Год прошел, с того момента , как я задумал взять самолет в штатах. Такое ощущение что это было все безумно давно и не со мной...
Очень часто при встречах, меня спрашивают- не жалею ли я , что взял такой самолет? А полетел бы еще раз через атлантику? А не хочется его ввезти сюда и растоможить? Вот одно из писем: (с позволения автора)
Доброго времени суток, Вадим!
Вы уже имеете солидный опыт эксплуатации самолёта Piper Aztec "F". Если можно, то я хотел бы задать Вам несколько вопросов... Я тоже, по-тихоньку, присматриваюсь и примеряюсь к покупке самолёта для авиапутешествий с семьёй по Америке... Ваш личный пример доказал мне на деле, что ничего невозможного нет и самое главное - это очень захотеть!
1. Вы нисколько не сожалеете о том, что для путешествий выбрали (купили) именно двухмоторный шестиместный Piper Aztec "F"? Он полностю оправдал все Ваши ожидания и полностью соответствует всем Вашим требованиям? Сейчас, например, у Вас не возникает жалания сменить его на какой-нибудь другой самолёт, более подходящий под Ваши сегодняшние требования уже умудрённого опытом авиапутешественника? Ну, например, на какой-нибудь однодвигательный: мол, по топливу более экономичный, себестоимость авиапутешествий значительно ниже, ремонт и обслуживание на много дешевле, ну и т.д. и т.п.???
2. Какие реальные скорости полёта и расходы топлива у самолёта Piper Aztec "F" на относительно небольших высотах полёта. Я имею ввиду высоты: 500-1500 метров (1500 - 4500 футов).
Так же интересно узнать скорости и расходы топлива на эшелонах: на высотах 3000-4000 метров (9000-12000 футов)
Попытаюсь ответить:
1) все- таки выбор самолета...
Тут надо определиться, для чего..? Если мотануть пару кругов в выходные по окрестностям аэродрома, то такой самолет точно не нужен.
На первый план было поставлено количество двигателей- именно два.
Что это дало?
Во первых психологический фактор полета. Все знакомы с чувством поиска возможных зон приземления при полете на однодвигательном самолете. Так вот, на двухдвигательном( далее МЕ) этого "страха нет". И ощутил это не только я , нои многие милоты которые со мною летали. Ночь, горы, облака, в е это переносится гораздо спокойней на МЕ, это подсознательно, вне зависимости от типа, просто МЕ это как валерьянка.
Кроме этого на МЕ в любом случае получаешь в качестве бонусов- скорость, просторность салона, грузоподьемность, хотя все это относительно.
Из минусов МЕ,- однозначно расход топлива и стоимость работ- движка все же два. Но, все мы оперируем часовым расходом, он большой, нл если пересчитать в километровый или еще показательнее- пассажиро/ километр, то получим не такую уж большую разницу. Ну например ( очень условно) С172 при скорости 100узлов- 35 л/час , Aztec при 150 узлах - 90 л/час т.е. На 150 м. миль цессна сожрет прим 50л, ацтек- 90... Ну уже не так обидно. Прикинем возможную загрузку С-172 три человека с багажем, Аztec , пусть будет 4-5 чел плюс багаж, можно условно прибавить к затратам на перевозку пассажиров еще процентов 25 к Цессне, что увеличит ее "условный" расход топлива в тех же условиях до 65л/ч. Против тех же 90 у Ацтека. Все это конечно условно и зависит от конкретной ситуации, но... реально передвигались на Ацтеке вчетвером- пятером, плюс багаж, и дальность была вполне достойной. При 3 часах лета на Ацтеке, та же С-172 летела бы 4,5 часа что уже напряжно ( да и хрен она столько пролетит с такой загрузкой...)
В общем отталкиваясь от всех этих условных расчетов, получаем что если летать компание человека в четыре и с багажом, то все таки лучше самолет по - больше, по скоростнее и по комфортнее. Если же планируете только вдвоем и по экономнее, то ... нафига вы вообще это читаете? Все уже давно посчитано.
