Страница 1 из 3
Карты и прочее в полетах по МВЛ и маршрутам
Добавлено: 13 янв 2009, 13:44
icarus
День добрый, коллеги!
Учусь летать на ЯК-18Т по маршрутам и МВЛ. Летаем пока без GPS. Зверски неудобно держать карту, шпаргалку со временем по участкам маршрута и листочек для записи на коленке, и одновременно управлять самолетом. Еще более неудобно переворачивать карту, и совсем маловероятно что-нибудь записать на листочек, или посчитать что-нибудь на калькуляторе или НЛ-ке

Вопросы:
1). У кого какой (
на практике) минимум навигационных средств и кто как ими пользуется во время маршрутных полетов?
2). У кого какие приспособы и хинты для использования карт и записи на листочек в полете?
Добавлено: 13 янв 2009, 14:14
207
Пользуйтесь наколенником, там можно и на ветрочете считать и карандашом писать. Намного удобней и наглядней ,чем на НЛке.
Re: Карты и прочее в полетах по МВЛ и маршрутам
Добавлено: 13 янв 2009, 14:16
Алексей 2
icarus писал(а):
1). У кого какой (на практике) минимум навигационных средств и кто как ими пользуется во время маршрутных полетов?
2). У кого какие приспособы и хинты для использования карт и записи на листочек в полете?
У меня минимум. Но как не крути, всё равно нужна авиационная GPSка. Не трать деньги на минимум. Всё равно рано или поздно придётся покупать нормальный прибор. Тем более на скоростном самолёте.
Добавлено: 13 янв 2009, 14:49
icarus
207 писал(а):Пользуйтесь наколенником, там можно и на ветрочете считать и карандашом писать. Намного удобней и наглядней ,чем на НЛке.
А что есть наколенник? Как он выглядит? Я видел специальный карман в комбинезоне, но это, ИМХО, неудобно - из него постоянно доставать/упрятывать. Пилотажники им пользуются в основном - комплексы туда засовывают.
Планшет видел летный, но как им пользоваться в полете, как оттуда быстро что-то достать или убрать, тоже представляю смутно.
Re: Карты и прочее в полетах по МВЛ и маршрутам
Добавлено: 13 янв 2009, 14:58
icarus
Алексей 2 писал(а):
У меня минимум. Но как не крути, всё равно нужна авиационная GPSка. Не трать деньги на минимум. Всё равно рано или поздно придётся покупать нормальный прибор. Тем более на скоростном самолёте.
Алексей, а что входит в твой минимум сейчас?
Добавлено: 13 янв 2009, 15:39
VK68
icarus писал(а):А что есть наколенник? Как он выглядит?
Это планшет с резинками , крепится на ногу, имеет зажимы для бумаги, ручки и проч. С нижней стороны есть "колодки" чтобы не крутился на ноге. Размеры и формы бывают самые разные . У меня 10х15 см.
Добавлено: 13 янв 2009, 15:53
207
Насколько я понял, были описаны полеты без GPS.
Я имел в виду наколенный планшет летчика.
Re: Карты и прочее в полетах по МВЛ и маршрутам
Добавлено: 13 янв 2009, 16:16
Алексей 2
icarus писал(а):
Алексей, а что входит в твой минимум сейчас?
Ян меня ругает за набор моих "приборов". Автомобильный жидкостной компас, автомобильная GPS( по ней я сверяюсь какие населённые пункты пролетаю и смотрю истинную скорость), GPS грибника( по ней я сверяю направление, расстояние, истинную скорость и время полёта до точки) и УКЛ 13.
Всё же GPS грибника рекомендую иметь в запасе. Она не сильно отяжелит карман пилота во всех смыслах. СтОит 4000 руб.
Но повторюсь, что для нормального самолёта нормальный прибор нужен.
Добавлено: 13 янв 2009, 16:26
icarus
Таких планшетов не встречал... Вот надыбал ссылочку:
http://www.newaviation.ru/razdels.php?id_p=26&id=19
не подскажете, какой из них самый достойный?
Re: Карты и прочее в полетах по МВЛ и маршрутам
Добавлено: 13 янв 2009, 16:37
icarus
Алексей 2 писал(а):
Ян меня ругает за набор моих "приборов". Автомобильный жидкостной компас, автомобильная GPS( по ней я сверяюсь какие населённые пункты пролетаю и смотрю истинную скорость), GPS грибника( по ней я сверяю направление, расстояние, истинную скорость и время полёта до точки) и УКЛ 13.
Всё же GPS грибника рекомендую иметь в запасе. Она не сильно отяжелит карман пилота во всех смыслах. СтОит 4000 руб.
Но повторюсь, что для нормального самолёта нормальный прибор нужен.
GPS грибника (точнее - рыбака

