Страница 5 из 6
Re: Центр тяжести
Добавлено: 01 дек 2009, 12:53
12345
12345 писал(а):
Примерно так я и думал

С вашего позволения, сформулирую несколько замечаний как только появится нормальный интернет(как лох через iPhone пробиваюсь

)
Не сочтите за придирки вопросы и замечания, возникшие при прочтении
Как многие уже знают от инструкторов, более опытных товарищей, или просто из книжки прочитанной в нелётную погоду - вертолет это маятник... . Точнее - всё кроме несущего винта это маятник относительно плоскости вращения несущего винта.
В частном случае(Robinson) принимается, но справедливо только для безмоментных втулок(кардан, совмещённый ГШ двухлопастника).
(только не надо про сферический, в вакууме ).
Замечание о том, что речь идёт о
физическом маятнике для зануд, типа меня, было бы не лишним.
Местоположение центра тяжести вертолёта может варьироваться достаточно широко - например разрешенный диапазон продольного расположения центра тяжести для Robinson R-44 равен десяти с половиной дюймам или более чем 26 сантиметрам. .............................
и далее мысли о влиянии ЦТ на разных режимах.
Из прочитанного непонятно что влияет на диапазон центровок и чем ограничивается.
Почему у одних вертиков диапазон больше, а других меньше?
Почему опасно выходить за допустимый диапазон, к чему и на каких режимах это приведёт? И самое главное как определить, недопустить и что делать, если попался?
Re: Центр тяжести
Добавлено: 01 дек 2009, 13:06
12345
В ключе нашего обсуждения этот означает что чем дальше от рулевого винта центр тяжести (при постоянном весе) тем вертолет более чувствителен к педалям.
Всё так и есть, но на практике заметить и оценить это влияние довольно сложно. ИМХО практического значения подобное влияние не имеет.
Наклон несущего винта несколько изменяет вектора суммарных сил (обозначенные голубым и фиолетовым на диаграмме) но вертолёт, будучи маятником, всё равно пытается расположить линию, соединяющую центр тяжести (обозначен красным) и центр приложения подъемной силы (точка подвеса, обозначен синим), параллельно этим векторам
Не очень корректная схема. С чего вдруг проекция сылы тяги РВ приложена к ЦТ(очень частный случай)? А что будет если её приложить к подвесу? По-моему наглядней рассмотреть моменты.
Re: Центр тяжести
Добавлено: 01 дек 2009, 13:20
12345
Стабильный горизонтальный полёт
В стабильном горизонтальном полёте, точно так же как при висении, вертолёт стремится к положению, в котором вектор, соединящий центр тяжести и точку подвеса, параллелен векторам суммарных сил. Поэтому положение центра тяжести является одним из основных элементов определяющих положение фюзеляжа вертолета по отношению к набегающему потоку как показано на следующей диаграмме
Тут совсем ничего не понятно, т.к. ни одной силы не изображено и почему ЦТ в ГП находится позади подвеса понять сложно.
В заключение расскажу ка я сказку. Все совпадения совершенно случайны и не намерены ...
То что друг заметил проблему только на выравнивании, говорит о том что ещё не очень перецентрован

А так можно развалить вертолёт на снижении и особенно на авторотации задолго до выравнивания. Вопрос - почему?
Re: Центр тяжести
Добавлено: 01 дек 2009, 17:47
Misha
12345 писал(а): А так можно развалить вертолёт на снижении и особенно на авторотации задолго до выравнивания. Вопрос - почему?
Почему, Игорь?
Re: Центр тяжести
Добавлено: 01 дек 2009, 18:09
12345
Misha писал(а):12345 писал(а): А так можно развалить вертолёт на снижении и особенно на авторотации задолго до выравнивания. Вопрос - почему?
Почему, Игорь?
Выдержу паузу

