Статья в Транспорте России "Открытое Небо", Октябрь 2009
Добавлено: 13 окт 2009, 14:33
"Чёрные борта". Мягкими формами в малой авиации жёсткий порядок не наведёшь.
«В наши дни малая авиация не может быть «сама по себе»
С распадом Союза, как единого экономического, территориального и политического пространства, с началом приватизации в частную собственность различных объектов транспорта, заводов по производству различной продукции, в том числе и авиатехники, автоматически возникли процессы принесшие правоохранительным органам Юга России проблемы, связанные с безопасностью использования воздушных судов, а именно, малой авиации.
В решении круга проблем, связанных с незаконным использованием воздушных судов на малых высотах, и, соответственно, вытекающей от сюда темы безопасности и правомерности использования этих летательных аппаратов, заставляет Северо-Кавказское УВДТ, не только поднимать эти вопросы, но и анализировать, прогнозировать и решать возможные ситуации, способные привести к «ЧП».
В последнее время в малой авиации Юга России сложилась такая практика, что пилоты ( как правило частники) небольших воздушных судов работая по найму, проводят химическую обработку сельскохозяйственных посевов, выполняют различные «коммерческие» воздушные рейсы, управляя при этом самолетом на предельно малых высотах.
Нередко они не имеют на данный вид деятельности вообще никаких разрешительных документов. Это подтвердили и проведенные сотрудниками ОРЧ Северо-Кавказского УВДТ проверки. Естественно, что сегодня производство подобных «услуг» на воздушных просторах Юга России не безвозмездно, а штраф по административному законодательству за работу без лицензии, может быть наложен лишь на собственника самолета за работу без лицензии и составляет немногим более трех тысяч рублей.
Такая сумма в сравнении со стоимостью самого самолета, которым обладает собственник ВС, и количеством заказов, не представляет какой - либо действенной меры, позволяющей мягкими формами правовой работы навести надлежащий порядок в данной сфере предпринимательской деятельности.
Нередко у владельцев частных «бортов» дела обстоят таким образом, что порой, на один и тот же самолет «заинтересованные лица» делают два аналогичных пакета документов, то есть - оригинал и копию. На фюзеляж судна наносится один и тот же бортовой номер, и самолет «двойник», «благополучно» трудится, принося немалую прибыль. Обеспокоенность СК УВДТ в данном вопросе состоит в том, имеющееся положение дел не обеспечивает надлежащую воздушную безопасность объектов транспорта, так как при нынешнем раскладе любой, из так называемых «черных бортов» может являться потенциальной угрозой и для жилых кварталов провинциальных городов Юга России, и для различных объектов имеющих стратегическое значение.
Есть и весьма показательные примеры незаконного использования, производства летательных аппаратов и, конечно же - примеры, связанные с аварийностью воздушных судов.
При проведении проверки конструкторского бюро «Спектр-Аэро», которое находится в городе Таганрог Ростовской области было установлено, что здесь начиная с 2005 года налажено фабричное производство легких самолетов. Работает «контора» без лицензии, разрешающей данный вид деятельности и, как говорится, на отсутствие заказов не жалуется. За время существования «Спект-Аэро» выпущено и реализовано несколько десятков одно- и двухместных самолетов, которые заказчики использовали, как в сельском хозяйстве, так и в авиаспорте.
Несколько раз самолеты модели «СП», выпускаемые предприятием участвовали в авиавыставках, где никто даже и не догадывался о незаконности их изготовления. Кроме того, от незаконной предпринимательской деятельности конструкторским бюро был получен доход в особо крупном размере, который на сегодняшний день составляет более двух с половиной миллионов рублей.
В результате подобных «летных операций» Следственным отделением Таганрогского ЛОВДТ в отношении руководства компании было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство».
И подобные факты в практике транспортной милиции не единичны, в подобного рода деятельности всегда есть и не большие различия, и значительное сходство при достижении поставленных целей.
20.01.08г. 23-00 поступило сообщение оперативного дежурного МВД по Республике Калмыкия о том, что на территории Прикумского СМО Черноземельского района в 200 метрах от Животноводческой стоянки потерпел крушение вертолет «МИ-2». Бортовой номер и документы на вертолет отсутствуют.
04.03.08г. при проверке ООО «Ростовский аэроклуб» выявлен факт легализации денежных средств в сумме 1 млн. 647 тыс. 427 рублей, полученных в результате проведения незаконной предпринимательской деятельности (осуществление авиационных работ различного назначения) в период с 05.04.06 по 07.02.07 года.
24.04.08г. по почте в СК УВДТ поступил материал из Андроповского ОВД о том, что 14.04.08г. выявлен командир вертолета «МИ-2» ( б/н RA 20548), гр. «А» 1956 года рождения, проживающий в г. Ессентуки, который осуществлял авиа-хим работы без разрешительных документов.
