В среду планировал вылететь из Риги. Один. Второй пилот возвращался домой, дела позвали. Такая опция обговаривалась заранее.
Снег пошел с утра. Я понимал, что большая вероятность, что я останусь в Риге, но на всякий случай прошел пограничный контроль и таможню. Пограничники при прохождении просят заполнить Генеральную декларацию, типа британской GAR, надо напоминать хэндлингу только. Ничего сложного, это просто маленькая табличка, в которой пишешь, кто ты, куда и на чём летишь и подписываешь. Решил для начала подождать пару часов в брифинге, ещё и ещё анализируя метео и разрабатывая сценарии. Заодно подробно обсудил все выходы из Риги – ничего сложного, но лучше проговорить и подготовиться заранее. Я первый раз соло вылетал из «взрослого» международного аэропорта. Заодно и заходы обсудили, на будущее. Не забыл посмотреть рельеф по маршруту, как меня учил ЛОДОЧНИК как-то. К тому времени снег перешел в дождь и мой анализ показывал, что на северо-востоке становится лучше и это «лучше» может продолжаться до Пскова. Звонок во Псков подтвердил улучшение на окончании маршрута. Также мой анализ подсказывал , что если я сейчас не уйду, то могу застрять в Риге надолго. Шел шторм. В качестве запасного запланировал Тарту, что не сильно противоречило маршруту. Пошел запускаться. Надо отметить , что в Риге загрузка взлета-вылета волнами, и один из пиков как раз завершается около 9-00 UTC. Запустился, подтвердил готовность к SVFR, вырулил за FOLLOW ME на предварительный старт, получил разрешение и взлетел. Выход был тяжелый – дождь и низкая облачность. Минут через десять подумал – «А не вернуться ли мне?», перепрыгивая ЛЭП через реку, потом выбрал аэродром по ходу и даже поменял курс, но тут подоспела погода получше, в соответствии с моим анализом, но чуть позже по времени. 1500-2000 футов, без осадков, пасмурно. Красота! Тут я и втопил! Ветерок помогал…
До эстонской границы все было идеально, после – облачность стала снижаться… Я тоже. Меня уже не видели на радаре, это мне ещё Рига Контроль сказал, с Таллинн Контроль связь и радарный контакт так и не удалось установить. Все происходило довольно быстро. Я попался на известную удочку, хотя характер не авантюрный и признаю только хорошо просчитанные риски. «NOTAR 15 min» - (до российской границы 15 мин) эта информация на моих навигационных приёмниках повлияла на меня и не дала мне использовать мои замечательные запасные сценарии. Это моя ошибка. Вместо того, чтобы СРАЗУ пойти на Тарту, хотя и это было под вопросом, заколдованный цифрой 15, я решил разведать, что там впереди. При этом я ЗНАЛ, что рельеф повышается и уже в тот момент видел сильный снегопад и совсем низкую облачность. Я успокоил себя тем, что я смогу развернуться, как только увижу, что впереди совсем плохо. Запретил себе движение на юго-восток, куда повышался рельеф. Загасил скорость. Но походить по кромке снегопада не получилось – он постепенно сам зашел мне за корму. Я развернулся на 180, но сзади уже было «не очень». Толкнулся на север, на Тарту. Тоже улучшений не заметил. Темнело от падающего снега. Видимость ухудшалась. Особенно некомфортно было разворачиваться. Смотрел только наружу, но откуда-то знал, что скорость 30-40 узлов. Третий глаз. Принял решение садиться немедленно. Но нужно было ещё найти место для посадки. Двигаясь в обратном направлении я начал подбирать площадки. Высота над лесом была метров 10. Лес и лес. «Колодцы», дорожки… Повезло, что только лёг снег и я видел все полянки. Подошла четвертая по счету, неожиданно довольно большая, я чуть было не закричал от радости – сел с ходу. Поле на холме посреди леса 150х70м. Краем глаза увидел дом на краю поля. Мягкая посадка. В 10-28 UTC. Выключился, осмотрелся. Хутор, недалеко дорога. Мобильная связь работает. Спутниковый телефон тоже был, но не пригодился. Позвонил в Таллинн брифинг, дал координаты, время, сказали что разошлют везде телеграммы, закроют план и помогут подать следующий. Запросил инструкции по границе. Я же уже выехал из ЕС в Риге… Через 15 мин перезвонили и сказали, что ко мне едет мобильная погрангруппа с заставы и я могу вылететь напрямую на Псков после улучшения погоды, если буду делать это в их присутствии. Позвонил во Псков, сказал, чтобы сегодня не ждали и что буду информировать о вылете. Перезвонила очень любезная псковская аэронавигация и предупредила о новой, отсутствующей на карте