Полеты на малой и сверхмалой высотах (ПМВ). Безопасность.
Добавлено: 05 июл 2008, 11:23
Памяти Ikar17 посвящается.
Подобное посвящение сделано мною вполне осознанно. Пример ярок, свеж, незаразителен. Человек был одним из нас, любил небо, реализовал свою мечту и ушел неожиданно и напрасно.
Полеты ниже 500 метров - это уже полет на малой высоте. Полет ниже 150 метров - полеты на сверхмалой высоте. Полеты на 3-5 метрах - это уже посадка.
В отечественных условиях данные типы полетов встречаются чаще, чем хотелось бы. Причин много - и способы "осваивания" ВП - летать на 1000 метров без заявки - не сильно уютно, по заявке - надо либо ниже, либо выше.. И хоть МВЛы позволяют безопасно преодолевать большинство препятствий, точнее все, обычно полет получается на высоте от 200 до 400 метров. И эти высоты уже имеют ряд особенностей, про которые все слышали, но мало кто осозновал, что же на самом деле происходит, если... Иногда это "осознование" было очень кратким - секунд 5-10, иногда не было времени даже на осознание..
Изначально, подобная техника полетов практиковалась по двум причинам - удаль и насущная необходимость при выполнении боевых задач - подлет на сверхмалых высотах к цели - позднее обнаружение цели РЛС, эффект внезапности, возможности для точных стрельб и так далее. При боевых операциях (Вьетнам, Восточная Африка) приходилось прятаться за рельефом с целью выжить. И если в Африке еще можно было найти горы, каньоны и просто холмы, то во Вьетнаме одной из распространенных тактик безопасных полетов был полет по руслу реки на уровне крон деревьев. В результате можно найти много роликов на youtube, где весмьма пожилые деды на каком-нить "тазике" демонстрируют полет по каньонам реки на предельно малой высоте - 5-15 метров. Все это (про Чкалова уже не упоминаю) провоцирует начинающих пилотов на повторение эксперимента. Безусловно, без учета массы факторов, начиная с того, что деды, демонстрирующие технику, отлетали в свое время не одну сотню часов на боевой технике и их навыки уникальны, что боевой истребитель (вертолет с "ножами" для проводов) и "тазик с вентилятором" и торчащими во все стороны шасси слегка по разному реагируют на витой многожильный металлический трос диаметром 1 см, в изобилии встречающийся на просторах нашей электрофицированной страны. Да что там трос (многие могут себе представить, что будет, если на машине, двигающейся со скоростью 200 км.ч. влететь в такую преграду, натянутую над дорогой, но не могут представить, что получится, если это будет в воздухе..), вполне достаточно будет простого телефонного провода, тончайшего, в изоляции и совершенно невидимого ни на фоне неба, ни на фоне земли.
Поэтому хотелось бы несколько "разлаписто" и непрофессионально, с пояснениями и примерами, обсудить насущную тему ПМВ (ПСМВ) в аспекте грядущего бума АОН и 2 случаев АП (все со смертельным исходом для всех участников) за последнюю неделю в результате "влета в провода". Это и Сессна (Ikar17) в Ленобласти, и Ан-2, взлетевший в Б. Грызлово и после отказа двигателя попавший в провода и сгоревший полностью при аварийной посадке (5 человек). Эти случаи еще показательны и тем, что в первом случае можно было бы списать АП на то, что налет пилота был мал, достаточного опыта не было, "партизанил", был вынужден (?) летать на малых высотах, но второй случай - полная противоположность - полет по плану, с заявкой, опытнейший пилот (12000 часов налета). Но результат в обоих случаях ничем не отличается.. Это по поводу опыта... И по поводу правил полетов и ИВП законно. Дело не в законах и не в стиле полета - уж если вы партизаните, то прекрасно осознаете, что либо вас "видно" на радаре и на вас плевать всем (что чаще всего), либо, если не плевать, достаточно техники, чтобы увидеть вас с высоты в 1 метр от уровня земли.. Начиная от специальных систем, разработанных для отслеживания полетов крытатых ракет, летающих почти так же, как некоторые из "партизан" - на минимальной высоте, повторяя рельеф местности. Чтобы без заблуждений.
