Siberia писал(а):Тип здесь ни причем.
Я ни разу не летал на "живом" P2002. Летал на P92, там ремень обычный автомобильного типа. Им особо не пристегнешься. Остальное понятно.
Получается, цепочка событий, приведших к катастрофе выглядит так:
1. Ошибка медкомиссии (намеренная или случайная) приводит к тому, что человек с серьезным заболеванием сердца, который не должен был бы летать в принципе, успешно проходит ВЛЭК.
2. Перед учебным вылетом (и этим, и всеми прочими) спассистема, установленная на самолете, не расчековывается. Похоже, это стандартная практика многих авиаклубов. Никакого обучения, тренажа, инструктажа, даже элементарного просвещения курсантов на предмет использования СПС, видимо, не было. Тут можно вспомнить страх использования СПС ("страх потерять управление"), который можно объяснить только страхом несрабатывания спасательной системы или ее неэффективности (практика эти опасения не подтверждает), а также общим недоверием среди многих опытных летчиков к этой "новомодной игрушке".
3. Перед вылетом инструктор, вопреки повсеместной практике (есть на этот счет нормативные документы?), не затягивает положенным образом привязные ремни. Видимо, считая их неудобными и стесняющими движения, либо необязательными (как поступает, скажем, большинство опытных российских водителей-профессионалов).
4. Инструктор принимает решение вылететь в зону в непригодных для этого погодных условиях (нижняя кромка облаков 230-270 метров), на высоте,
в три раза меньше положенной. При этом учебный полет был
на отработку срывных режимов (!!!).
Интересно, проходила ли аттестация инструктора на знание программы обучения? Диспетчер-информатор по непонятным причинам не останавливает инструктора (тоже есть вопрос про знание диспетчером программы подготовки). При летной подготовке инструктор программе, фактически, не следовал.
Более того, комиссия заключила, что подобная практика была систематической и не считалась чем-то исключительным.
5. В полете у инструктора происходит сердечный приступ (сработал п.1!), он теряет сознание (погибает?) и наваливается всем телом на РУС (п.3). Курсанту не удается удерживать тело инструктора и одновременно управлять самолетом, малая высота и плохая видимость не дают ему времени (п.4) - сваливание и катастрофа. Спассистема зачекована и ничем помочь не может (п.2).
Классика, как в учебнике - каждый фактор изолированно не был критическим, а сложившись в цепочку они собрали свою кровавую дань.
Комиссия обнаружила еще ряд упущений в работе клуба, которые трудно отнести к избыточной бюрократии. Все есть в отчете. В нем нельзя употреблять это слово, но на форуме можно попробовать. Иначе, чем рас..дяйством всю организацию обучения и эксплуатации самолета назвать сложно.
Простите за резкое слово, надеюсь, все, кто учит других людей летать, примерит на себя и проверит, не о нем ли это сказано.
P.S. Ничего не упустил?