Плато Маньпупуньер.
Добавлено: 09 авг 2015, 13:23
Давно это было. Уже и не вспомню в каком году. Все руки не доходили отчет сделать. А мечтать и планировать этот полет я начал еще годом ранее. Некоторые детали в связи с таким сроком будут утеряны. Вы уж простите. Первым эту тему поднял Ян. Я сразу и запал.
Начнем с того, что Пупы эти находятся на территории Печоро-Илычского заповедника. Посещение заповедника должно быть согласовано с администрацией заповедника. Один участник нашей экскурсии это разрешение получил незадолго до вылета.
Сложность полета, как обычно, связана с расстановкой топлива по маршруту. Огромную и неоценимую помощь нам оказали коллеги авиаторы.
Ранним утром два борта из разных точек МКАДа вылетели в сторону Урала. Полет группой не задался сразу.
Мы слышали друг друга, общались, но летели на приличном удалении и друг друга не видели. Наш борт первым прилетел на аэродром Юрьевец Нижегородской области. Минут через пять приземлился и второй экипаж. Начальник аэродрома Юрий Бедяев любезно принял наши бочки и сохранил их до нашего прилета. А также, не смотря на раннее утро, прислал помощников для заправки вертолетов. Все было очень быстро. У меня с собой был хороший бочковой насос, и мы управились за полчаса. Далее нас ждал бензин в Сыктывкаре. Но мы с Андрюшей не могли пролететь такое расстояние на баках. Потребовалось перелить запасные канистры и заправить в одну из них автобензина на обычной бензоколонке в какой то деревушке. Удивили люди живущие тут. Уборщица с бензоколонки подбежала и поинтересовалась все ли у нас в порядке и не нужна ли нам помощь. Еще несколько человек предлагали помочь. Было приятно.
Погода пока нас очень радовала, и мы очень скоро долетели до Сыктывкара. Очень тронут пунктуальностью и доброжелательностью Сергея Юшкова. Очень заблаговременно он принял три бочки с топливом у себя в гараже, потом нанял грузовик и в нужное время привёз в нужное место. Мы все безмерно ему благодарны. Мы очень быстро наполнили все емкости и вылетели в сторону Урала. Я плохо рассчитал необходимое количество нужного нам топлива и почти целая бочка осталась в распоряжении Сергея.
Нам предстояло пролететь от Сыктывкара до Инты через Плато Маньпупунер. Топлива авиационного на этот маршрут не хватало. При подготовке к перелету я использовал приложение Яндекс-пробки и ФПЛНТОЧКАРУ. От Сыктывкара проложил прямую до Пупов, а потом в Яндекс-пробки рассматривал ближайшие АЗС или аэродромы к ЛЗП. На этом участке маршрута все было довольно грустно. Но один город с заправкой все же нашёлся. Комсомольск на Печоре! Звучит? На самом деле всё довольно печально. Маленький поселок на грунтовой дороге с заправкой. Есть школа и клуб. Кругом тайга. Наше внезапное появление вызвало бурю восторга у местной детворы и взрослых. Чем занимаются люди в этом посёлке я спросить не успел. Не до того было.
И так, на гул двух вертолетов собрались все подвижные люди Комсомольска на Печоре. Детвора облепила вертолет и я очень переживал, что могут что то открутить или отломать или просто залезть и посидеть в вертолёте. Мы с Андреем вахтовым методом заправляли борт и канистры. Андрей ходил на заправку, а я всяческими способами пытался заговорить ребятишек, только бы отвлечь их внимание от вертолета на максимально долгое время. Получалось плохо. Потом Андрей приносил канистру и вставал с одного борта, а я заправлял бак на другом борту. И так несколько раз. Как я ни пытался рассказать ребятам, что второй вертолёт ещё красивее и лучше, у меня ничего не получилось. Вся ребятня быстро возвращалась назад
и продолжала меня донимать. Наверное второй экипаж слова знает заветные. 
Запускать вертолет в такой толчее было очень опасно. Мы договорились с Андреем, что он останется на улице и будет всех отгонять до моей команды бегом сесть в вертолёт. Так и сделали. Я вывел обороты , кивнул Андрею, он прыгнул на борт, и мы сразу взлетели. УЖОСВОБЩЕМ.
Следующая станция Пупы. Как-то незаметно стал подниматься рельеф, и высотомер показывал 400,500,600 метров относительно Комсомольска. Второй экипаж решил заглянуть на перевал Дятлова, а я побоялся нехватки топлива до Инты. Мы немного задержались на Пупах. Ну да, когда сюда ещё попадёшь! Следующая остановка с ночевкой и заправкой соткой в Инте. Вперёд, на Север! Мы опять полетели отдельно друг от друга.
