Греция. День 6.
Полюбившаяся нам точка RODIP, как следует из ее названия, находилась глубоко в Родопских горах, где-то на 4500 фт и была плотно закрыта грозой. Я хоть и требовал от второго экипажа неукоснительно следовать над ней, сам боязливо жался к болгаро-турецко-греческой границе заметно южнее. Второй экипаж множественно шел на точку, пока не перешел на приборный полет, попав в сильнейший дождь, так и не дойдя до RODIP. Уверен, это совершенно никого не интересовало - болгар мы не слышали, а грекам было точно все равно.
В греческом аэропорту Кавала LGKV нас умудрились обслужить и заправить за 40 минут. Не следует думать, что тамошние хендлеры и заправщики участвуют в каком-либо соревновании и борются за переходящий вымпел - просто по НОТАМу у них начинался обед, а мы им слегка мешали к нему приступить. Обед, кстати, длительностью ровно 3 часа.
Будучи замшелыми атеистами, мы, разумеется, не могли, пролетая мимо, не посетить полуостров Афон со всеми его 20 православными монастырями. Несколько телефонных звонков, один мейл, и в нашем распоряжении русскоговорящий гид и разрешение на посадку на футбольной площадке города Уранополис. Это ближайший населенный пункт к «Автономному монашескому государству Святой Горы», над которым установлена запретка, которое имеет свою границу, пограничников, выдает свои визы и всячески иначе затрудняет жизнь путешественникам.
Однако многочисленные эмигранты из Харькова и других исконно греческих провинций СССР давно установили тесные рабочие отношения с греческими монахами из греческих же монастырей Лавра, Ватопед, Ставроникита и подчиненных им скитов и келий. Поэтому в нашем распоряжении была лодка от Уранополиса до пристани Дафна возле русского монастыря, два джипа с монахами за рулем для преодоления непроходимых зарослей и бездорожья полуострова. Ну и для трапезы в ските чем бог послал, разумеется.
Следует отметить, что практически все монахи в единственном уцелевшем русском Пантелеимоновом монастыре, изображенном на фотографиях - выходцы с ЗАПАДНОЙ Украины. Исключительно недружелюбные, в отличие от греческих монахов.
Еще одна примечательная деталь - наш гид, выходец из Харькова, бывший военный инженер, пришел в неописуемый восторг, узнав, что мы прилетели к нему прямо с Новой Земли - он там несколько месяцев работал, испытывал баллистические ракеты.
Полагая, что парковать на ночь борта на городском футбольном поле недальновидно - вдруг уранопольские мальчишки соберутся утром в футбол играть? - мы приземлились на соседней лужайке, со всех сторон окруженной грунтовыми дорогами. Однако вечером, возвращаясь с полуострова Святой горы, еле отбившись от настойчивых уговоров греческих монахов заночевать после трапезы у них в ските, мы вдруг подумали, что негоже оставлять борта на проселочной дороге вот просто так. Бывший испытатель баллистических ракет и тут пришел на помощь, организовав на всю ночь охранника за гуманные 100€. Забирая из бортов чемоданы и сумки, мы познакомились с охранником, который приехал с другом и заявил, что один охранять не будет, тк небезопасно. Поэтому надо бы 200€ приготовить. Был немедленно послан, угрозы нашего перемещения на огороженную живой изгородью футбольную площадку на него подействовали, он затребовал 150€. Но был повторно послан. Пока мы грузили вещи в такси, он согласился на 100€, но сказал, что приступит к дежурству после короткого перерыва на ужин. Через 2 часа, нагрянув с неожиданной проверкой, мы, разумеется, никого на посту не обнаружили. И только утром выяснили, что в футбол в такую жару никто тут не играет.
Греция 2. Дни 7 и 8.
Не сомневаюсь, многие помнят наш отчет о посещении Турции/Греции в мае этого года, где отмечалось, что для прилета в любой греческий аэропорт надо сначала попросить разрешения у Airport Aurhority, параллельно выбрав хендлера и сообщив его название этой самой authority, а можно сразу связаться с полюбившимся хендлером, сообщить ему о своем желании и доверить всю рутину профессионалам.
Любимый нами в Греции хендлер Swissport присутствует почти в каждом аэропорту почти на каждом острове, но найти его координаты можно только в АИПе искомого аэропорта, тк центральный офис, обслуживающий все 2000 островов и сам находящийся на полюбившемся Mishe острове Крит, имеет обыкновение никогда не отвечать на имейлы. Но любим мы его не за это, а за то, что он всегда берет 25€ с борта за хендлинг, если предъявить ему членскую карточку АОПА.