Второй момент - цена самолета. Тут все гораздо запутаннее. Если это не новый самолет, значит определяем ценовые рамки. Допустим вы ищете... Aztec
Можно взять "пустой",- без противообледенительной, без автопилота, без расширенных баков, такой самолет будет дещевле, но не намного... Со временем все эти опции падают в цене. Ценным становится само наличие такого самолета на рынке, собственно выбирать буде не из чего, максимум 5-10 бортов
Для тех кто еще не в теме, подскажу , что ченным является не год выпуска самолета а ресурс его основных частей. Для совсем неосведомленных приведу пример. Если на самолете стоит допустим лайкоминг с SМОН ( время после ремонта) 1850 часов из 2000, то понятное дело этот самолет стоить будет копейки в отличии от того который после последнего ремонта наработал часов 400-500. Тут уж ищите середину... Еще неплохо оценить его общую наработку. Если его гоняли в хвост и в гриву, и общее время перевалили за 8000... Стоит призадуматься. Либо самолет регулярно кого то возил либо его мучали в школе. И то и другое не есть плохо, скорее всего за такими бортами следят гораздо лучше, единственный минус выглядят они окончательно задроченными , как в нутри так и с наружи. Другой вариант, когда самолету лет сорок, наработка 2000-3000 часов и выглядит он как конфетка. Аккуратнее часто под красивой оберткой можно найти кучу отказов( что собственно и было в моем случае). Причина банальна, самолетик стоит в ангаре, протирается тряпочкой, летает часов 50 в годи инспектор знакомый... Зачем тратиться на капитальное обслуживание и инспекции...
Перебирая все варианты от 90.000 до 180.000 я всеже остановился на этом самолете ценой 150.000. Что подкупало..? Первое это то, что лн удовлетворял запросам по наличию автопилота, доп. баков и ПОС. Второе небольшая наработка на двигателе и самолете , в том числе время после оверхолла. И третье- искал вариант с чистой светлой кабиной, белой приборной панелью и свежим экстерьером. Ну... хотелось так!

подразумевал, что при всем при этом вылезет куча болячек от долгого стояния в ангаре.
Если бы выбирал самолет повторно... Я думаю что все -таки выбрал бы его же

хотя можно было реально купить похожий тысяч за 125-130.
Третье - модель.
Выбирал только поршневые и двухмоторные , здесь все понятно. Выбор тпять таки не велик. Отмел с торону 4х местные, и по большому счету осталось три модели : Piper Seneca, Beechcraft Baron и Piper Aztec. Все примерные одноклассники.
Начну с ВВ. Модель 58, новая и не вписывалась отведенные рамки по финансам... 55 модель с перекидным штурвалом ... Не по феншую. Из минусов- все таки тесный салон( по сравнению с пайпером) , высокая стоимость ремонта. Из плюсов - скорость, больше чем у пайпера
Следующий -Seneca. V - сразу отпала, не по зубам. II - неплохой вариант, но из минусов- стоят континентали с ресурсом 1600-1800 часов, мощьность движков 220 лс ( у ацтека по 250). И уж очень неказистый салон...
Когда летал на Seneca V, и общался с инструктором о самолете, понял, что модель хороша для авиашкол. Для личного пользования неудобна тем, что: не летит на одном двигателе , полоса нужна метров 600, не любит посадки на грунт,- слабая передняя стойка, с полной загрузкой не летит. Т.е. Либо топливо либо 6 человек.