Re: Центр тяжести
Добавлено: 02 дек 2009, 00:31
lt.ak
Прежде всего спасибо за конструктивную критику ...
Для начала я отвечу несколько обще и коротковато.
При написании этих опусов я ориентируюсь на читателя, которого я представляю себе курсантом или недавно получившим лицензию пилотом, с гуманитарным или, по сути, давно забытым техническим образованием. Который(-ая) готов(-а) потратить некоторое время на понимание происходящих процессов, но не в объеме требуемом от инженеров. То есть им достаточно первого приближения, утрированных примеров и доступных (пусть и не совсем корректных) аналогий.
В то же время тяжело найти баланс между сложностью и точностью изложения, и возможно с маятником я всё-таки несколько "перегнул палку" в сторону простоты и доступности аналогии с маятником. Но как вы возможно заметили, нигде в моём изложении я по сути не использую эту "аналогию" для объяснения динамики поведения вертолёта.
Об опасностях и нежелаемых последствиях я вроде написал или что то иное имеется в виду ? ...
Ну а сказка, как известно, ложь ...
Более детально ваши замечания я прокомментирую чуть позже (как выпадет минутка-другая) ...

Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 18:08
Clipper
12345, здравствуйте.
Пауза у Вас какая - то длинная.
Ответте, пожалуйста, Misha - очень интересно.
Спасибо!
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 20:04
Jan
А можно схемку - почему перегруженный вертолет (читай - со смещенным за пределы ЦТ) на режимах от 85 до 65 узлов пытается развалиться в полете, входя в продольный резонанс, особенно если педалями крутануть? А то - ощутить - ощутил, а вот понять - не могу..

Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 20:23
12345
Пардон, забыл совсем.
Jan, в твоём случае речь идёт в первую очередь о запредельной передней центровке. Перегруз только понизил резонансную частоту. Попробую без схемки.
Что пытается сделать вертолёт при опускании шага? Опустить нос. Что делает пилот? подтягивает ручку к себе. При запредельной передней центровке запаса хода ручки недостаточно и втулка НВ начинает бить по упорам, что на фоне подушек редуктора несоответствующей жёскости привело к развитию резонанса. Попытка сперепугу перейти на РСНВ только усугубит ситуацию, дальше ты всё знаешь. Единственный выход - снижение с минимально возможной вертикальной скоростью. Вывод: считайте центровку или как минимум имейте о ней представление.
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 20:39
Misha
12345 писал(а):Единственный выход - снижение с минимально возможной вертикальной скоростью. Вывод: считайте центровку или как минимум имейте о ней представление.
Ну да, несущий винт загружать надо. Помнится, дотошный Helimobil даже информписьмо от Робинсона на сей счет находил...
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 21:30
Jan
Осталось схемку нарисовать. А то сердцем чую, а умом не понимаю.

Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 21:31
lt.ak
Jan писал(а):Осталось схемку нарисовать...
и не надо смотреть в мою сторону ...

... я ещё 12345 ответ на комментарии должен ...
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 21:40
Jan
Не буду..

. Но кто же еще?
Ладно, хотите упрощения - давайте упрощенно.
Ситуация.
Смещение ЦТ вперед, что неизбежно возникает при перегрузе и при ручке ГШ, двинутой вниз (разворот, снижение скорости полета - что угодно).
Эффект - продольный резонанс с частотой в 2-4 Гц. Причем отнюдь не затухающий.
Лечится - загрузкой НВ .
Запрещено - попытка перехода на авторотацию (кстати, именно это возникает в качестве видимого выхода).
Причина - биение упоров по втулке НВ, плюс старые подушки редуктора.
Не понял фразы - "перегруз снизил частоту резонанса". Влияние на гармонику прямо не прослеживаю.
Также не понял, почему после упомянутого эффекта, уже без перегруза, эффект возникал постоянно? А все прошло после замены тяг автомата перекоса? Их так сильно размолотило во время резонанса?
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 22:12
12345
Jan писал(а):
Также не понял, почему после упомянутого эффекта, уже без перегруза, эффект возникал постоянно? А все прошло после замены тяг автомата перекоса? Их так сильно размолотило во время резонанса?
Ещё раз - не перегруз, а перецентровка. Эффект повторялся при запредельной (>2`) передней центровке. Прошло после замены подушек и соблюдения параметров центровки.
Re: Центр тяжести
Добавлено: 17 фев 2010, 22:44
Jan
У меня чуть иначе было, но физику процесса не понял. Серьезно. Рисунок хочу

.