вышке около глиссады. Пошел на хутор, извиниться за причинённые неудобства. Бабушка, которая там жила, говорила только по-эстонски. Да и была глуховата, и возможно моей посадки даже не слышала. Извинений тоже. Я ей показал вертолёт у неё на огороде, она очень удивилась. Показала мне рукой, куда идти к людям. Замерз. Дошел до деревни, нашел маленький магазинчик. Согрелся. Купил хлеба. Пошел обратно. Мимо проехал джип с мигалкой. Не сразу сообразил, что это пограничники. Увидел их ещё раз позже, они сначала свернули не туда. Помахал им рукой. Подъехали. Они. Один из двух говорил по-русски. Вооруженные. Пригласили в тёплую машину. Проверили документы и попросили документы на вертолёт. Всё очень любезно. Подъехали к машине, всё показал. Сказали, что всё в порядке. Подъехал начальник заставы на дефендере. Погода к тому времени стала совсем никуда. Туман закрыл всё. На мой вопрос по поводу сохранности вертолёта они сказали, что у них тут тихо и можно не беспокоится, тем более хутор на отшибе. Но на всякий случай попросили бабушку, живущую на хуторе, звонить им, если кто появится рядом с воздушным судном. «Одна кантора…», сказал начальник заставы, объясняя, что пограничники и полиция в Эстонии – одно ведомство… Пограничники отвезли меня в Rouge, райцентр чистенький и тихий. 5 км от места стоянки на север. Первая гостиница была закрыта в связи с отсутствием постояльцев, а вот вторая, после десятиминутных поисков живой души на территории, меня приютила. Меня накормили, предложив много вкусной еды, приготовленной тут же на дровяной печке. К слову, мой номер тоже топился дровами. Гостиница принадлежит пожилой паре, Йоганну и Маре. Ими же управляется и обслуживается. Маре сама и приготовила мне поесть, пока Йоганн протапливал мою комнату. В этой эко-гостинице был wi-fi, и попив настоящего цейлонского чая после обеда (хозяева были в Шри-Ланке два года назад), я подремал с компьютером в кресле в маленьком холле у столовой, прижавшись к теплой батарее… Гостиница называется Suurjarve, подробно см.
http://www.maremajutus.ee
Проснулся от того, что вокруг меня ходил хозяин, с явным желанием мне что-то предложить. А предложить он хотел коньяк и шикарное местное копчёное мясо. Но сначала мы прокатились по деревне, с экскурсией, хоть и стемнело уже. Всё в полном порядке, деревня отлично освещена, спортзал, библиотека, школы, новые дороги, автоматическая заправка, банкомат. Я загрустил, вспоминая наши деревни. Был сильный гололёд, но Йоганн сказал, чтобы я не волновался, что он свою профессиональную карьеру завершил раллийным автогонщиком, и очень лихо рулил на своём стареньком форде, по моему на летней резине… За тот вечер я узнал всё про Роуге и семью Йоганна Палу. Он знал, что такое вертолет Робинсон и сказал, что год назад у него останавливались вертолётчики и в деревне есть вертолётная площадка. Уже засыпая, я расписался в книге почётных гостей. Стоило пребывание 30 Евро, включая безразмерный вкуснейший ужин и завтрак того же количества и качества, экскурсию и трансфер к вертолёту на следующее утро. Я пытался сказать, что я только коньяка выпил на 30 Евро, но Йоганн сказал – «…30 Евро нам хватит, а коньяк это я угощаю». (На выложенном ранее видео эстонского ТВ, Йоганн - пожилой мужчина выше среднего роста, в очках). Спал я великолепно. Тишина звенела.
Проснулся за час до рассвета - сразу к окну. В окнах среди облаков увидел луну. Отлично! Лечу! Позвонил на погранзаставу - Luhamaa kordon, они в Выру по-моему базируются и сказал, что планирую вылет на 9-00 местного. Сказали, что выезжают, предложили подвезти, но я сказал, что меня ранее подвезет хозяин гостиницы, нужно готовить борт. Они не возражали, но ещё раз предупредили, чтобы до их приезда не улетал. План подал через Таллинн брифинг. С утра они говорили только по-английски.
По дороге к месту стоянки Йоганн вежливо поинтересовался, не возражаю ли я, чтобы приехало телевидение. Я не возражал.
Снег растаял, и вертолет стоял абсолютно мокрый, хоть выжимай… Подготовил борт, сказал пару слов телерепортёру, дождался пограничников, поблагодарил всех за гостеприимство и взлетел, слегка выпендриваясь. Через 15 мин пересек границу, и еще через 10 заходил на посадку во Псков, между активно летающими Ил-76. Заодно прослушал разведчика погоды. Границу с разрешения Пскова проходил на 30-м эшелоне, вместо FL070. В 12-47UTC приземлился в Буньково.