Второй экипаж решил посмотреть на высочайшую гору Урала. А я , не имея опыта горных полётов, на гружёном вертолете решил уйти в тундру и пройти по западным склонам. Не всё так просто оказалось. Пока мы развлекались у Пупов, с запада натянуло какую-то хрень. Урал все это задержал, и эта дрянь стала наслаиваться на западных склонах. Потрясающая картина! Все горы залиты солнцем, а на западных макушках лежит слой облачности и не может перелезть через горы
Но нам-то надо именно туда! А какая нижняя кромка? А фиг ее знает! GPSка показывает рельеф. И мы решили вместе с рекой Щугор вытечь в тундру. Подсели на живописный островок на речке и перелили последнюю канистру. Постепенно снижаясь, мы благополучно вылетели на равнину. До Инты добрались без приключений. Немного напугало отсутствие связи со вторым бортом, но мы успокаивали себя тем, что нас разделял хребет, и сигнал не проходил.
Мы приземлились в Инте. Заправились под пробки и нас повезли в гостиницу. Город, в который нет автодороги. Только Ж/Д. Зимой есть зимник. Но недолго. Несмотря на отсутствие дороги, в городе есть все. В кафе при гостинице прекрасный ассортимент. Мы немного посидели и пошли спать. На следующий день ранний подъём и ранний вылет.
Нам предстояло за этот день пролететь Нарьян-Мар, Архангельск и остановиться на ночёвку на одном из озёр Архангельской области. Вперёд! Но настроение постепенно опускалось вместе с нижней кромкой. Я начал присматривать площадку для " переждать" на случай совсем плохой погоды. Плохая погода не заставила себя долго ждать. Я развернул вертолёт и приземлился на высокий бережок какой-то тундровой речки. Второй экипаж был более подготовленным и продолжил полет. Мы с Андреем оказались в тундре в 60 км от Инты. Утром в отеле мы не успели попить кофе и с радостью это сделали тут. Кругом очень непривычный пейзаж для жителей Москвы. Как на другой планете. Тундра! Грибы выше берёз, в речке плещется рыба. Всего полно! Но ловить и собирать совсем нет настроения. Погода лучше не становилась. Мы связались по Inreach ( классная штука!) с улетевшим вертолётом и узнали про погоду там. Мне там ловить нечего.
скорее назад в Инту! Ну не жить же в тундре! В Инте всё хорошо. Приехал Леонид и опять заправил нас. Только платить было нечем. Кошелёк в другом вертолете. А у нас осталось всё туристическое снаряжение. Кое-как, с помощью "Сбербанк онлайн" нашли выход. Но дальше-то что? Тем временем, второй экипаж благополучно приземлился в Нарьян-Маре, и мы смогли поговорить по телефону. Узнав подробно про погоду на этом участке, мне расхотелось туда лететь. Домой? Да! Просмотрев все погодные радары, мы поняли, что от Сыктывкара до Москвы нам дорога закрыта сильными осадками. Но делать нечего, поехали домой. Подали план до Ухты, дождались нужного статуса и полетели. Прекрасная погода!!! Не верилось что дальше нас ждёт жуть. Приземлились в аэропорту Ухты и сразу позвонили в Сыктывкар Сергею. Сергей очень быстро умерил мою прыть фактической погодой. К вечеру вся эта дрянь доберётся и до Ухты. Ещё раз просмотрев все прогнозы, я грустно побрёл договариваться о базировании на два- три дня. Очень не хотелось оставаться в Ухте на такой большой срок. И тут, я заметил на табло вылета-прилёта информацию о Московском рейсе. Бегом в кассу! Есть два билета на Москву! Вылет Як-42 через пару часов. Я уладил все бумажные вопросы, связанные с оставлением вертолета на перроне аэропорта Ухты, мы заправили борт и зашвартовали лопасти. Ужинал дома в Москве вместе с семьёй. Хорошее получилось путешествие. Но кусочек меня остался в Ухте под дождём и ветром.
Об этом чуть позже. Очень надеюсь, что участники перелёта не оставят меня один на один с составлением отчёта. 
Начнем с того, что Пупы эти находятся на территории Печоро-Илычского заповедника. Посещение заповедника должно быть согласовано с администрацией заповедника. Один участник нашей экскурсии это разрешение получил незадолго до вылета.