Теперь про Aztec. За все время насобирал кучу отзывов, как пилотов, так и механиков. Из явных преимуществ: 540 лайкоминги, с ресурсом 2000 часов и мощьностью по 250 лс. Самолет уверенно летит на одном двигателе. Крепкие стойки, посадки на грунт - в порядке вещей. Разбег пробег - чуть менее 400 метров (!!!). Шесть человек и полные баки это норма для него. Xотя по рлэ пустой- 3400 ф. MTOW- 5250 , соответственно полезного веса 1850 футов= 840 кг из которых: при полных баках в 176 галлон -500 кг это топливо и остаток 340 кг это пассажиры- 4 штуки. Но на практике все подтверждают что 500 кг топливо + 6 человек 500 кг плюс багаж ~ 60 кг ( итого перевес в 220 кг) это для него фигня. Оставим это на совести пилота... Хотя вряд ли кто будет лететь шестером в самолете в течении 6-8 часов. Поэтому при таком раскладе топлива будет однозначно меньше. Ну и в конце- концов- кабина. Она реально удобная и широкая .

из минусов- самолет не производится уже 30 лет, поэтому с серьезными запчастями может быть определенная засада. Хотя это еще ни кого не отпугивало. Расход топлива , по сравнению с Seneca больше на 10 -15 л/ч
Возвращаясь к своему выбору, я ни разу не пожалел о том, что взял именно эту модель.
Вопрос об удобстве самолета для путешествий и покатушек:
Еще раз повторюсь- если вдвоем, неторопясь и недорого, то это Цессна172/182
Если вы планируете время от времени перемещаться на значительные расстояния ( полеты по стране либо за рубежом) то удобнее иметь самолет со скоростью от 250 км/ и дальностью от 1000 км при расчетной загрузке. Это действительно удобно и быстро. Обычно средняя дистанция перелета 250-600 км. Серьезный удар по самолюбию, в европе точно, это MTOW самолета. Чаще всего в европейских аэропортах тарификация до 2 тонн не кусается а вот для самолета с MTOW 2300 кг , приходится платить иногда в два раза больше. Это касается как стоянки так и взлет - посадки. Для примера: стоянка самолета до 2тонн - 8евро/ сутки, а для 2,3тонны уже 16! И так во всем!
По поводу реальных расходов, скоростей, высот . То что мне пришлось испытать на себе это полеты на высотах 2500- 9000 ф. Если время полета 0,5 часа то можно и по низам пройти. Если дольше то и залесть можно. Но это дело вкуса каждого. Касаемо Aztec F , реальная скорость 145-150 узлов. Можно конечно и поддать, но что то не хотелось напрягаться, да и смысл?? При этом расход топлива составляет, у земли ~90л/ч, на высотах от 3-4 т. ф ~ 80 л/ч.
Теперь самое интересное, то о чем все спрашивают и всех интересует- " это наверное дорого? вваливать по 100 на час полета , при стоимости топлива 2,5 евро/л???" Сограждане, ежели вы собираетесь летать в европе, я вас уверяю, именно этот момент вас будет заботить меньше всего! Да- да! Если вы путешествуете с компанией на борту и перемещаетесь между городами, то стоимость и колличество топлива, а точнее экономия на нем, это буде полная херня по сравнению с другими вашими расходами. Почему? Да очень просто! Вы делаете двухчасовой перелет между двумя городами... Это обходится вам 500 евро прямых расходов на перелет... Ну и что будем здесь экономить??? Сотню - полторы?? Да вы забудите про нее, потому что выбор гостиницы будет между 120-200 евро, такси 20-100 евро в день и ужин на двоих минимум 80-100 евро... Ну так что на счет стоимости топлива и его расхода ??

Делая вывод из опыта перелетов по европе, могу сказать свое личное мнение, может слегка субьективное: самолет классом легче чем Ацтек, удобен будет для разовых покатушек, самолет классом выше ( допустим Piper Meredian),- только для серьезных перемещений, по верхам и IFR. Для полетов по низам и покатушек он уже не подойдет. Именно по этому считаю, что двухмоторный самолет, в 6 мест, наверное наиболее удобное транспортное средство, учитывая скорость , дальность, грузоподьемность, возможность использования мелких грунтовых аэродромов , ну и приемлимую стоимость эксплуатации.
Все написанное не претендует на правду, а высказано только лишь для того что бы поделиться ощущениями от использования преобретенного самолета.
Сенькью фо этеншен!
