lt.ak писал(а):несколько примечаний со стороны ... довелось мне в сентябре полетать в Российском небе и соответственно пообщаться с диспетчерами ... после родных мне пенатов где "сидишь на кнопке" и ловишь малейшую паузу в эфире что бы с пулемётной скоростью доложиться, а затем выслушиваешь свой позывной в непрерывном потоке звуков, в России очень расслаблено - в районах обычно не более двух бортов (или групп бортов) работающих в эфире ...
Ну, не совсем так. Побывайте на пункте диспетчера МДП чуть меньше, чем средней интенсивности и вы поймете, что диспетчер - ещё та балаболка.
На примере Новосибирского МДП могу сказать, что если за 12 часов его работы в зоне обслужено более 35 ВС, то это означает, что диспетчеры двух смен в течение этого периода не смогли даже встать с кресла, чтобы попить чаю или кофе, п.ч. у них рот не закрывался вообще (разговоры с экипажами, смежными ДП, зональным, метео и пр.).
Если же послушать эфир, то кому-то из экипажей могло показаться, что они в воздухе совершенно одни, п.ч. связь осуществлялась через ретранслятор.
lt.ak писал(а): если диспетчер заговорил то это скорее всего с тобой ... кстати в большинстве случаев им не нужно было больше чем докладов о проходе плановых точек и расчётном времени на прихода на следующую и всё было очень доброжелательно ... хотя было несколько случаев вызвавших некоторое недоумение ... например в одном случае диспетчер залез в не совсем свой эфир нравоучительно требуя бортовые номера ...
???
Не понимаю, как он мог влезть? Вы что, всерьез думаете, что диспетчер так же, как и Вы, прыгает по частотам? У него тангента, нажал ее пальчиком и ты в эфире. И (если это стандартный блок) максимум пять кнопочек, которые он может переключить. Из них задействованы (скажу по секрету

)всего три: основная частота пункта, резервная частота, аварийная частота.
lt.ak писал(а):затем в эфире сделал ошибку ... через минуту понял и поправился ... было несколько забавно слышать как сразу после этого поменялся его снисходительный (или как там переводиться condesending) тон на нормальный ...

... ещё наверное из проблем это почти отсутствие связи на границах зон ...
Это не вина диспетчера. Бедненькая у нас страна. Территорией богатенькая, ресурсами богатенькая, а вот с технической оснащенностью не повезло. Поэтому вот и используются напропалую совсем не авиационные виды связи ("я достаю из широких штанин" - СМС'ка, "звонок другу" по мобиле и пр.), а так-же вынужденные отклонения (экипаж "подпрыгивает", чтобы доложиться, потом молча снижается до нужной ему высоты).
lt.ak писал(а): было также пару раз требование расчитать время до населённого пункта а не до точки в плане ... сначала это несколько озадачило учитывая сколько там этих буковок но потом я подумал что это скорее всего где нибудь на границе зон в районе планового маршрута где они быстро и обнаружились ...

Ну, если раньше входили в зону и выходили из нее в строго установленных точках (за исключением "внетрасса", перечень оснований которых был ограничен), то сейчас можно сказать, что где угодно, только не точках на картах, имеющих пятибуквенные позывные...

от этого и гемор. РЛК-контроля у диспетчера нет, точка в плане в чужой зоне ответственности, нужна она диспетчеру лишь в плане общей информации, да загрузить моск соседу. А где Вас передавать прикажете? Вот и приходится диспетчеру искать деревеньку поблизости и к ней привязываться.
Т.ч. это скорее уж Ваша недоработочка - подавая план, вы же даете время входа в ту или иную зону УВД. Точно также моно указывать и точки входов и выходов - чем тщательнее подойдете на стадии подготовки (во время подачи плана), тем меньше гемора в воздухе. Дали расчет плановой точки, диспетчер посмотрел на нее и, увидев, что она находится на рубеже приема-передачи со смежным ДП, пьет вместе с вами пьянящий воздух эфирного молчания...