Страница 1 из 1

Малая авиация Армении

Добавлено: 24 авг 2008, 12:30
Ara
Поместил в эту ветку за неимением более подходящей. Прошу модераторов перенести туда, куда они сочтут правильным.

Надеюсь, это будет интересно. Оговорюсь, что Нагорный Карабах здесь не рассматривался.

Начнем...

Малой авиации в Армении нет. Или почти нет.

Авиации общего назначения почти нет. Внутренних коммерческих авиаперевозок тоже нет. Однако совсем недавно читал, что правительство Армении собирается способствовать развитию малой авиации в стране.

В принципе есть что рассказать.

Советского времени я застал совсем немного, и то перестроечного. Однако довелось летать пассажиром на внутренних линиях в Армении по маршруту Ереван-Кафан (теперь Капан)-Ереван (см. карту ниже). Тогда летали на Як-40. Полет занимал, если не ошибаюсь, минут 30-35. Старшее поколение говорит, что по этому маршруту было чуть ли не до восьми рейсов в день, скорее всего, дотационных. А до этого летали на «кукурузниках».

Из Еревана летали из аэропорта Эребуни, в Капан прилетали в единственный местный аэропорт.

В Армении было на те времена несколько аэропортов и аэродромов (подчеркнул на карте красным).

В Ереване – Звартноц и Эребуни. Первый сейчас – главный международный аэропорт страны. Находится в управлении аргентинской компании, в управлении которой находится также несколько аэропортов в Латинской Америке. Второй раньше использовался для местных авиалиний, теперь – военный.

Аэропорт г. Гюмри (бывший Ленинакан) – второй международный аэропорт страны.

Аэропорт г. Степанаван. Недавно читал, что этот аэропорт собираются сдать в долгосрочную аренду.

Также есть аэродром недалеко от г. Егвард. О нем подробнее ниже.

Уже упоминавшийся аэропорт г. Кафан (Капан). О нем тоже ниже.

Аэропорты г. Сисиан и г. Горис. По первому ходят слухи, что один из местных олигархов хочет сделать из него международный аэропорт.

Наверняка были / есть еще.

Потом пришла война с Азербайджаном, разруха, блокада и проч. Малая авиация в Армении издохла.

До недавнего времени я полагал, что полеты над территорией Армении (кроме международных) в принципе невозможны. Но я решил все-таки прояснить этот вопрос.

Нашел контакты в Управлении гражданской авиации (УГА) Армении, позвонил им, и мне любезно ответили на мои вопросы.

Полеты АОН и внутренние коммерческие в Армении в принципе возможны. Законодательного регулирования именно АОН фактически нет. То есть отдельного регулирования АОН нет. Полеты, если бы они были, имеют разрешительный характер и подчиняются общему законодательству в области воздушного транспорта.

Как мне сказали в УГА, никаких бзиков у них по поводу полетов АОН нет. Летать можно куда угодно, где угодно и как угодно. Главный критерий – безопасность. Летать, например, близко к атомной электростанции, скорее всего, не разрешат. Или, например, на юг Армении можно, но заранее надо предупреждать силы ПВО.

Все в ваших руках, только не навредите себе и другим. В принципе все на договорной основе: сможете договориться – летайте.

Полеты за деньги, если, например, организовать аэроклуб и покатушки, тоже возможны, но надо получать свидетельство эксплуатанта коммерческой авиации! Ну это уже совсем подробности.

Основная мысль, которую я вынес из разговора с представителем УГА, - можно все, главное – безопасность.

Аэродром Егварда.

Если честно, о его существовании не знал. Заметил его случайно по Google Earth (см. фото). Кстати, в Microsoft flight simulator он, оказывается, тоже есть.

Бывший ДОСААФовский. Теперь в ведении министерства обороны.

На второй день после приезда в Армению поехал его смотреть. Километрах в 25 от центра Еревана на северо-восток. Подъезжаем. Видны вертолеты и Ан-2, если не ошибаюсь (см. фото).

Подходит охрана. Небольшие расспросы. «Длину полосы и проч. сказать не можем. Все-таки военный аэродром». Хотя все это, конечно, в свободном доступе в интернете есть, да и в том же Flight Simulator-е тоже наверняка. Договорились по-человечески, мол, просто приехали посмотреть. Люди оказались простые. Пустили на машине на территорию, показали, как проехать к полосе.

Покатили по полосе на машине. Длина – ровно 1000 м судя по счетчику на машине.

