Ох, как здорово мы отпраздновали день рождения Сергея!
Пока он отдыхал от нас в кругу семьи, нами был совершен короткий, но интереснейший маршрут: наш вертодром - верт.площадка в городе - аэропорт (настоящий! взаправдашний! не понарошку! - с экскурсией к диспетчерам!) - верт.площадка в городе - вертодром. Эмоции не помещаются в тару разумного размера, поэтому щедро расплескиваю их тут:
1.
Составление штурманского плана затруднений не вызвало. Т.е. расстояние, время, топливо, частоты, место перехода на другую частоту - все понятно. Споткнулась на нумерации полосы аэродрома - 23 и 05, какая в какую сторону идет. Да еще одна полоса может быть и правой и левой в зависимости от того, с какой стороны к ней подходишь! На свою беду, в пилотской комнате пил кофе не улетевший пока опытный волк - его-то я и поймала. Впилась в него со всем энтузиазмом новичка, спасибо ему, что не сопротивлялся, а отвечал, да еще с примерами из жизни.
Вывод: подробно изучать описания ближайших аэропортов...
А еще был предполет в компании с инженером вертодрома.. Он добавил еще с десяток пунктов, которые я теперь тоже буду отслеживать. Он тоже привел примеры из жизни. Откуда бы я о них узнала?
Вывод: Общаться с опытными пилотами! Они - кладезь наиполезнейшей информации! И с механиками/инженерами тоже!
2.
Радиообмен - никакая теория не помогает, нужна практика. Чувствовала себя попугаем, стукнутым по голове большой деревянной ложкой: я не то что не могла сама сформулировать сообщение диспетчеру (надо сказать, очень деликатному и терпеливому!), я даже не всегда могла повторить то, что мне суфлировал сидящий слева Создатель. Вот цитировать страницами Евгения Онегина или басни Крылова пачками - пожалуйста. Даже стих написать - запросто. А это "...визуальный заход на ВПП 05 разрешен, дыр-быр, тыр-выр, хрю-хрю, кря-кря, ХХХ!" Мой филологический мозг протестовал и желал общаться красивыми сложноподчиненными предложениями. Так это еще Создатель сам частоты переключал! Если бы
и это я должна была делать - распалась бы на молекулы прямо в вертолете, не добравшись до стоянки в аэропорту...
Вывод: слушать реальный радиообмен, благо есть ресурсы в интернете.
3.
Приземление на городскую площадку - сложностей нет, если знаешь, где она. Я вроде бы знала: карту смотрела, маршрут планировала. Но с воздуха оно оказалось совсем не такое, как ожидала. Заход на нее - прямо с русла реки! Указующий перст Создателя и спокойное: "Смотри, там ЛЭП. Если на 2-й круг уходить, то заранее". Я: "Не хочу на ЛЭП!" (это вопит парапланерное прошлое, в котором провода были одной из самых страшных страшилок). Создатель голосом Этуша из "Кавказской пленницы": "Сам нэ хачу, э!" Сели без сложностей.
Вывод: постоянно улучшать навык построения глиссад и посадки. Заранее и очень подробно изучать карту.
4.
Приземление в аэропорту. Тут можно писать долго. Основное:
- прониклась уважением к труду диспетчеров; у них выматывающая, ответственная работа с множеством невидимых нам рутинных задач;
- поняла, насколько безответственно сейчас "просто летать" на всех "тряпколетах" (так СЛА называют диспетчеры). 10 лет назад еще можно было, но сейчас - это такая рулетка...
- см. п. 2.
- ВПП эти просто кошмар, надо разбираться...
Все усугублялось пониманием, что тут, вот прямо тут заходят на посадку всякие там Боинги и Эйрбасы, а это вам не дельтаплан-стропорез...
Выводы: Заранее и очень подробно изучать карту и всю инфу об аэродроме. Радиочастоты, круги, ВПП, высоты, РД, перрон и пр.
Обратно видимость была хуже: дым от горящего камыша стелился по земле, а мы летели еще против солнца...
Но это было так здорово!
Итак,
выводы:
Добросовестная подготовка к полету - залог нормального полета. Изучать карты. ИЗУЧАТЬ. Да.
Авиационный английский (на перспективу). Каков бы он хороший разговорный ни был - не понять быстрые рубленые фразы диспетчера. Учить. Да.
Налет. Летать! ДА!