Как уже говорилось, полеты на сверхмалых высотах диктуются либо насущной необходимостью (погодой прижало), либо легким выпендрежем пилота перед зрителями. Могу судить по себе - все подобные эксперименты нуждаются хоть в каких-нибудь зрителях, которые совершенно ничего не понимают в ваших маневрах, а если и понимают, то не будут находится в восхищении. И даже любимая девушка не поймет, что такое "бочка" на взлете над полосой на высоте в 10-20 метров, и даст не за "пролет над ней в 1 метре", а за букет цветов и вовремя открытую перед ней дверь, рыбак на "надувнушке" только выматерится вслед вам, если вы пройдете над ним на 30-40 метрах, а РП скажет намного больше нужных и важных, но не очень приличных слов, если вы решите сделать это в его присутствии и без разрешения. Что до остальных - никто не оценит вашу лихость и изящество, но вам посмотрят вслед, пройдете ли вы на 1 метре или на 200 в любом случае.. А потом, какое вам дело до всех этих людей и их эмоций? Если же вам это небезразлично, то может быть имеет смысл подумать о профессиональной карьере шоумена или спортсмена - там ваши навыки оценят, возможно даже беспристрастно.. Или вы готовы заплать жизнью за возглас парочки старушек на лавочках и хмельного тракториста "О, бля!!"? Решать вам.
Обычно, часу эдак на 150-200, т.к. в РФ летать далеко нереально по сути, бывшие курсанты начинают развлекать себя по возможности во время кратких полетов по кругу и в зонах, либо на хорошо знакомом маршруте. Потому как уверенность в собственных силах уже появилась, а осознание всех опасностей придет несколько позже. И еще ни разу (за исключением удачного первого соло или болтанки или сдвига ветра на "экране" у земли) пилот не привозил "биотуалет модели "штаны"" полным .. ну, скажем адреналина... . И начинается - 40 метров, 20 метров, 5 метров.. Если все хорошо, то идет обратный отсчет - 5 метров, 20 метров, 100 метров, 200 метров... 500 метров. Обычно для личных впечатлений, получаса полетов на сверхмалой высоте вполне достаточно. Главное, пережить эти полчаса.
Все 100% начинающих пилотов делают это. Без вариантов. Рано или поздно. А потом на эту высоту вас можно будет загнать только специально, почти силой. Потому как вы уже будете иметь удачный опыт перепрыгивания "на закрылках" сетки-рабицы в торце заброшенной полосы на скорости почти сваливания, прохода между двумя трубами ТЭЦ и подныривания под провод, свисающий с них почти до середины и будете понимать, что это - неприятно. И очень.
Есть еще один аспект, который встречается и который необходим - полеты на гидросамолетах (что с поплавками, что в виде лодки) и повседневное решение насущных задач вроде посадки на площадку с подбором (т.е. на воду). Вот эти пилоты очень хорошо знают о некоторых особенностях "проводов" по берегам рек, "воздушных переходов", тросов паромов да и просто коряг..
Впрочем, я буду краток. Основные опасности и иллюзии на этих высотах - их не так уж и много:
1. Провода. Воздушные переходы ЛЭП, телефонных проводов, освещения, временные "воздушки" для поселков "на той стороне реки", паромные переправы (высота троса - от 0 до 5 метров над уровнем воды). Их видно... Их можно увидеть заранее с высоты в 100-150 метров.. Они начинаются на 40 метрах максимум.. ЛЭП вообще видна издалека.. На провода ЛЭП вешают такие специальные диски (шары), чтобы провода ЛЭП были видны...
На самом деле "специальные" диски на провода вешают только в редчайших случаях (например, рядом проходит газопровод или нечто вроде и в план строительства (смету) сразу внесли поправки и учли необходимость облета на вертолете этого участка трассы. Тогда да, провода видны. Но в большинстве случаев, ни просек, ни обозначений, ничего нет вообще. Либо все заросло, либо столбы давно уже ниже деревьев, либо линия просто заброшена, а кусок провода висит и ждет, когда же его наконец-то используют по назначению. Невозможно увидеть провод и успеть на него среагировать при ряде условий, которые встречаются чаще всего. На вертолете с верхним и нижним "резаком" имел возможность в этом убедиться дважды - ощущения не из приятных, но понять, где провод или увидеть его было невозможно. Есть правило - пересекать любую ЛЭП исключительно над выступающей максимально частью - например - опорой. С нинимальным запасом в 10 метров - есть такая штука, как "нулевой" провод. При нарушении этого правила ощущения грозят перейти в неприятные. Причем соблюдать его надо всегда, как бы вы не были уверены, что это - вышка сотовой связи и проводов там быть не может.