) имеется - Garmin GPSMap 60c, и со мной даже во время обучения, но пока не включаем, так - на всякий случай. Как я понял, УКЛ-13 в полете ты не пользуешься, это у тебя больше для предварительных расчетов и для подстраховки?
Добавлено: 13 янв 2009, 17:02
Алексей 2
Обязательно пользуюсь. Уже протёр до дыр свой район. На УКЛ запретки, крупные населённые пункты, вышки, зоны аэродромов, частоты и т.д. В полёте я сравниваю то, что я вижу на автоGPS c УКЛ-13.
Но вообще не у того человека ты спрашиваешь совета. Нужна нормальная школа с нормальным инструктором.
Добавлено: 13 янв 2009, 18:24
icarus
Алексей 2 писал(а):
Но вообще не у того человека ты спрашиваешь совета. Нужна нормальная школа с нормальным инструктором.
Ды есть и нормальная школа, и инструкторы нормальные, но среди них нет ни одного частного пилота. Их мнение и советы я уже знаю, но программа обучения - это одно, повседневная практика, да еще и применительно к нашей местности... и обычаям

- несколько другое, поэтому мне интересен именно практический опыт пилотов-частников.
Добавлено: 13 янв 2009, 18:47
VK68
Планшет нужен небольшой, можно без разворота. Большой планшет будет мешаться, особенно при взлете. К импортным планшетам продаются вкладыши- таблички куда можно вносить данные для полета. Лучше один раз набрать такую табличку на компьютере и размножить, потом будете туда вносить все необходимые данные. Планшет должен легко сниматься и одеваться, не ползать по ноге. ЖПС с собой ОБЯЗАТЕЛЬНО. Для полета по маршрутам (партизанский вариант) необходимо записать всю важную информацию. Дистанцию, поворотные точки, курсы, давление по маршруту, ветер, причем желательно с изменениями в течении дня .
Обязательно координаты или точки в жпс ВСЕХ аэродромов в радиусе досягаемости по топливу( поверьте опыту всякое бывает, помогала даже визуальная память из гугля с видом ВПП) , частоты аэродромов, частоты военных и гражданских аэродромов в зоне маршрута, берите удаление км-100, не ошибетесь. Желательно знать и записать на плпншет местоположение всех химплощадок в зоне маршрута и их состояние. Запишите мобильные телефоны "нужных" людей на аэродромах возможных для посадки . Поверьте, в случае чего будете чуствовать себя уверенней. Один раз заполните листочек, пригодится не раз. Купите дополнительно еще одни часы или авиа секундомер, отслеживайте все контрольтые точки и записывайте в планшет время их прохождения. Если пролетите по одому и тому же маршруту раза 3-4, будете все знать наизусть и тогда можете держать свой планшет под сиденьем.

Добавлено: 13 янв 2009, 21:41
icarus
Вадим, спасибо! Все по делу... Не обнаглею сильно, если попрошу пример такой таблички? Или пойдет расчет полета, который тут на сайте был в виде таблицы excel, в которой предварительно штурманский расчет производится?
Добавлено: 13 янв 2009, 22:25
Jan
VK68 имеет ввиду предполетную подготовку вообще и частности для наших реалий. И совершенно прав во всем.
Будни проще.
Стадия 1.
Полчаса до полета, с просчитыванием ветра, азимутов, маршрута, времени. Прикидка по топливу и по авариныйм посадкам. Карта перед лицом. НЛ рядом. Все серьезно. GPS - самый простой и дешевый или вообще нет. Главное - секундомер и часы.
Стадия 2.
На ПЛАНШЕТЕ ПОДы, курсы, расстояние. Время уже считается по скорости, которая показана на GPS, прямо на ходу. Бензин считается по средней скорости, которая почти всегда одинакова. Например, для борта с крейсером в 200 средняя скорость для расчетов берется в 170. Карта лежит рядом, в лучшем случае согнутая в нужном месте, чтобы в полете не разворачивать.
Стадия 3. Планшета нет, карта есть, но на заднем сиденье. Один GPS включен всегда, второй запасной, третий (самый простой) - с забитой точкой возврата домой и точкой назначения. ПОДы докладываются по GPS, время - тоже. Про ветер, снос и прочая - не вспоминается вообще. Ну, если в РОСТО учили - то делается "двойная поправка" на ветер. Определяется запросто.
Стадия 4. Карта и GPS есть, но под сиденьем или в сумке далеко сзади. Ориентиры, равно как и препятствия, курсы и расстояния, а также погодные условия в это время года и суток знакомы уже наизусть. Полет по "бычьему глазу", проход точно по ПОД, т.к. все знакомо и без дополнительной ориентации. Причем применимо для полетов в радиусе 200 км от "точки" вылета - изучается за 2-3 года при регулярных полетах. Пример подобного перед глазами имею.
Отдельно в памяти телефона все 20 человек на всю страну, которые могут принять, заправить, обогреть и накормить. 2-3 телефона тех, кто может подвезти топливо, вытащить с весеннего поля после посадки, 20 телефонов МДП (личных, мобильных).
Таблица штурманского расчета для этого не нужна. Равно как и для списка телефонов не нужно иметь их в "наколеннике".