Страница 1 из 1

Вероятность отказа двигателя

Добавлено: 03 мар 2009, 23:43
VK68
Каждый раз , когда кто-нибудь садится в самолет, один и тот же вопрос- а что если откажет двигатель?
Честно говоря и сам , когда летишь над какой -нибудь ж... частенько думаешь об этом. Спрашивал технарей, были ли отказы двигателя "просто так" без предварительного падения давления масла и топлива или других указывающих на неполадки параметров.
В ответ , долго чесали затылки и говорили примерно следующее "вроде лет 20-30 назад было, но точно не помню".( разговор шел о АШ-62ИР)
Ну вот и вопрос:
Если все параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное, возможен ли резкий отказ двигателя?

Добавлено: 03 мар 2009, 23:55
vova_k
Довольно большой процент давно и много летающих на маленьких самолетах (с поршневыми двигателями) сталкивались с отказом двигателя. Мало того, даже с PC12 известен как минимум один случай отказа двигателя, хотя турбина PT6 славится своей безотказностью. В данном случае, если я помню правильно, навернулся топливный контроллер. Вообще для такого случая предусмотрено ручное управление подачей топлива, но пилот прощелкал время, после чего слишком резко двинул ручную подачу и угробил двигатель, пришлось сажать на улицу, все обошлось...

Добавлено: 04 мар 2009, 04:01
Mikle
у меня было четыре. три на вертолётах, один на самолёте. все неожиданно, без всяких предварительных индикаций.
М-14В26 - техник забыл законтрить гайку главного топливного жиклёра, в полёте от вибрации отвернулась, движок встал.
М-14В26 - заводской дефект, разрушился бронзовый подшипник главного шатуна.
Rotax-582 - причина неизвестна, подозреваю обледенение карбюратора.
АШ-62ир - причина неизвестна, встал на 2400 м, заработал снова на 1800 м.

кроме того, было преднамеренное выключение двигателя в полёте (Allison C-20R) из-за повышения температуры масла выше лимита. но это уже относится к категории предварительной индикации.

так что я бы сказал, что статистика в пользу того, что никаких предварительных индикаций в полёте не будет в большинстве случаев.

Re: Вероятность отказа двигателя

Добавлено: 04 мар 2009, 08:32
305
VK68 писал(а):Каждый раз , когда кто-нибудь садится в самолет, один и тот же вопрос- а что если откажет двигатель?
Честно говоря и сам , когда летишь над какой -нибудь ж... частенько думаешь об этом.
Так и должно быть. Это говорит о достаточной квалификации.
Если все параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное, возможен ли резкий отказ двигателя?
Предыдущий пост как раз рассказывает о том, что бывают отказы из-за "самолет обслуживался".
По поводу топлива: это же потом выясняется, что оно было "ненормальным". Когда бензин в бак заливаешь, ты же убежден, что оно нормальное. Иначе бы не заливал.
Было несколько отказов (на моей памяти - не в смысле только со мной). Частичных и полных. И всегда неожиданно. И всегда в неподходящий момент (если тут вообще может быть "подходящий"). Главное - быть готовым к этому.
Лет восемь назад. На соревнованиях в Донецке. Полный отказ на взлете ЯК-55. Причина - топливо. Самолет в хлам, пилот едва жив, инвалид.
Три года назад. М-14П. Отказ на взлете. Поменяли движок. Положено обкатать 5 часов без нагрузок. Откатали 4,5. Осталось пол-часа. Полный отказ на взлете. Высота до 50 м. Просто колом стал. Заклинил. Аж самолет накренило. Сумели посадить. Причина невыяснена. Не смогли даже горшок снять. Так и лежит.
Один раз тяга "шаг винта" оторвалась в зоне. Ну частичный отказ. Но тоже ведь неожиданно.
Раза два давление масла упало в "ноль". Частичный отказ и тоже ни с того ни с сего. Причину так и не выяснили.
На соревнованиях, полный отказ, правда "не на совсем", секунд на 10. Причина - установлены нештатные топливные баки.
Что я хочу сказать. Отказ всегда неожиданен: "параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное". Это уже потом выясняется, что оказывается причина всегда есть - чудес не бывает. Ну так, знал бы где упал, так соломы бы подстелил.