2. Птицы. Они всегда уворачиваются. Или ничего страшного не произойдет, т.к. чего там, 100 грамм перьев.. подумаешь..
На высоте в 200-300 метров птицы встречаются не так часто. И обычно уворачиваются. Поэтому кажется, что и на 50 метрах будет все то же самое. Учтите, что на 50 метрах птиц больше, что те, кто не залетает выше, у земли может не успеть увернуться от вас. А даже воробей, пойманный удачно, может сломать винт или пробить "блистер" вертушки вроде R-44.
3. Сдвиги ветра у земли на "экране". Это не страшно. Ну, газ и взлет, ну не приземляться же я собрался в конце концов..
Попробуйте держать вариометр на нуле. Ни метра (буквально) вниз, ни метра вверх. При этом без кренов. Получилось? Уверенно? Или все же кромка крыла опустилась на метр-два? И зацепилась за во-он тот кустик? Раз читате это - значит на этот раз не зацепилось..
4. Отказ двигателя.
Я знаю, это банально и скучно.. Летают, летают, а тут отказ какой-то.. и именно в тот момент, когда я проход на бреющем решил сделать.. ага, конечно.. Ну если есть желание проверить статистику и с каждым полетом на малой высоте отбирать у себя очеденой шанс - пожалуйста.
Надеюсь, что многие дополнят данную тему и еще больше ее прочтут. И после прочтения останется осадок. И если хотя бы один человек из прочитавших один раз откажется от прохода на бреющем полете над незнакомой местностью (и даже над знакомой) - это будет здорово. И это будет память тому, кто ушел, но своим примером остановил хотя бы одного из нас от совершения ошибки.
Подобное посвящение сделано мною вполне осознанно. Пример ярок, свеж, незаразителен. Человек был одним из нас, любил небо, реализовал свою мечту и ушел неожиданно и напрасно.
Полеты ниже 500 метров - это уже полет на малой высоте. Полет ниже 150 метров - полеты на сверхмалой высоте. Полеты на 3-5 метрах - это уже посадка.
В отечественных условиях данные типы полетов встречаются чаще, чем хотелось бы. Причин много - и способы "осваивания" ВП - летать на 1000 метров без заявки - не сильно уютно, по заявке - надо либо ниже, либо выше.. И хоть МВЛы позволяют безопасно преодолевать большинство препятствий, точнее все, обычно полет получается на высоте от 200 до 400 метров. И эти высоты уже имеют ряд особенностей, про которые все слышали, но мало кто осозновал, что же на самом деле происходит, если... Иногда это "осознование" было очень кратким - секунд 5-10, иногда не было времени даже на осознание..
Изначально, подобная техника полетов практиковалась по двум причинам - удаль и насущная необходимость при выполнении боевых задач - подлет на сверхмалых высотах к цели - позднее обнаружение цели РЛС, эффект внезапности, возможности для точных стрельб и так далее. При боевых операциях (Вьетнам, Восточная Африка) приходилось прятаться за рельефом с целью выжить. И если в Африке еще можно было найти горы, каньоны и просто холмы, то во Вьетнаме одной из распространенных тактик безопасных полетов был полет по руслу реки на уровне крон деревьев. В результате можно найти много роликов на youtube, где весмьма пожилые деды на каком-нить "тазике" демонстрируют полет по каньонам реки на предельно малой высоте - 5-15 метров. Все это (про Чкалова уже не упоминаю) провоцирует начинающих пилотов на повторение эксперимента. Безусловно, без учета массы факторов, начиная с того, что деды, демонстрирующие технику, отлетали в свое время не одну сотню часов на боевой технике и их навыки уникальны, что боевой истребитель (вертолет с "ножами" для проводов) и "тазик с вентилятором" и торчащими во все стороны шасси слегка по разному реагируют на витой многожильный металлический трос диаметром 1 см, в изобилии встречающийся на просторах нашей электрофицированной страны. Да что там трос (многие могут себе представить, что будет, если на машине, двигающейся со скоростью 200 км.ч. влететь в такую преграду, натянутую над дорогой, но не могут представить, что получится, если это будет в воздухе..), вполне достаточно будет простого телефонного провода, тончайшего, в изоляции и совершенно невидимого ни на фоне неба, ни на фоне земли.
