Страница 1 из 1
Запрещенные маневры
Добавлено: 05 мар 2010, 19:22
vova_k
Довольно регулярно крутые пайлоты пытаются лишний раз подтвердить свою крутизну. Похоже, бочка на бизнес-джете одно из самых популярных развлечений такого плана. Последний случай - пару недель назад над Германией два пилота, перегонявшие Cessna Citation Bravo, решили это продемонстрировать. Хорошая новость заключается в том, что на магнитофоне остались их голоса, поэтому не пришлось долго гадать, почему совершенно исправный самолет в хорошую погоду вдруг свалился с неба...
Re: Запрещенные маневры
Добавлено: 05 мар 2010, 21:08
engin
Тут бы применительно к конкретным типам написать , ну или разделить позже. Что для одного норма - для другого - катастрофа. По сути - тема весьма интересная, особенно если поделятся личным опытом , а так же об ошибках из-за которых нормальный маневр может превратиться в запрещенный.
Re: Запрещенные маневры
Добавлено: 05 мар 2010, 22:37
su27
В принципе бочка на бизджете выполняется без нарушения эксплуатационной перегрузки.
Но! На своем опыте убедился что каждый тип ВС обладает индивидуальными особенностями, неучет которых, либо нехватка опыта, приводит к выходу за пределы.
Один такой случай я уже приводил, и даже не подозревал, что он далеко не единичный.
Re: Запрещенные маневры
Добавлено: 06 мар 2010, 19:39
vova_k
su27 писал(а):В принципе бочка на бизджете выполняется без нарушения эксплуатационной перегрузки.
Вот с этого все и начинается... А может, лучше просто посмотреть в РЛЭ ограничения на маневры и делать только то, что разрешено ?
su27 писал(а):Один такой случай я уже приводил, и даже не подозревал, что он далеко не единичный.
Ну, я знаю про Як-40 (тоже разбился, довольно давно было), и в прошлом году перегоняли Hawker из Южной Америки в Штаты. Этот Hawker долетел, но обшивка вся гармошкой пошла. Интересно было бы услышать объяснения пилотов...
Re: Запрещенные маневры
Добавлено: 06 мар 2010, 20:47
su27
vova_k писал(а):
Вот с этого все и начинается... А может, лучше просто посмотреть в РЛЭ ограничения на маневры и делать только то, что разрешено ?...
Я РЛЭ и разделы в них бывает и пишу сам.
vova_k писал(а):
Ну, я знаю про Як-40 (тоже разбился, довольно давно было), и в прошлом году перегоняли Hawker из Южной Америки в Штаты. Этот Hawker долетел, но обшивка вся гармошкой пошла. Интересно было бы услышать объяснения пилотов...
Вот этот?
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... w=previous
Re: Запрещенные маневры
Добавлено: 06 мар 2010, 21:01
su27
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=299
Экипаж выполнял контрольный облет после замены передней стойки шасси. На высоте 6 000 м пилот выполнил ряд левых виражей с креном 25-50 град; и правых с креном 60 град;, а затем - бочку правого вращения. В процессе ее выполнения самолет перешел в пикирование с вертикальной скоростью 100 м/с. Самолет потерял 1 500 м высоты и в момент, когда КВС выводил его из пикирования с приборной скоростью 650 км/ч, от перегрузки 5,25 g разрушилось левое крыло. Оно ударило по килю и он отвалился вместе со стабилизатором. Самолет потерял управление и разбился в пойме реки Обь в 19 км от аэропорта. Разброс обломков составил 2,5 км. Экипаж выполнял маневры, не предусмотренные РЛЭ.
ЕМНИП, выполнял он не в превый раз бочку на Як-40
Из посвященных написал:
Данная катастрофа действительно имела место. 17 мая 1986г. Ханты- Мансийск.ЯК-40 87301
серийный номер 9321728.
Обстоятельства данной катострофы помню точно - на каждом разборе мусолили:
После аварийной посадки в Чите (на пробеге сложилась стойка шасси)18-ого апреля 1986г.,ВС было отремонтированно в АТБ Ханты-Мансийска. По оканчанию ремонтных работ, ВС должно было быть облётано в соответствии с утвержденной программой.Полет выполнялся в районе Аэродрома на 6000м.На борту ВС находился экипаж и предстовители АТБ (всего 5 человек).Во время полёта, КВС повидимому решив удивить инженеров решил выполнить фигуру высшего пилотажа - бочку. В процессе выполнения, когда самолёт находидся в положении к верху колесами, произошло опускание носа ВС. Любой пилотажник знает, что в данном случае для выдерживания горизонтального полета необходимо отдать штурвал от себя, т.к в перевёрнутом положении функционирование руля высоты становится обратным, а в данном случае, квс допустил ошибку - взял штурвал на себя, что привело к еще большему опусканию носа и переводу ВС в пике в перевернутом состоянии, или другими словами вместо бочки, у него получился классический "переворот".Поскольку режим работы двигателей остовался на номинале, а пилот продолжал тянуть штурвал "на себя", произошол быстрый разгон скорости на снижении до 700 км.час.по прибору , при максимально допустимой - 450 км.час. Положительная перегрузка достигла 6.5g, при максимально допустимой для ЯК-40 + 3.5 (3.3 для веса 17200кг.) и разрушающей -5.5g. В результате произошло разрушение ВС (оторвало крыло) и беспорядочное падение.Экипаж и инжинера погибли.Причиной явились не правильные действия пилота по исправлению ошибки в выполнении данной фигуры пилотажа, которую кстати, ВС ЯК-40 спокойно выполняет, и тупое разгильдяйство.
Возможно мог ошибиться в некоторых деталях - сколько лет прошло, но по существу,всё точно.