Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Добавлено: 13 фев 2015, 22:56
По просьбам читателей допишу продолжение, простите за оффтоп. Оно слегка прозаичнее.
Немного теории о Ту-154. Эмка в отличии от Бэшки имеет двигатели Д-30КУ. Они значительно экономичнее НК-8(вместе на тонну в час в полете), но капризней в работе - более напряженная газодинамика. Один из недостатков - большие обороты на режиме МГ и соответственно большая тяга. На рулении самолет быстро разгоняется и приходится постоянно подтормаживать, что грозит перегревом тормозов. Поэтому РЛЭ разрешает на рулении для гашения скорости использовать малый реверс двигателя(реверс при работе двигателя на режиме около МГ), хотя на практике он используется редко. На абсолютном большинстве пассажирских самолётов такая операция прямо запрещена, а минимальная скорость выключения реверса на посадке ограничена. А здесь такая лазейка! В общем мысль, высказанная первоначально бортинженером, теоретически проста - а не вырулить ли нам на реверсе? Но возникает немало скользких вопросов:
- Малый реверс - это работа двигателя с раскрытыми створками реверса на малом газе. О том, чтобы сдвинуть даже 80 тонн полупустого самолета не может быть и речи.
- Если увеличивать тягу то до каких оборотов? Есть риск заброса температуры при работе реверса на нулевой скорости. Всё же задержать рейс и подождать водило или спалить двигатель - немного разные статьи .
- Не дай бог какая-нибудь бяка поднятая с земли залетит в двигатель или улетит в стеклянную стену терминала. Или просто вылетит стекло от реактивной струи. Не понятно что из этого набора хуже.
- Ну и наконец как к этому отнесутся собственно хозяева?
Осложняет дело то, что ни одного такого случая никому из нас не известно. Даже по слухам. Все вспоминают про Ил-76 или Ан-74 и прочую военную экзотику на военных же аэродромах. А тут Туполь у терминала.
Ночевка мне нравится гораздо больше. Я даже согласен не ехать в парк развлечений. Однако москвич цепляется за эту теоретическую возможность как за последнюю соломинку. Обещает договориться с японцами. Идем смотреть окрестности. Площадка имеет едва заметный уклон в сторону рулёжки, что вселяет оптимизм. Звоним домой техническому директору. Каждый высказывает свои за и против. Тот звонит генеральному (еще бы, косяк за его службой). В итоге разрешение получено. Ответственность конечно не снята, но хотя бы поделена.
С подачи представителя объясняем японцам, что выруливание на реверсе для нас обычное дело, водила у нас деревянные и в дефиците, и вообще по аэродромам медведи ходят. Надо отдать должное азиатскому менталитету - истерик не было. Обговорили процедуры. Получили даже отпечатанный на бумаге план радиообмена. Убрали все незакреплённые предметы вокруг стоянки. Ну с богом!
Загружаем все сорок невозмутимых персон в первый салон. И никто не прётся во второй с воплем "мне надо, там же пусто!" Закрываем двери, отгоняем трап. Запрашиваем запуск. Запускаем первый и третий. Напротив самолёта на крыше терминала уже собралась толпа. С чего бы это? Её немного разгоняют от центра как раз под реактивные струи. Запрашиваем руление на РД. Я снова смотрю на своё отражение в зеркальной стене. Поехали... Медленно вытягиваю рукоятки реверса на себя. Загорается табло "створки реверса". Больше ничего. Продолжаю тянуть. 75 процентов. Ничего. 80. самолет начинает подрагивать. Инженер напряженно следит за температурой. 82. Откуда-то в воздухе появляется пыль. 84. Никакой реакции. Но люди на крыше отбегают подальше. 86. Температура предательски растёт. 88. Самолёт трясётся как припадочный, а в вибрирующих стёклах напротив уже не видно отражения. Неужели всё зря? 90. Это уже почти номинал... Пошла! Отпускаю РУР на малый реверс, а самолет легко катится назад. Теперь главное не трогать тормозные педали. Выключаем реверс и еще немного проехав останавливаемся. Дело сделано. В кабине раздаётся дружный вздох облегчения. Однако волнительный процесс...
Запускаем второй двигатель. Дальше по плану.
Вторым рейсом полетела Тамагоча (214-й), так что все наши подарки достались им. Но когда мы прилетели в заключительный раз, представитель встречал нас как родных.
