Страница 1 из 3

Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 14:12
MadMax
Эта история может звучать как сказка, если не была бы правдой.
Неделю назад знакомый пилот столкнулся с таким явлением как mast-rocking или chugging на 44том. В спокойную погоду на крейсерской скорости при полной загрузке у вертолета началась дичайшая вибрация на пустом месте. Он практически не отзывался на органы управления. Борт новый 2-3 года, налет соответственно очень небольшой. После того как он умудрился подойти ближе к земле и погасить скорость до 20-30 узлов она пропала. Повезло что не отрубил себе кабину. Ощущение было что вертолет развалится в воздухе.
Явление крайне редкое опасное и непредсказуемое.
После этого случая провели полную инспекцию борта, несущей системы лопастей и тд. Отклонений от нормы не выявили.
Причина возникновения этого явления- сочетание определенной загрузки и жесткости подушек редуктора. Исправить можно, если повезет , изменением режима полета.
Как земной резонанс только в воздухе. Мне известен только еще один такой случай. Правда тогда тоже все обошлось правда лопасти задели балку слегка. Человек тоже думал что вертолет развалится в воздухе.
Все написано без имен и бортов, пусть так и остается.
Фотографии некоторых поцарапанных элементов борта после этого проишествия попросил приложить пилотавсего. На них видно масштаб колебаний которые были.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 14:22
ZorinVik
Вот это новости!!! Может есть примерная зависимость скорость-загрузка или другие параметры способствующие этим явлениям?

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 14:27
MadMax
Щас попробую фото запостить сам)

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 14:28
MadMax
О! Получается!

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 14:31
MadMax
Ну и что бы добить, взгляните на эти царапины и представьте себе амплитуду колебаний, того что было в воздухе и порадуйтесь что есть возможность поделиться этим опытом.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 16:22
lt.ak
ЦТ где был ? ...

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 16:24
MadMax
4 чел, полные баки. Хз )))

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 16:32
lt.ak
The manufacturer's tests determined that an oscillation may develop at high gross weight, at about 90 to 100 kt, and that the oscillation was more of a ‘bucking’ movement due to the fore-and-aft movement of the rotor mast.

According to the manufacturer, the tests determined that chugging could occur within the normal CG range, most typically at or near a gross weight with a CG near the forward limit.

It can be mitigated when the pilot increases power to make possible a safe landing.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 16:57
VK68
Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 17:08
Алексей 2
VK68 писал(а):Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:
Не, Вадик, не вариант. Переднего и заднего левых опасно выталкивать. Они могут из вредности РВ задеть. А заднего правого как вытолкнуть? Не, точно не вариант! Надо ещё думать.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 17:12
MadMax
VK68 писал(а):Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:
Оба человека у которых это случилось сказали слово в слово что они думали что борт сейчас просто развалится в воздухе и что они уже мысленно попрощались с жизнью. Это крайне редкое явление, причем здесь вопрос не перегруза а именно сочетание ЦТ и жесткости подушек.
Из известных мне случаев это произошло с 3 мя людьми 2/3 заправки и скорость чуть больше 70узлов.
Подобных случаев о которых известно и могут рассказать участники можно пересчитать по пальцам. Реже отказа двигателя.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 17:22
lt.ak
"перегруз" это обычно сопутствующее ... просто "перегруз" на R44 чаще всего означает, что полна попа огурцов - то есть кабина полностью загружена (ЦТ у передних границ, если не за ними) ... а вырабатываемое топливо в полёте только усугубляет положение ЦТ, двигая его всё дальше вперёд ...

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 17:51
MadMax
lt.ak писал(а):"перегруз" это обычно сопутствующее ... просто "перегруз" на R44 чаще всего означает, что полна попа огурцов - то есть кабина полностью загружена (ЦТ у передних границ, если не за ними) ... а вырабатываемое топливо в полёте только усугубляет положение ЦТ, двигая его всё дальше вперёд ...
Никаких возражений)
Ребята столкнулись с очень крайне редкой и опасной ситуацией, которую в принципе никто никогда не затрагивал.
Термин mast-rocking или chugging я ни от кого не слышал и не помню что бы это обсуждалось, поэтому с их разрешения поделился чужим опытом и фотографиями. Бывает и такое хотя- крайне крайне редко. Если must bumping обсуждался многократно, то возникновение этого явления не зависит от действий пилота а в основном от жесткости подушек редуктора.
С пере грузом и неправильной центровкой летали многие. Хотя как правильно подчеркнул Итак здесь дело не в перегрузе а в сочетании факторов: определенной загрузки и жесткости подушек.

Это как пернуть и случайно обосраться. Вроде опыта достаточно и пердеть все умеют. Но случается. Хотя тут даже пернуть никто не хотел. Просто ни с того ни с сего обосраться.

Ну и на самом деле я был тоже удивлен насколько агрессивно развивается эта ситуация и насколько она жесткая и экстремальная.
Не каждый день пилоты с тысячами часами налета прощаются мысленно с жизнью когда ничего не предвещает.

Как маленькое резюме: сильно на эту тему заморачиваться не стоит.

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 26 мар 2015, 18:25
lt.ak
MadMax писал(а):...Термин mast-rocking или chugging я ни от кого не слышал и не помню что бы это обсуждалось, ...
в 2011-м очень активно обсуждалось (но не здесь) ... после случая с R44 Аляскинских "трупперов" и последовавшего расследования NTSB ... Robinson даже вроде сказал, что поставщик подушек редуктора изменил состав не оповестив их - подушки стали мягче ... Tim Tucker вроде как на своих курсах тоже обычно рассказывает ...

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Добавлено: 27 мар 2015, 01:03
lt.ak
для не или плохо читающих по английски ... главное, что нужно вынести из обсуждения - если столкнулись с подобным - для выхода плавно добавьте мощности (если были в снижении - прекратите) ... и так же плавно понизьте скорость до 60-ти или ниже ... для осмотра вертолёта найдите подходящее место и приземлитесь ...