Особенность конструкции воздушной системы Як-52
Добавлено: 22 окт 2009, 23:59
"Учись на чужих ошибках" - лозунг во всех случаях жизни. Руководство им имеет особое значение в авиации.
В малой авиации мало, в силу сложной организации, информации о различного рода нарушениях, ошибках в пилотировании и эксплуатации летательных аппаратов. Такая информация могла бы быть полезной для пилотов, помогала бы избегать повторения ошибок. Предлагаю делиться информацией о разных случаях и ошибках своих , или известных Вам, полезных для опыта другим пилотам.
Начну первым. Я только начинал свою жизнь в ФЛА (2002 г), руководил полётами в одну из лётных смен. Экипаж Як-52 взлетел для выполнения ознакомления с характерными ориентирами аэродрома. Самолёт набрал 50-70 метров, но шасси были не убраны. Дал команду проверить шасси, получил ответ: "не убираются, давление воздуха 50". Я решил, что бы экипаж выполнял задание с выпущенными шасси (полёт по большому кругу). При заходе экипажа на посадку убедился, что при попытке уборки шасси, зелёные лампочки не погасали. Решил, что на приземлении и пробеге самолёта, нет опасности, связанной с системой уборки шасси. Шасси выпущены, давление воздуха в воздушной системе 50 атмосфер, стойки шасси в выпущенном положении удерживаются складывающимися подкосами находящимися в положении "враспор", шариковыми замками подъёмников и сжатым воздухом. У меня была мысль дать команду экипажу выполнить аварийный выпуск шасси, хотя шасси выпущены. Но я засомневался:, не усложнит ли это действия обучаемого, не приведут-ли его действия к ухудшению ситуации? На пробеге самолёта, о ужас, я увидел, что носовая стойка складыается! Скомандовал выключить магнетто, закрыть пожарный кран, выключить аккаммулятор. Самолёт остановился опустив нос в землю и задрав хвост. Подбежав к самолёту увидел обоих лётчиков стящими у самолёта и несколько перепуганными. Спросил о здоровии, ответили: "Нормально". Я сразу проверять переднюю кабину. Кран шасси на выпуск, давление воздуха на манометре 50. Но кран сети воздушной системы ЗАКРЫТ. Подошли люди, начали поднимать нос самолёта, а я открыл кран сети, носовая стойка стала в положение "выпущено". Оказалось, что предыдущий обучаемый перед тем, как вылезть из передней кабины после заруливания, закрыл кран сети воздушной системы, а очередной обучаемый пилот, сев в кабину, положение этого злополучного крана не проверил, инструктор не проконтролировал его действия. В результате,на первый взгляд мелочи, нарушений в действиях перед запуском двигателя, самолёт был выведен на долгле время из строя, потребовались большие денежные затраты на ремонт двигателя на заводе в городе Шахты, покупка нового воздушного винта. Этот случай помог мне выявить особенность конструкции воздушной системы Як-52: МАНОМЕТР ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА показывает давление в системе только при открытом кране сети, при закрытом - в воздушном баллоне. Это одна из опасностей самолёта Як-52.
В малой авиации мало, в силу сложной организации, информации о различного рода нарушениях, ошибках в пилотировании и эксплуатации летательных аппаратов. Такая информация могла бы быть полезной для пилотов, помогала бы избегать повторения ошибок. Предлагаю делиться информацией о разных случаях и ошибках своих , или известных Вам, полезных для опыта другим пилотам.
Начну первым. Я только начинал свою жизнь в ФЛА (2002 г), руководил полётами в одну из лётных смен. Экипаж Як-52 взлетел для выполнения ознакомления с характерными ориентирами аэродрома. Самолёт набрал 50-70 метров, но шасси были не убраны. Дал команду проверить шасси, получил ответ: "не убираются, давление воздуха 50". Я решил, что бы экипаж выполнял задание с выпущенными шасси (полёт по большому кругу). При заходе экипажа на посадку убедился, что при попытке уборки шасси, зелёные лампочки не погасали. Решил, что на приземлении и пробеге самолёта, нет опасности, связанной с системой уборки шасси. Шасси выпущены, давление воздуха в воздушной системе 50 атмосфер, стойки шасси в выпущенном положении удерживаются складывающимися подкосами находящимися в положении "враспор", шариковыми замками подъёмников и сжатым воздухом. У меня была мысль дать команду экипажу выполнить аварийный выпуск шасси, хотя шасси выпущены. Но я засомневался:, не усложнит ли это действия обучаемого, не приведут-ли его действия к ухудшению ситуации? На пробеге самолёта, о ужас, я увидел, что носовая стойка складыается! Скомандовал выключить магнетто, закрыть пожарный кран, выключить аккаммулятор. Самолёт остановился опустив нос в землю и задрав хвост. Подбежав к самолёту увидел обоих лётчиков стящими у самолёта и несколько перепуганными. Спросил о здоровии, ответили: "Нормально". Я сразу проверять переднюю кабину. Кран шасси на выпуск, давление воздуха на манометре 50. Но кран сети воздушной системы ЗАКРЫТ. Подошли люди, начали поднимать нос самолёта, а я открыл кран сети, носовая стойка стала в положение "выпущено". Оказалось, что предыдущий обучаемый перед тем, как вылезть из передней кабины после заруливания, закрыл кран сети воздушной системы, а очередной обучаемый пилот, сев в кабину, положение этого злополучного крана не проверил, инструктор не проконтролировал его действия. В результате,на первый взгляд мелочи, нарушений в действиях перед запуском двигателя, самолёт был выведен на долгле время из строя, потребовались большие денежные затраты на ремонт двигателя на заводе в городе Шахты, покупка нового воздушного винта. Этот случай помог мне выявить особенность конструкции воздушной системы Як-52: МАНОМЕТР ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА показывает давление в системе только при открытом кране сети, при закрытом - в воздушном баллоне. Это одна из опасностей самолёта Як-52.