Немного теории о Ту-154. Эмка в отличии от Бэшки имеет двигатели Д-30КУ. Они значительно экономичнее НК-8(вместе на тонну в час в полете), но капризней в работе - более напряженная газодинамика. Один из недостатков - большие обороты на режиме МГ и соответственно большая тяга. На рулении самолет быстро разгоняется и приходится постоянно подтормаживать, что грозит перегревом тормозов. Поэтому РЛЭ разрешает на рулении для гашения скорости использовать малый реверс двигателя(реверс при работе двигателя на режиме около МГ), хотя на практике он используется редко. На абсолютном большинстве пассажирских самолётов такая операция прямо запрещена, а минимальная скорость выключения реверса на посадке ограничена. А здесь такая лазейка! В общем мысль, высказанная первоначально бортинженером, теоретически проста - а не вырулить ли нам на реверсе? Но возникает немало скользких вопросов:
- Малый реверс - это работа двигателя с раскрытыми створками реверса на малом газе. О том, чтобы сдвинуть даже 80 тонн полупустого самолета не может быть и речи.
- Если увеличивать тягу то до каких оборотов? Есть риск заброса температуры при работе реверса на нулевой скорости. Всё же задержать рейс и подождать водило или спалить двигатель - немного разные статьи .
- Не дай бог какая-нибудь бяка поднятая с земли залетит в двигатель или улетит в стеклянную стену терминала. Или просто вылетит стекло от реактивной струи. Не понятно что из этого набора хуже.
- Ну и наконец как к этому отнесутся собственно хозяева?
Осложняет дело то, что ни одного такого случая никому из нас не известно. Даже по слухам. Все вспоминают про Ил-76 или Ан-74 и прочую военную экзотику на военных же аэродромах. А тут Туполь у терминала.
Ночевка мне нравится гораздо больше. Я даже согласен не ехать в парк развлечений. Однако москвич цепляется за эту теоретическую возможность как за последнюю соломинку. Обещает договориться с японцами. Идем смотреть окрестности. Площадка имеет едва заметный уклон в сторону рулёжки, что вселяет оптимизм. Звоним домой техническому директору. Каждый высказывает свои за и против. Тот звонит генеральному (еще бы, косяк за его службой). В итоге разрешение получено. Ответственность конечно не снята, но хотя бы поделена.
С подачи представителя объясняем японцам, что выруливание на реверсе для нас обычное дело, водила у нас деревянные и в дефиците, и вообще по аэродромам медведи ходят. Надо отдать должное азиатскому менталитету - истерик не было. Обговорили процедуры. Получили даже отпечатанный на бумаге план радиообмена. Убрали все незакреплённые предметы вокруг стоянки. Ну с богом!
Загружаем все сорок невозмутимых персон в первый салон. И никто не прётся во второй с воплем "мне надо, там же пусто!" Закрываем двери, отгоняем трап. Запрашиваем запуск. Запускаем первый и третий. Напротив самолёта на крыше терминала уже собралась толпа. С чего бы это? Её немного разгоняют от центра как раз под реактивные струи. Запрашиваем руление на РД. Я снова смотрю на своё отражение в зеркальной стене. Поехали... Медленно вытягиваю рукоятки реверса на себя. Загорается табло "створки реверса". Больше ничего. Продолжаю тянуть. 75 процентов. Ничего. 80. самолет начинает подрагивать. Инженер напряженно следит за температурой. 82. Откуда-то в воздухе появляется пыль. 84. Никакой реакции. Но люди на крыше отбегают подальше. 86. Температура предательски растёт. 88. Самолёт трясётся как припадочный, а в вибрирующих стёклах напротив уже не видно отражения. Неужели всё зря? 90. Это уже почти номинал... Пошла! Отпускаю РУР на малый реверс, а самолет легко катится назад. Теперь главное не трогать тормозные педали. Выключаем реверс и еще немного проехав останавливаемся. Дело сделано. В кабине раздаётся дружный вздох облегчения. Однако волнительный процесс...
Запускаем второй двигатель. Дальше по плану.
Вторым рейсом полетела Тамагоча (214-й), так что все наши подарки достались им. Но когда мы прилетели в заключительный раз, представитель встречал нас как родных.