Поэтому хотелось бы несколько "разлаписто" и непрофессионально, с пояснениями и примерами, обсудить насущную тему ПМВ (ПСМВ) в аспекте грядущего бума АОН и 2 случаев АП (все со смертельным исходом для всех участников) за последнюю неделю в результате "влета в провода". Это и Сессна (Ikar17) в Ленобласти, и Ан-2, взлетевший в Б. Грызлово и после отказа двигателя попавший в провода и сгоревший полностью при аварийной посадке (5 человек). Эти случаи еще показательны и тем, что в первом случае можно было бы списать АП на то, что налет пилота был мал, достаточного опыта не было, "партизанил", был вынужден (?) летать на малых высотах, но второй случай - полная противоположность - полет по плану, с заявкой, опытнейший пилот (12000 часов налета). Но результат в обоих случаях ничем не отличается.. Это по поводу опыта... И по поводу правил полетов и ИВП законно. Дело не в законах и не в стиле полета - уж если вы партизаните, то прекрасно осознаете, что либо вас "видно" на радаре и на вас плевать всем (что чаще всего), либо, если не плевать, достаточно техники, чтобы увидеть вас с высоты в 1 метр от уровня земли.. Начиная от специальных систем, разработанных для отслеживания полетов крытатых ракет, летающих почти так же, как некоторые из "партизан" - на минимальной высоте, повторяя рельеф местности. Чтобы без заблуждений.
Как уже говорилось, полеты на сверхмалых высотах диктуются либо насущной необходимостью (погодой прижало), либо легким выпендрежем пилота перед зрителями. Могу судить по себе - все подобные эксперименты нуждаются хоть в каких-нибудь зрителях, которые совершенно ничего не понимают в ваших маневрах, а если и понимают, то не будут находится в восхищении. И даже любимая девушка не поймет, что такое "бочка" на взлете над полосой на высоте в 10-20 метров, и даст не за "пролет над ней в 1 метре", а за букет цветов и вовремя открытую перед ней дверь, рыбак на "надувнушке" только выматерится вслед вам, если вы пройдете над ним на 30-40 метрах, а РП скажет намного больше нужных и важных, но не очень приличных слов, если вы решите сделать это в его присутствии и без разрешения. Что до остальных - никто не оценит вашу лихость и изящество, но вам посмотрят вслед, пройдете ли вы на 1 метре или на 200 в любом случае.. А потом, какое вам дело до всех этих людей и их эмоций? Если же вам это небезразлично, то может быть имеет смысл подумать о профессиональной карьере шоумена или спортсмена - там ваши навыки оценят, возможно даже беспристрастно.. Или вы готовы заплать жизнью за возглас парочки старушек на лавочках и хмельного тракториста "О, бля!!"? Решать вам.
Обычно, часу эдак на 150-200, т.к. в РФ летать далеко нереально по сути, бывшие курсанты начинают развлекать себя по возможности во время кратких полетов по кругу и в зонах, либо на хорошо знакомом маршруте. Потому как уверенность в собственных силах уже появилась, а осознание всех опасностей придет несколько позже. И еще ни разу (за исключением удачного первого соло или болтанки или сдвига ветра на "экране" у земли) пилот не привозил "биотуалет модели "штаны"" полным .. ну, скажем адреналина... . И начинается - 40 метров, 20 метров, 5 метров.. Если все хорошо, то идет обратный отсчет - 5 метров, 20 метров, 100 метров, 200 метров... 500 метров. Обычно для личных впечатлений, получаса полетов на сверхмалой высоте вполне достаточно. Главное, пережить эти полчаса.
