Разовьем темку про международные перелеты.
1. Заявку в виде Москва - Хельсинки 4 диспетчера из 5 принять , закодировать и отправить далее через свой AFTN отказались. С формулировкой "А нафига нам неприятности..".
2. 1 (!) диспетчер решился, с утра.. ближе к вечеру мне позвонили (откуда - не понял, вроде бы из ЗЦ) и провели разговор на тему того, что ".. вы же не на самом деле собрались лететь? Погода вон какая? Давайте лучше вы подготовитесь, для начала на Украину слетаете - туда попроще.. и вообще, после праздников уж тогда - чего на праздники шорох поднимать-то..". Т.е. меня плавно слили.. Но в первый же день по погоде буду подавать заявку заново.
3. У А.А. Баталова (МГУ, юрфак, кафеда "Международное воздушное право", д.ю.н. ) получены пояснения в части правового регулирования международных полетов, который подтвердил, что:
3.1. Да, в случае выполнения нерегулярных (разовых, эпизодических) полетов ФОРМАЛЬНО в соответствии со ст.5 Чикагской конвенции, каждый из ее участников соглашается, что все гражданские ВС других участников Конвенции имеют право осуществлять эти полеты на территорию или транзитные беспосадочные через территорию и совершать посадки с некоммерческими целями БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ и при условии, что государство, над чьей территорией осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки.
3.2. НО НА ПРАКТИКЕ большинство государств НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ данного положения и обусловливают полеты иностранных ВС получением специального разрешения. И имеет право пресекать подобные полеты любым способом. И что в Чикагской конвенции есть ст. 3-bis, согласно которой ".. стороны признают, что в подобных ситуациях должны воздерживаться от применения оружия с целью избежания ЧЖ". Это было добавлено после сбитого южнокорейского лайнера в СССР (кажется, 1983 год).
3.3. Порядок влета, вылета, пребывания ВС на территории иностранного государства регулируется его внутренним законодательством.
3.4. Для бортов АОН по законодательству РФ НЕ СУЩЕСТВУЕТ определенного порядка, процедуры и законодательства, определяющего порядок получения (и саму необходимость) разрешения на вылет за рубеж, кроме общепринятых..
То ли небо открыто, то ли закрыто.. непонятно.. будем разбираться.. почему-то подобные идеи приходят в голову исключительно зимой, в нелетную погоду..

.
Для пояснения ситуации:
1. Если вы, обманув кого-нибудь, исхитрились по старой памяти вписать свой ВС в эксплуатант, который получил допуск к международным полетам, а ваше судно прошло экспертизу и признано (и внесено в список) годным к эксплуатации на МВЛ, у вас имеется допуск на МВЛ и English Prоficient в лицензии - вылететь за рубеж - дело пары часов и чуть денег. Через ЦПДУ ГА. Конкретно - около 3000 рублей.
2. Если вы просто готовы заплатить сумму от 2 до 5К долларов неустановленным лицам, то опять же, вылет вам разрешат, все документы будут получены (а уж как вас впишут и куда - волновать уже не должно), но этот путь извилист и неинтересен.
3. Если вы готовы лично дорваться до г-на Нерадько и получить разрешение (разовое) на пересечение границы - вас опять же выпустят.. Но это уж совсем пограничный случай.