эксплуатантам авиации общего назначения изучить результаты расследования аварии вертолета R-44 Clipper II RA-04228 с летным составом.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Врио руководителя
К.А. Махов