Сложность полета, как обычно, связана с расстановкой топлива по маршруту. Огромную и неоценимую помощь нам оказали коллеги авиаторы.
Ранним утром два борта из разных точек МКАДа вылетели в сторону Урала. Полет группой не задался сразу.
Погода пока нас очень радовала, и мы очень скоро долетели до Сыктывкара. Очень тронут пунктуальностью и доброжелательностью Сергея Юшкова. Очень заблаговременно он принял три бочки с топливом у себя в гараже, потом нанял грузовик и в нужное время привёз в нужное место. Мы все безмерно ему благодарны. Мы очень быстро наполнили все емкости и вылетели в сторону Урала. Я плохо рассчитал необходимое количество нужного нам топлива и почти целая бочка осталась в распоряжении Сергея.
Нам предстояло пролететь от Сыктывкара до Инты через Плато Маньпупунер. Топлива авиационного на этот маршрут не хватало. При подготовке к перелету я использовал приложение Яндекс-пробки и ФПЛНТОЧКАРУ. От Сыктывкара проложил прямую до Пупов, а потом в Яндекс-пробки рассматривал ближайшие АЗС или аэродромы к ЛЗП. На этом участке маршрута все было довольно грустно. Но один город с заправкой все же нашёлся. Комсомольск на Печоре! Звучит? На самом деле всё довольно печально. Маленький поселок на грунтовой дороге с заправкой. Есть школа и клуб. Кругом тайга. Наше внезапное появление вызвало бурю восторга у местной детворы и взрослых. Чем занимаются люди в этом посёлке я спросить не успел. Не до того было.
И так, на гул двух вертолетов собрались все подвижные люди Комсомольска на Печоре. Детвора облепила вертолет и я очень переживал, что могут что то открутить или отломать или просто залезть и посидеть в вертолёте. Мы с Андреем вахтовым методом заправляли борт и канистры. Андрей ходил на заправку, а я всяческими способами пытался заговорить ребятишек, только бы отвлечь их внимание от вертолета на максимально долгое время. Получалось плохо. Потом Андрей приносил канистру и вставал с одного борта, а я заправлял бак на другом борту. И так несколько раз. Как я ни пытался рассказать ребятам, что второй вертолёт ещё красивее и лучше, у меня ничего не получилось. Вся ребятня быстро возвращалась назад
Запускать вертолет в такой толчее было очень опасно. Мы договорились с Андреем, что он останется на улице и будет всех отгонять до моей команды бегом сесть в вертолёт. Так и сделали. Я вывел обороты , кивнул Андрею, он прыгнул на борт, и мы сразу взлетели. УЖОСВОБЩЕМ.
Следующая станция Пупы. Как-то незаметно стал подниматься рельеф, и высотомер показывал 400,500,600 метров относительно Комсомольска. Второй экипаж решил заглянуть на перевал Дятлова, а я побоялся нехватки топлива до Инты. Мы немного задержались на Пупах. Ну да, когда сюда ещё попадёшь! Следующая остановка с ночевкой и заправкой соткой в Инте. Вперёд, на Север! Мы опять полетели отдельно друг от друга.
Мы приземлились в Инте. Заправились под пробки и нас повезли в гостиницу. Город, в который нет автодороги. Только Ж/Д. Зимой есть зимник. Но недолго. Несмотря на отсутствие дороги, в городе есть все. В кафе при гостинице прекрасный ассортимент. Мы немного посидели и пошли спать. На следующий день ранний подъём и ранний вылет.
Нам предстояло за этот день пролететь Нарьян-Мар, Архангельск и остановиться на ночёвку на одном из озёр Архангельской области. Вперёд! Но настроение постепенно опускалось вместе с нижней кромкой. Я начал присматривать площадку для " переждать" на случай совсем плохой погоды. Плохая погода не заставила себя долго ждать. Я развернул вертолёт и приземлился на высокий бережок какой-то тундровой речки. Второй экипаж был более подготовленным и продолжил полет. Мы с Андреем оказались в тундре в 60 км от Инты. Утром в отеле мы не успели попить кофе и с радостью это сделали тут. Кругом очень непривычный пейзаж для жителей Москвы. Как на другой планете. Тундра! Грибы выше берёз, в речке плещется рыба. Всего полно! Но ловить и собирать совсем нет настроения. Погода лучше не становилась. Мы связались по Inreach ( классная штука!) с улетевшим вертолётом и узнали про погоду там. Мне там ловить нечего.
Очень хочется увидеть фото и рассказ всех участником перелёта.