nikmsu писал(а):Есть - "частники" (ГА) на Як-52. Встречаются, хоть и редко.
Все нижесказанное справедливо при одном условии: ЕСЛИ МЫ ГОВОРИМ О САМОЛЕТНОМ СПОРТЕ.
Нужно отличать самолетный спорт и пилотаж. Это не есть одно и то же. Поэтому никакие частники тут не канают. (я сам частник). Частники могут вас "прокатить" (легитимно или нет - дело десятое) и даже фигуры пилотажа показать, но к самолетному спорту это никакого отношения не имеет. Также как любой водитель машины с удостоверением вас может прокатить на своей машине, и даже показать полицейский разворот, и даже научить его делать, но это вовсе не значит, что завтра вас допустят к соревнованиям по автогонкам.
Как и в любом спорте, в самолетном есть международная федерация - FAI. в отличии от некоторых других видов спорта (например бокс) эта федерация единственна. Т.е. не может быть двух чемпионов мира по разным версиям - чемпион один.
Эта международная федерация состоит из национальных федераций. В России это Федерация самолетного спорта РФ. Именно она решает кто из национальных спортсменов будет защищать честь страны.
Так уж исторически сложилось, что в России, да и во всех странах бывшего СССР, национальные федерации тесно связаны с организацией именуемой ДОСААФ. Правоприемница которой в России - РОСТО. В Украине - ТСОУ (товарыство спрыянню обороны Украины)

.
Почему так? Да потому что самолеты, аэродромы, и прочая ифраструктура принадлежала и пока продолжает принадлежать бывшему ДОСААФу. Хотя некоторые телодвижения по этому вопросу делаются и в России и в Украине. Но пока так.
Организация РОСТО проводит обучение только по программе обучения, как наверное любое учебное заведение. Раньше, при СССР, обучение было бесплатным, теперь в Украине к примеру за деньги. Но в России, я слышал, ГДЕ ТО это продолжает (может далеко не везде) быть бесплатным. Другое дело как теперь обучает, но оставим это за рамками данного ликбеза по самолетному спорту.
Программа обучения состоит из теории и практики. Теория состоит из таких дисциплин как: Воздушное право, эксплуатация воздушных судов и силовых установок, Эксплуатация авиационного и радиоэлектронного оборудования, подготовка и выполнение полета, человеческий фактор, авиационная метеорология, воздушная навигация, екплуатационные процедуры, практическая аэродинамика, правила ведения радиосвязи и фразеология радиообмена, авиационная безопастность.
Программа практики это КУЛП - курс учебно- летной подготовки. Где четко, последовательно описан весь процесс: сначала столько то минут ознакомительный полет, потом столько то полетов по кругу, на таком то часу курсант может вылететь самостоятельно, затем обучаем фигуру штопор и делаем ее столько то раз..... Ну и так далее.
Конечно, учитывая сегодняшние реалии, допускаю мысль (это мягко сказано), что НЕКОТОРЫЕ организации РОСТО "на местах" несколько херят эту программу. Что я имею ввиду: Ну.... если при словах "теоретическая подготовка" у вас возникает ассоциация, что вы сидите за партой и учитель вам на доске раскладывает векторы сил действующих на крыло самолета, объясняя происхождение подъемной силы.... В жизни это не так. Тот же инструктор по летной подготовке в перерывах между полетами, или вечером за рюмкой чая лениво отвечает вам на ваши вопросы по теории или практике, и чем больше у вас вопросов, тем больше он нервничает почему то. Почему? не знаю
Тем не менее отправляя вас на соревнования любого ранга, начальник клуба ОБЯЗАТЕЛЬНО впишет вам в летную книжку слова: прошел программу обучения по такому то году, допущен к участию в соревнованиях по такой то лиге. и поставит штук 10 больших печатей на разных страницах. И выдаст удостоверение пилота-спортсмена РОСТО.
Спрашивается, какой частник это сможет сделать?
А на соревнованиях существуют мандатная и техническая комиссии. Мандатная комиссия обязана проверить все ваши документы на соответствие положению о соревнованиях, в котором четко и ясно написано какие именно человеки имеют право участвовать в соревнованиях: спортсмены, прошедшие подготовку подготовку и допущенные к выполнению пилотажа по программе такой то лиги, имеющие разряд не ниже такого то, перерыв в полетах не более 10 дней, налет не менее 15 часов за предыдущие 6 месяцев...... и так далее.
Какой частник присвоит вам спортивный разряд?
Техническая комиссия допускает самолеты к участию к соревнованиям. А как она допускает? Да очень просто. Проверяет соответсвует ли ВС нормативным документам все того же родного ДОСААФ. Поскольку других просто нет. (кстати, нормативные документы ДОСААФ и завода изготовителя несколько отличаются, по крайней мере у нас в Украине). Нет, вы конечно можете прилететь на своем ЯК-52 и участвовать в соревнованиях на нем. НО!!!! Это должен быть именно ЯК-52, а не какой нибудь ЕЭВС, пусть даже он отличается от него только тем что вы установили ГПС. На нем должны быть выполнены все регламенты, все записано в формуляры. Дело это непростое, но вполне возможное.
Суммируя сказанное, выскажу мнение, что если вы решили заняться самолетным спортом (а не пилотажем как таковым), то единственная дорога приведет вас в РОСТО.
А как же за границей? - спросите вы. Там ведь люди тоже занимаются самолетным спортом, участвуют в соревнованиях и нет там никакого ДОСААФа и спортивных разрядов. Да действительно это так. Но там обучение могут проводить только инсы со специальной лицензией. Есть ли там программа? Не знаю, не дошел пока до этого уровня. Знаю, что есть отборочные чемпионаты которые проводятся национальными федерациями, наверняка есть и определенные требования к самолетам и участникам. Знаю, что самолеты у них личные а не государственные (ДОСААФовские), поэтому федерация никак не связана с организацией владеющей авиатехникой.
У нас в Украине только-только вводится такая лицензия инструктора, которая выдается минтрансом Украины, а не организацией ДОСААФ. В России об этом не слышал.
И еще: знаю точно, что частников со своими самолетами зарегистрированными КАК ТИП в Украине точно нет. Думаю что нет их пока и в России. Есть частники с ЕЭВСами. Эти самоли не для коммерческого использования, в том числе обучения. И уж поверьте на слово, редко-редко какой частник согласится вам дать свой самоль для обучения, тем более обучение пилотажу. Обычно это люди достаточно состоятельные, деньгами их заинтересовать сложно. А риск потерять любимую игрушку достаточно велик.