Добавлено: 04 мар 2009, 18:01
Mikle
для самолётчиков интересная информация. лет 15 назад встретил в Рейкьявике литовцев, они, как и мы, Ан-2 перегоняли из Европы. у них над океаном за пол-часа до береговой черты давление масла упало на ноль. долетели до берега, нашли маленький аэродром, сели. причину выяснили тут же. кто-то плохо законтрил шланг, который из маслорадиатора выходит. он снизу, его сразу видно, кто в теме поймёт о чём речь. в полёте от соскочил с трубки, на которой сидел, всё масло в момент выдуло наружу. самолёт на "сухом" двигателе летел минут 40 после этого. естесс-но потом движок меняли, но сам факт, что самолёт летит ещё какое-то время без масла, может кому-то когда-то поможет.


для вертолётчиков. тоже давно уже было. возвращаюсь на площадку, пытаюсь приступить к снижению, не могу опустить шаг-газ, заклинило. вверх идёт, вниз только до определённой точки, дальше ни в какую. кругом болота, с пробегом садиться некуда. мотал круги, пытался понять, что ещё могу сделать. на очередном круге обнаружил под ручкой шаг-газа пузырёк с чернилами для барограмм, прямо там, где ручка ркепится к полу кабины, и весь этот механизм ходит. он и клинил ручку. вывода два. первый - я дятел. второй - всем вертолётчикам надо быть повнимательнее и ничего не держать на полу кабины, может закончиться плохо.

Добавлено: 04 мар 2009, 18:59
su27
Mikle писал(а):. самолёт на "сухом" двигателе летел минут 40 после этого. естесс-но потом движок меняли, но сам факт, что самолёт летит ещё какое-то время без масла, может кому-то когда-то поможет.
сильно от двигателя зависит, АШ-62ИР, М-14П более терпимы, про иностранцев такого сказать не могу, чуть что - скоро кулак покажет.


А посторнние вещи на полу, это ко всем, даже пункт такой в РЛЭ - проверять такие вещи.

Случай был один раз вообще дикий, курсантка слетав на Як-52, потеряла там мобильник, и никому не сказала. Полгода он там пролежал спокойно.

После борт отдали нам - спорстменам, на пилотаже стало иногда клинить ручку на вывод, ладно было зоне, один подумал, что показалось и тоже никому не сказал, но когда это повторилось на глиссаде, разобрали и увидели этот несчастный раскуроченный мобильник, аккумулятор от него так и не нашли.

Добавлено: 04 мар 2009, 19:20
Eugene PPL(H)
Отказа движка не было, но… Прикол был в том, что это был мой первый соло кросскантри из Хереса в Сивиль. Летел на Швайцере. Перед запуском по А-чеку проверил уровень масла, долил. Вставил пробку, зажал. На перроне в Сивилье выключился, выхожу. С движка стекает, хвостовая балка в масле, все обосртато…. Диагноз – нет пробки горловины со щупом. Обнаружил в луже масла на поддоне. Давление в полете было в норме, температура тоже, стрелки все на зеленом. Остаточный уровень масла в движке был на треть ниже нормы. Урок на всю жизнь.

Добавлено: 04 мар 2009, 19:53
Mikle
su27 писал(а):
сильно от двигателя зависит, АШ-62ИР, М-14П более терпимы, про иностранцев такого сказать не могу, чуть что - скоро кулак покажет.
меня радуют патриотические насторения соотечественников, но, справедливости ради надо сказать, что АШ-62ир вообще-то тоже "иностранец", а именно изготовленный в КБ Швецова по лицензии Wright Cyclon. очень подозреваю, что М-14 тоже не совсем отечественная разработка "с нуля", но утверждать пока ничего не буду.
что же касается "терпимости" иностранцев, то она ничем не хуже "не иностранцев". вероятность отказа Лайкоминга очень низка. вероятность отказа Пратт-Уитни РТ-6 вообще стермится к нулю, это самые безотказные двигатели в мире. вертолёт Сикорский-76 может 30 минут лететь вообще без масла в главном редукторе, чего не скажу ни об одном российском "терпимом" вертолёте.
так шта...

Добавлено: 04 мар 2009, 20:15
Jan
Диагноз – нет пробки горловины со щупом.
Летели мы тут с Мишей однажды.. За день часов 10 налетали. И по дороге у нас отвалился на R-44 пластиковая горловина со щупом вместе. Ни капли масла не вытекло..