Полоса из шестиугольных плит (см. фото). Стыки по всей длине заросли травой. Однако часть полосы очищена. На скорости 100 км/ч стыки чувствуются, но не очень.

Со слов начальника охраны вторая полоса чистая. Что-то в свое время распыляли, и теперь там ничего не растет.

Летают на Як-52 и Як-18. Больше на первом. На 18-ом почти не летают. Тут же стоит вроде Бекас (см. фото). Если я правильно помню, его используют для распыления полей.

Это то «почти», о котором я сказал, что АОН «почти» нет. Если не считать этот Бекас, то «почти» исчезает. Ну, по моей информации.

Имея в виду, что все же летают, то можно предположить, что вся минимальная инфраструктура на аэродроме присутствует. Гор вокруг аэродрома почти нет.

На территории аэродрома стоит памятник Яку-52.

В ближайших окрестностях есть над чем полетать, посмотреть.

Здесь же недалеко дом (замок) какого-то местного богатея-олигарха. Имя не упомню. И кто-то построил пирамиду (см. фото).

Недалеко (если лететь, да и если ехать, тут все недалеко) г. Эчмиадзин – религиозный центр страны с церквами и проч., г. Гарни с языческим храмом и т.д. Ну да я отошел от темы.

В принципе, мне кажется, что если захотеть, то можно договориться тут полетать на их 52-х и 18-х.

Добавлено: 25 авг 2008, 00:38
Ton
Для Вашей информации, именно через Армению мы перегоняли свою цессну.

Re: Малая авиация Армении

Добавлено: 26 авг 2008, 00:08
Ara
Продолжение

Аэродром (бывший аэропорт) Капана.

Тут вообще ничего нет. Осталась только полоса, которая, как ни странно, не была повреждена во время войны бомбежками, и разрушенные здания бывшего аэропорта (см. фото).

В прошлом году застал здесь вертолет (небольшой Eurocopter), который был пригнан местным горнодобывающим комбинатом для проведения разведки. Фотоаппарата тогда под рукой не оказалось. В этом году аэродром пустовал, если не считать коров, которые паслись у него и на нем, и людей, которые здесь учатся ездить на машине.

Полоса не то асфальтобетон, не то просто асфальт. Длина опять же по спидометру – 1700 м. Местами поросла травой. Если очистить от травы и мелких камней, то состояние в принципе нормальное. Естественно, никакой инфраструктуры уже нет.

На полосе была надпись, которую я не очень понял (см. фото).

Как я уже сказал, по спидометру получилось 1700 м. Тут не понятно, к чему относятся эти метки.

Со всех сторон полосы – горы. Как мне, неспециалисту, кажется, аэродром достаточно сложный для посадки, тем более на Як-40.

Несколько лет назад, году в 96-м, уже после войны с Азербайджаном, летал вертолет по маршруту Ереван-Капан-Ереван, но потом его сняли. Причин не знаю. Наверно, нерентабельно было.

Забыл сказать: до войны на Яке летали еще и в Сочи. И еще из Москвы летал грузовой самолет с промежуточной посадкой в Ереване.

На этом пока все.

Добавлено: 26 авг 2008, 02:45
Jan
Надписи "START" в Кафане - это, судя по всему - наследие легкоатлетических соревнований :). Спасибо за фото. Вполне подтверждающие основной тезис - в Армении пока АОН нет.. Если только Бекас.. Хотя очень на "Птенца" похож.. впрочем, я в них не разбираюсь..

Добавлено: 26 авг 2008, 08:23
Serega
Спасибо за информацию.

А "Ми-2" там чьи стоят?

Добавлено: 26 авг 2008, 10:41
Jan
Ton писал(а):Для Вашей информации, именно через Армению мы перегоняли свою цессну.
Так рассказали бы.. Турция, Армения, а потом? Азербайджан или Грузия?

Добавлено: 26 авг 2008, 11:22
Ara
Serega писал(а):А "Ми-2" там чьи стоят?
Не знаю. Наверно министерские.

Добавлено: 26 авг 2008, 11:24
Ara
Ton писал(а):Для Вашей информации, именно через Армению мы перегоняли свою цессну.
Над Арменией просто пролетали или садились там где-то? Где? Сложно было получить разрешение?

Добавлено: 26 авг 2008, 21:01
sdflyer
Армяне летают в США :)
http://www.youtube.com/profile_videos?user=AlcatrazT2