01.11.08г. в 14.час.10 мин. Поступило сообщение о том, что на окраине г. Буденновск произошло падение мотодельтаплана. Выходом на место происшествия следственно-оперативной группы установлено, что летательный аппарат «Дельтолет МД-50С» принадлежащий гр. «М», выполняя испытательный полет зацепил линию высоковольтных передач и упал с высоты десяти метров. В результате падения пилот скончался.
03.11.08г. в 12 час.43 мин. в СК УВДТ поступило сообщение о том, что в районе села Кегульта Кетченеровского района республики произошло падение самолета малой авиации. Выходом на место установлено, что самолет принадлежал гр. Б., 1953 года рождения, который в результате падения погиб вместе с пассажиром.
Если же смотреть на данную проблему более широко, то нельзя не остановиться и вот на каком вопросе. Сегодня некоторые собственники судов малой авиации работают под эгидой общественных организаций. На Юге и в центре России довольно широко распространены так называемые клубы любителей некоммерческих организации, таких как РОСТО (Российское оборонно-спортивное общество) и ФЛА (Федерация любителей авиации).
Но суть в том, что данные организации могут использовать самолеты лишь для учебно-тренировочных полетов, то есть по ряду параметров воздушные суда, используемые этими общественными объединениями, организациями не соответствуют и не могут соответствовать требованиям гражданской авиации. Но на деле получается так, что лица, имеющие определенные навык «общения» с авиа техникой, используя технические возможности и навыки профессионалов из данных общественных объединений, умудряются модернизировать, либо восстанавливать списанную летную технику, а затем использовать ее не для целей обучения, а по своему усмотрению.
Что же касается решений, то сегодня мало только лишь поднять и обозначить проблему. Сегодня нужно приложить определенные силы, знания и опыт, для того, чтобы насколько это возможно попытаться решить круг задач, который хоть в какой-то степени позволял отслеживать и контролировать имеющуюся ситуацию. И делать это нужно и на местном уровне и на уровне законодательном.
Настоящее время силами Северо-Кавказского УВД на транспорте создается определенная информационная база, которая будет учитывать количество самолетов, точек их постоянного и временного базирования, количество лиц обслуживающих данные суда, учитывая техперсонал и пилотов, собственников ВС, имеющуюся документацию и многие другие вопросы, которые, надеюсь, позволят навести необходимый порядок в данной области.
Начальник Северо-Кавказского УВДТ
генерал-майор милиции
Игорь Жуков
http://www.mvd.ru/news/30378/?print
«В наши дни малая авиация не может быть «сама по себе»
С распадом Союза, как единого экономического, территориального и политического пространства, с началом приватизации в частную собственность различных объектов транспорта, заводов по производству различной продукции, в том числе и авиатехники, автоматически возникли процессы принесшие правоохранительным органам Юга России проблемы, связанные с безопасностью использования воздушных судов, а именно, малой авиации.
В решении круга проблем, связанных с незаконным использованием воздушных судов на малых высотах, и, соответственно, вытекающей от сюда темы безопасности и правомерности использования этих летательных аппаратов, заставляет Северо-Кавказское УВДТ, не только поднимать эти вопросы, но и анализировать, прогнозировать и решать возможные ситуации, способные привести к «ЧП».
В последнее время в малой авиации Юга России сложилась такая практика, что пилоты ( как правило частники) небольших воздушных судов работая по найму, проводят химическую обработку сельскохозяйственных посевов, выполняют различные «коммерческие» воздушные рейсы, управляя при этом самолетом на предельно малых высотах.
Нередко они не имеют на данный вид деятельности вообще никаких разрешительных документов. Это подтвердили и проведенные сотрудниками ОРЧ Северо-Кавказского УВДТ проверки. Естественно, что сегодня производство подобных «услуг» на воздушных просторах Юга России не безвозмездно, а штраф по административному законодательству за работу без лицензии, может быть наложен лишь на собственника самолета за работу без лицензии и составляет немногим более трех тысяч рублей.
Такая сумма в сравнении со стоимостью самого самолета, которым обладает собственник ВС, и количеством заказов, не представляет какой - либо действенной меры, позволяющей мягкими формами правовой работы навести надлежащий порядок в данной сфере предпринимательской деятельности.
Нередко у владельцев частных «бортов» дела обстоят таким образом, что порой, на один и тот же самолет «заинтересованные лица» делают два аналогичных пакета документов, то есть - оригинал и копию. На фюзеляж судна наносится один и тот же бортовой номер, и самолет «двойник», «благополучно» трудится, принося немалую прибыль. Обеспокоенность СК УВДТ в данном вопросе состоит в том, имеющееся положение дел не обеспечивает надлежащую воздушную безопасность объектов транспорта, так как при нынешнем раскладе любой, из так называемых «черных бортов» может являться потенциальной угрозой и для жилых кварталов провинциальных городов Юга России, и для различных объектов имеющих стратегическое значение.