Все 100% начинающих пилотов делают это. Без вариантов. Рано или поздно. А потом на эту высоту вас можно будет загнать только специально, почти силой. Потому как вы уже будете иметь удачный опыт перепрыгивания "на закрылках" сетки-рабицы в торце заброшенной полосы на скорости почти сваливания, прохода между двумя трубами ТЭЦ и подныривания под провод, свисающий с них почти до середины и будете понимать, что это - неприятно. И очень.
Есть еще один аспект, который встречается и который необходим - полеты на гидросамолетах (что с поплавками, что в виде лодки) и повседневное решение насущных задач вроде посадки на площадку с подбором (т.е. на воду). Вот эти пилоты очень хорошо знают о некоторых особенностях "проводов" по берегам рек, "воздушных переходов", тросов паромов да и просто коряг..
Впрочем, я буду краток. Основные опасности и иллюзии на этих высотах - их не так уж и много:
1. Провода. Воздушные переходы ЛЭП, телефонных проводов, освещения, временные "воздушки" для поселков "на той стороне реки", паромные переправы (высота троса - от 0 до 5 метров над уровнем воды). Их видно... Их можно увидеть заранее с высоты в 100-150 метров.. Они начинаются на 40 метрах максимум.. ЛЭП вообще видна издалека.. На провода ЛЭП вешают такие специальные диски (шары), чтобы провода ЛЭП были видны...
На самом деле "специальные" диски на провода вешают только в редчайших случаях (например, рядом проходит газопровод или нечто вроде и в план строительства (смету) сразу внесли поправки и учли необходимость облета на вертолете этого участка трассы. Тогда да, провода видны. Но в большинстве случаев, ни просек, ни обозначений, ничего нет вообще. Либо все заросло, либо столбы давно уже ниже деревьев, либо линия просто заброшена, а кусок провода висит и ждет, когда же его наконец-то используют по назначению. Невозможно увидеть провод и успеть на него среагировать при ряде условий, которые встречаются чаще всего. На вертолете с верхним и нижним "резаком" имел возможность в этом убедиться дважды - ощущения не из приятных, но понять, где провод или увидеть его было невозможно. Есть правило - пересекать любую ЛЭП исключительно над выступающей максимально частью - например - опорой. С нинимальным запасом в 10 метров - есть такая штука, как "нулевой" провод. При нарушении этого правила ощущения грозят перейти в неприятные. Причем соблюдать его надо всегда, как бы вы не были уверены, что это - вышка сотовой связи и проводов там быть не может.
2. Птицы. Они всегда уворачиваются. Или ничего страшного не произойдет, т.к. чего там, 100 грамм перьев.. подумаешь..
На высоте в 200-300 метров птицы встречаются не так часто. И обычно уворачиваются. Поэтому кажется, что и на 50 метрах будет все то же самое. Учтите, что на 50 метрах птиц больше, что те, кто не залетает выше, у земли может не успеть увернуться от вас. А даже воробей, пойманный удачно, может сломать винт или пробить "блистер" вертушки вроде R-44.
3. Сдвиги ветра у земли на "экране". Это не страшно. Ну, газ и взлет, ну не приземляться же я собрался в конце концов..
Попробуйте держать вариометр на нуле. Ни метра (буквально) вниз, ни метра вверх. При этом без кренов. Получилось? Уверенно? Или все же кромка крыла опустилась на метр-два? И зацепилась за во-он тот кустик? Раз читате это - значит на этот раз не зацепилось..
4. Отказ двигателя.
Я знаю, это банально и скучно.. Летают, летают, а тут отказ какой-то.. и именно в тот момент, когда я проход на бреющем решил сделать.. ага, конечно.. Ну если есть желание проверить статистику и с каждым полетом на малой высоте отбирать у себя очеденой шанс - пожалуйста.
Надеюсь, что многие дополнят данную тему и еще больше ее прочтут. И после прочтения останется осадок. И если хотя бы один человек из прочитавших один раз откажется от прохода на бреющем полете над незнакомой местностью (и даже над знакомой) - это будет здорово. И это будет память тому, кто ушел, но своим примером остановил хотя бы одного из нас от совершения ошибки.