В общем, в АИПе аэропорта Корфу LGKF никаких контактов хендлера не оказалось. А нам надо было в этот аэропорт, потому что второй наш экипаж именно на Корфу мечтал воссоединиться с отдыхавшей там семьей. Семья к этому времени уже порядком устала там отдыхать и слезно просила забрать ее куда угодно. Наслушавшись рассказов про чудеса, творимые на Афоне, про обретение икон и их самостоятельные перемещения из одного монастыря в другой, я, каюсь, положился на провидение и заказал на Корфу только топливо. Ну и план подал, как и полагается для любого ПВП полета в Греции. Подумал, что этого вполне достаточно, но молиться не стал, так как не умею.
Заходя в CTR аэропорта Корфу, впервые в эфире услышал фразу " Cleared to Korfu airport, runaway...., report final". Что-то в этой фразе было непривычное. Еще непривычной показалась одежда маршала, руководившего нашей посадкой на перроне - это была форма песочно-бежевого цвета, яркого жилета на маршале не было.
Потом были 40 минут ожидания хендлера (думаю, по счастливой случайности приехал Swissport, мог бы приехать любой их пятерых местных), еще полтора часа ожидания заправщика, который носился на своем грузовике вокруг, всякий раз спрашивая, как я буду платить, но уезжал, не выслушав ответа, потом полчаса копания в его компьютере в его офисе в поисках "требования на топливо", полученного им от нашего топливного агента наконуне, потом час на оплату 70€ с борта вместо привычных 25€ - был предъявлен приказ по компании Swissport, где желтым маркером было выделено, что 25 тогда, когда предупредили за 24 часа. В остальных случаях - 70.
Как помнит пытливый читатель, в греческих аэропортах надо платить хендлеру за хендлинг, а Airport Authority за взлет-посадку и за пассажиров. Это два отдельных платежа в двух отдельных офисах. Явившись платить за взлет-посадку, я обнаружил злобного человека в песочно-бежевой форме. Оказалось, что олицетворение Airport Authority лично руководил нашей посадкой, поскольку мы явились в его аэропорт без разрешения в самый час пик, заняв две самых нужных ему стоянки для вертолетов, что вынудило его лично выйти на летное поле (позабыв нацепить яркий жилет), и что не позволило нам остаться на 2-3 часа на стоянках, чтобы съездить в исторический центр острова на обед. Нам было предписано тщательнее готовиться к полетам, изучая НОТАМы, в которых написано, что аэропорт Корфу требует запрашивать PPR за 48 часов до прилета. Ну как ему было объяснить, что нотам этот отлично виден в SkyDemon'e, что я его читал накануне ночью, но 48 часов терпеть не мог? Суета же, действительно изрядно наблюдавшаяся на перроне, была не только потому, что сезон, но и потому, что министр иностранных дел ОАЭ прибывал со стоявшей в соседнем заливе лодки на вертолете с немецкими номерами в аэропорт с минуты на минуту, и его встречала изрядная делегация на двух микроавтобусах.
Ничего не оставалось как подчиниться требованиям Authority и покинуть гостеприимный Корфу не солоно хлебавши.
Фактически, мы возвращались обратно на восток на небольшой архипелаг Спорады (отсюда "спорадически"), где на одном из 3-х главных островов был аэропорт Скиатос LGSK и отель, готовый у себя принять 2 вертолета, а на двух соседних островах Скопелос и Алоннисос были нанесены на карты вертолетные площадки. В этот наш греческий заезд никаких НОТАМов, запрещающих посадки вне аэродромов, не было, поэтому мы радостно приземлились в отеле на Скиатосе и заслуженно в нем пару дней постояли, слетав с обзорными экскурсиями на соседние острова.
Греция 3. День 9.
К своему большому стыду только сейчас обнаружил, что так и не дописал отчет о прошлогоднем путешествии по Европе, где был, в числе прочих, упомянут остров Панарея, расположенный ровно посередине между вулканами Этна и Стромболи.
Побывав там в прошлом году, мы познакомилсь с местным вертолетным монополистом, владеющим единственной на острове вертолетной площадкой и компанией, катающей по окрестным вулканам и красотам граждан со всего мира.
Монополист этот очень дружелюбен, контактен и всегда готов помочь советом, идеей или просто заказать номера в переполненном отеле, где "мест нет". К несчастию, на его единственном на тот момент AS350 в прошлом году вышел из строя двигатель, поэтому, затевая судебный процесс с Еврокоптером, он сидел на острове без дела и готов был с нами пуститься во все тяжкие. Наш визит был тогда совсем краток (одна ночь), монополист этого не понимал и предлагал нам устроить недельный тур по Сицилии, которую никто не видел и без вертолета увидеть не сможет никогда. Мы предложение приняли, но на этот год.
И вот уже 3 дня, пока мы нежились в Греции, телефон и мейл монополиста-панарейца беспробудно молчали.
To be continued…