Есть и весьма показательные примеры незаконного использования, производства летательных аппаратов и, конечно же - примеры, связанные с аварийностью воздушных судов.
При проведении проверки конструкторского бюро «Спектр-Аэро», которое находится в городе Таганрог Ростовской области было установлено, что здесь начиная с 2005 года налажено фабричное производство легких самолетов. Работает «контора» без лицензии, разрешающей данный вид деятельности и, как говорится, на отсутствие заказов не жалуется. За время существования «Спект-Аэро» выпущено и реализовано несколько десятков одно- и двухместных самолетов, которые заказчики использовали, как в сельском хозяйстве, так и в авиаспорте.
Несколько раз самолеты модели «СП», выпускаемые предприятием участвовали в авиавыставках, где никто даже и не догадывался о незаконности их изготовления. Кроме того, от незаконной предпринимательской деятельности конструкторским бюро был получен доход в особо крупном размере, который на сегодняшний день составляет более двух с половиной миллионов рублей.
В результате подобных «летных операций» Следственным отделением Таганрогского ЛОВДТ в отношении руководства компании было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство».
И подобные факты в практике транспортной милиции не единичны, в подобного рода деятельности всегда есть и не большие различия, и значительное сходство при достижении поставленных целей.
20.01.08г. 23-00 поступило сообщение оперативного дежурного МВД по Республике Калмыкия о том, что на территории Прикумского СМО Черноземельского района в 200 метрах от Животноводческой стоянки потерпел крушение вертолет «МИ-2». Бортовой номер и документы на вертолет отсутствуют.
04.03.08г. при проверке ООО «Ростовский аэроклуб» выявлен факт легализации денежных средств в сумме 1 млн. 647 тыс. 427 рублей, полученных в результате проведения незаконной предпринимательской деятельности (осуществление авиационных работ различного назначения) в период с 05.04.06 по 07.02.07 года.
24.04.08г. по почте в СК УВДТ поступил материал из Андроповского ОВД о том, что 14.04.08г. выявлен командир вертолета «МИ-2» ( б/н RA 20548), гр. «А» 1956 года рождения, проживающий в г. Ессентуки, который осуществлял авиа-хим работы без разрешительных документов.
01.11.08г. в 14.час.10 мин. Поступило сообщение о том, что на окраине г. Буденновск произошло падение мотодельтаплана. Выходом на место происшествия следственно-оперативной группы установлено, что летательный аппарат «Дельтолет МД-50С» принадлежащий гр. «М», выполняя испытательный полет зацепил линию высоковольтных передач и упал с высоты десяти метров. В результате падения пилот скончался.
03.11.08г. в 12 час.43 мин. в СК УВДТ поступило сообщение о том, что в районе села Кегульта Кетченеровского района республики произошло падение самолета малой авиации. Выходом на место установлено, что самолет принадлежал гр. Б., 1953 года рождения, который в результате падения погиб вместе с пассажиром.
Если же смотреть на данную проблему более широко, то нельзя не остановиться и вот на каком вопросе. Сегодня некоторые собственники судов малой авиации работают под эгидой общественных организаций. На Юге и в центре России довольно широко распространены так называемые клубы любителей некоммерческих организации, таких как РОСТО (Российское оборонно-спортивное общество) и ФЛА (Федерация любителей авиации).
Но суть в том, что данные организации могут использовать самолеты лишь для учебно-тренировочных полетов, то есть по ряду параметров воздушные суда, используемые этими общественными объединениями, организациями не соответствуют и не могут соответствовать требованиям гражданской авиации. Но на деле получается так, что лица, имеющие определенные навык «общения» с авиа техникой, используя технические возможности и навыки профессионалов из данных общественных объединений, умудряются модернизировать, либо восстанавливать списанную летную технику, а затем использовать ее не для целей обучения, а по своему усмотрению.
Что же касается решений, то сегодня мало только лишь поднять и обозначить проблему. Сегодня нужно приложить определенные силы, знания и опыт, для того, чтобы насколько это возможно попытаться решить круг задач, который хоть в какой-то степени позволял отслеживать и контролировать имеющуюся ситуацию. И делать это нужно и на местном уровне и на уровне законодательном.
Настоящее время силами Северо-Кавказского УВД на транспорте создается определенная информационная база, которая будет учитывать количество самолетов, точек их постоянного и временного базирования, количество лиц обслуживающих данные суда, учитывая техперсонал и пилотов, собственников ВС, имеющуюся документацию и многие другие вопросы, которые, надеюсь, позволят навести необходимый порядок в данной области.
Начальник Северо-Кавказского УВДТ
генерал-майор милиции
Игорь Жуков
http://www.mvd.ru/news/30378/?print