Страница 1 из 2
Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 10:13
NBLR
Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 10:15
lt.ak
NBLR писал(а):Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??
никакой разницы в управлении ... это как плохому танцору ...
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 10:47
shura-ag
точно также нет разницы, какой рукой держать штурвал, нет разницы между штурвалом и ручкой. Управляем ведь самолетом, а не ручкой (штурвалом). думаю делают так из-за эргономики. "Красивше..."

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 10:57
vova_k
Есть, как минимум, 3 похожих, но довольно сильно отличающихся "джойстика":
1. Как например, в Airbus - наверное, единственный настоящий джойстик
2. Короткая ручка управления, находящаяся сбоку (как на С400)
3. Фактически штурвал, но сбоку и с одним "рогом" - как на Cirrus
Они сильно отличаются по технике управления, но с точки зрения удобства не думаю, что что-то выделяется в ту или иную сторону. А вообще один из плюсов бокового расположения - перед носом ничего нет, что часто бывает удобным. Минус - например, схему захода не повесить на штурвал

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 11:17
520
Минус - например, схему захода не повесить на штурвал
А ЗАЧЕМ это пилоту "арбуза", когда перед ним такой роскошный раскладной стол вместо штурвала есть?
Хочешь - схему разложи, хочешь - поднос с пайкой...

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 11:37
NBLR
Когда на самолете есть электронная система передачи сигнала от этой ручки к рулям - еще можно понять (т.е. усилий на этой ручке не надо, или оно всегда небольшое и фиксированное при любом режиме полета), но на цессне же нужно усилия прикладывать для управления? Ведь неудобно же когда только левая рука все время напряжена. Да и в некоторых режимах полета нужны большие усилия на штурвал, и тогда тянут двумя руками (когда вместо штурвала ручка, та что перед собой - то тоже понятно, но когда ручка слева)...
Кстати то что сейчас внедряется электроника на том же SSJ в управлении, то вопрос - что делать если она откажет. Эта ручка тоже откажет. На ТУ-154 были дублирующиеся гидросистемы управления, которые независели от электроники, даже если ее выбьет.
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 11:45
vova_k
Усилие на ручке снимается триммерами, и не представляет никаких проблем. Хотя мне как-то пришлось лететь на Циррусе с отключенным электричеством, так после первых 30 минут действительно пришлось помогать второй рукой, коленом и другими подручными средствами.
Насчет надежности - не нужно замешивать в кучу резервные гидросистемы, электрические системы, дублирующие механические каналы управления и т.д. - это все находится в разных плоскостях обсуждения, да и не связано напрямую с типом органов управления. К
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:11
zenon
Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои. Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется. Хотя этот разговор - чистый предмет вкуса. Кто с чего начинал, то тому и удобней кажется.

Мне вот классический штурвал кажется самым лучшим.
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:29
NBLR
Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.
Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:30
shura-ag
А мне абсолютно все равно левой, или правой рукой управлять. 2 минуты нужно, чтобы почувствовать ходы рулей и все. Ведь если нужно задать самолету тангаж или крен, то какая разница чем его задавать?, все равно ведь смотришь на приборы капот и горизонт. ну да, ощущения при смене руки слегка новые, но это только на первые пару минут, потом уже не замечаешь.
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:32
shura-ag
NBLR писал(а):Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.
Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).
А вы попробуйте на текнаме с ручкой полетать после цессны. Приятно удивитесь, насколько усилия меньше, хотя ручка одна.

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:36
zenon
Так и Цессна потяжелее СЛА Текнам

Еще с тэхой сравните...
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 12:43
vova_k
zenon писал(а):Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется.
Вообще-то сидя как за штурвалом, так и за рулем машины, подавляющее большинство народу рулит левой рукой, используя правую для других целей, не испытывая при этом неудобств...
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 13:06
shura-ag
zenon писал(а):Так и Цессна потяжелее СЛА Текнам

Еще с тэхой сравните...
Текнам не СЛА
Про тяжелее, это конечно, не спорю.
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Добавлено: 14 апр 2011, 13:21
zenon
vova_k
Вальяжно расслабившись за рулем в неторопливом городском потоке можно себе позволить слегка поддерживать руль левой рукой - согласен. Но если вы на шоссе со скоростью хотя бы >120 км/ч, если на гололеде или на снежных заносах, если маневрируете - обе руки на руле становятся не блажью, а жесткой необходимостью и элементом безопасности. Я понимаю "водителей" аэрбасов, они к этому джойстику прикасаются, главным образом, на тренажерах. А если самолет не автоматизирован, как "арбуз", если сложные полетные условия, если надо маневрировать, идти в сильной болтанке - однорукое управление становится уже не столь удобным, как в спокойных условиях.
Повторяю, спор тут бессмысленен. И лично я ничего никому не доказываю - высказываю лишь собственное мнение.
shura-ag
А мне кажется, что те что мелкие, двухместные - подходят под СЛА?