Кстати, по просьбе Malabar'a я попробовал на Диксоне выяснить возможность посадки По-2 и Як-12. Посадка без проблем, а вот автомобильного бензина, Саш, вы там не найдете. Там, оказывается, каждая организация завозит его для своих личных нужд. Ребята на аэродроме сказали, что не видят ни малешего шанса вам заправиться. Взял координаты начальника аэродрома и Витиного товарища Володи - могу скинуть в личку. Но надежнее, мне кажется, попробовать через Виктора Михайлова АКА Vic-to-r.
Итак, после взлета с Диксона мы взяли курс на Север, на аэродром острова Средний архипелага Северная Земля (UODS). По пути произвели короткую посадку на острове Тройной (метеостанция Известий ЦИК) для передачи зимовщикам-метеорологам посылок с Большой Земли. Без приключений к концу дня достигли острова Средний, где и заночевали на пограничной заставе.
По пути на Средний мы с Димой впервые в жизни увидели во льдах белую медведицу с двумя медвежатами и сделали несколько снимков. Летевшие в Ми-8 другие участники экспедиции потом страшно нам завидовали. Оказалось, медведи боятся вертолета. Медведица бросила на хрен медвежат и стала убегать. Мы подсели к медвежатам, и Дима вылез со своим айфоном их снимать. При этом мы точно не знали, как далеко находится медведица (обзор закрывали торосы выше человеческого роста), но я был готов взлететь и отгонять ее вертолетом.
Через день на Земле Александры мы получили строгий выговор с занесением от директора Национального парка "Русская Арктика" за то, что пугали медведей - и нам стало стыдно. Мы стыдились до тех пор, пока не узнали, как "гуманно" этот сукин сын и его подчиненные сами обходятся с белыми медведями - но об этом в свое время... За день 4 апреля пройдено 1,630 км за 9.1 часа полетного времени.
Полярная станция на острове Голомянный (архипелаг Северная Земля). Здесь живут муж с женой уже больше 20 лет. Одного сына вырастили, сами осваивая с ним школьную программу. Потом он слетал на Диксон, сдал экзамены за среднюю школу и теперь отлично учится в Одесском институте. Второй сынишка лет шести тоже уже начал осваивать курс средней школы
Самолеты у ВПП аэродрома острова Средний
Наутро после взлета мы взяли курс на Запад, на архипелаг Земля Франца-Иосифа. По пути, примерно в середине между двумя архипелагами, совершили короткую посадку на метеостанцию острова Визе для передачи посылок зимовщикам и продолжили путь.
Остров Визе. Обрывистый берег каждое лето уезжает в океан, наступая на полярную станцию...
Мы пересекли всю Землю Франца-Иосифа с Востока на Запад, острова оказались удивительно красивыми.
Вообще, до этого полета я не предполагал, что Арктика так разнообразна. Мне казалось, я попаду в бескрайнюю белую равнину, однообразную и без признаков жизни. Я был потрясен увиденным, и каждый час полета открывал мне новые восхитительные виды. Мы видели огромные торосы из голубого и бирюзового льда и не могли даже примерно представить силу, нагромоздившую эти сотни тысяч или миллионы тонн; любовались высокими отвесными стенами ледников, сползающих с островов в море, и айсбергами, которые прежде были частью этих ледников. Мы фотографировали огромных вальяжных моржей с толстыми бело-желтыми клыками и китов, всплывающих на поверхность подышать воздухом; нерпу на льду и белых медведей, поджидающих нерпу у лунок-«продухов»... А как красиво подсвечиваются стены ледников не заходящим за горизонт Солнцем, как красиво само Солнце над горизонтом с эффектом вертикального Гало (световой столб)... В общем, планета наша прекрасна не только на Гавайях или в Гранд-Каньоне, Арктика – одна из жемчужин в ожерелье Природы. Удручает только, что эта жемчужина сильно загажена человеком: на многих островах лежат бочки из-под топлива, брошенная техника, разбившиеся когда-то самолеты – и все это копится в течение последних примерно ста лет. Лишь недавно наши руководители озаботились проблемой очистки Арктики, но я слышал только об обсуждениях – о конкретных делах ничего. По крайней мере, признаков работ по уборке отходов «покорения человеком» этих мест я не заметил.







Уже к обеду мы благополучно приземлились на военном аэродроме «Нагурское» на земле Александры, где нам и предстояло выполнить работу в интересах экспедиции. За день мы прошли совсем немного, около 870 км за 4.2 полетных часа – и занялись сортировкой вещей и подготовкой к вылету к месту закладки радиобуев. Однако, логика принятия военных решений иногда отличается от наших представлений. Командир эскадрильи Ми-8 сообщил нам, что завтра, 6 апреля, решением командования они не летают. Поскольку решения командования на нас не распространялись, я подал через Москву флайт-план, и на следующий день мы с Олегом Проданом и оператором Антоном Ждановым совершили «разведывательный» вылет на самую северную точку Евразии – мыс Флигели острова Рудольфа. Недалеко от этого мыса нам вскоре предстояло под многочисленными телекамерами выполнить главную и единственную задачу экспедиции - заложить три радиобуя на дрейфующие льды. По пути на Рудольфа и обратно мы осмотрели еще несколько островов и, кстати, убедились в том, что карты в навигаторах Гармин не всегда правильно отображают их очертания и рельеф. За этот день мы налетали 3.3 часа и прошли 486 км.