Всем привет!
Буквально вчера сдал skill-test в Вестеросе (Västerås) в Швеции, через 3 недели домой по почте придёт лицензия.
Немного обо мне: начал летать на планерах ещё будучи в школе в Новосибирске, но потом ввиду отсутствия финансов был довольно большой перерыв и вернулся в авиацию в 2015 году в Москве, прошёл курс теории в "Размахе крыльев" (у них, да и не только у них, в то время только начались проблемы), налетал в Белоомуте почти 60 часов и... короче, переехали с женой в Швецию, живём в Стокгольме. Долго и упорно искали аэроклуб, где можно "научиться" летать на английском, в итоге нашли почти случайно недорогой по местным меркам SAS Flygklubb
http://sasflygklubb.se.
Список ATO (Authorised Training Organisations) в Швеции — список школ, которые имеют право учить на английском (админы, можно закрепить список в первом посте этой темы, для тех отчаяных, кто решился здесь учиться

).
Есть ещё где-то там же на сайте список аэроклубов, где можно отучиться на шведском.
Теорию мы с женой проходили в Англии (
https://www.catsaviation.com, дешевле раза в два, чем в Швеции и точно на английском)
В аэроклубе у нас два PA-28 со стандартным оборудованием и C172 с G1000, обучение у меня заняло почти ровно год, было бы дольше, если бы я их не подгонял постоянно, российский налёт в "первоначальное" обучение они внести не могут (даже немного, например, 5-10 часов), по деньгам получилось примерно 125000 крон (12500 евро, всё включено — теория, практика, медицина, скилл-тест, посадки и др.).
Стоимость часа полёта: от 1350 за самолёт + 600 крон инструктору.
Теория, если всё же хочется в Швеции,
http://flygteoriskolan.se/, distanse course — 22500 крон
Медицина — 3000 крон
ICAO English test — 600 крон
Landing fee почти везде — 375 крон, но есть
абонемент (может быть полезно гостям, есть недельный и годовой) на практически все аэропорты Швеции, который у школы точно есть.
(1 евро ~ 10 крон)
Швецию для получения каких бы то ни было лицензий я бы не рекомендовал, особенно если вы ограничены в финансах и времени. В остальном, не считая некоторого бардака в нашем аэроклубе, всё было замечательно и я безумно рад наконец-то получить лицензию!
Здесь приходится привыкать всё делать медленно, размеренно и за большие деньги, но за полтора года мы к этому более-менее привыкли

Супруга планирует весной добить этот процесс (можно и раньше, но зимой тут погоды нет почти совсем — короткий день, облачность низкая и обледенение, но летом тут хорошо, Норвежские горы от Исландской погоды защищают

).
Дальнейшие планы: ночь, "освоить" ВИШ, самолёт с убираемым шасси и EFIS для начала. Да, здесь в европах есть differences training и если вы получили EASA-PPL на "простом" самолёте, то различные усложнения потребуют от вас дополнительной подготовки, т.е. когда мне придёт лицензия я смогу летать на single engine piston land plane, но тем же самым с убираемыми шасси, с ВИШ или с G1000 я пока управлять не могу (даже с российским опытом на Тшке).
После получения лицензии я могу арендовать самолёт легко в нашем аэроклубе
http://sasflygklubb.se и в дружественном
http://hasslo.org (в Hässlö самолёты все от физлиц, т.е. люди таким образом уменьшают стоимость обслуживания).
Немного сумбурно получилось, если интересно, могу рассказать подробнее.