Начальную стадию переобучения можно считать завершенной. В качестве некой "точки" - получен допуск на R-44 в пилотское (КВС), даже метеоминимум некий указан.
В качестве подарка-сувенира в ознаменование полетал вчера под присмотром L13. Говорить, что получил массу удовольствия - бесполезно. Не то слово. Ну дано человеку "овладеть вертолетом"... Периодически с заднего сиденья слышался неразборчивый мат Миши, особенно впечатлил вертолет, летящий с поступательной скоростью где-то миль в 40-50 так, при этом совершаюший обороты вокруг собственной оси за 3-4 секунды... После чего посадка на один полоз шасси уже была не столь впечатляющей.
Вынес ощущение того, что "загнать" R-44 в режим "вихревого кольца" можно, но нужно постараться. Еще было приятно осознать, что если не пытаться очень грубо нарушать РЛЭ и ограничения, прописанные там весьма внятно - R-44 вполне безопасная и приличная "машина". Прощающая некоторые ошибки, не прощающая излишнюю "лихость" без наличия соответствующих тому навыков. Даже странно упоминать, но чаще всего АП происходят не с курсанто-новичками, отлетавшие свой минимум в 50 часов и с дрожащими руками взлетающие в порывистый ветер для прохода по кругу - ни одного АП в такой ситуации не зарегистрировано (между прочим), а люди с налетом в 100-200 часов, уверовавшие, что СМУ, нижняя кромка в 50 метров, или приземление на мостик для купания, буксировка лодки за вертолетом или попытка пить пиво, курить и управлять вертолетом одновременно им доступно. Как вариант - небрежность в заходах, происходящая от мнимой уверенности в том, что "вертолет - это совсем просто".
Кстати, впервые видел R-44 с налетом около 1500 часов с совершенно чистыми и девственными температурными наклейками на всех без исключения важных узлах.

. Вот что значит - техника содержится в идеале

.
L13 огромное спасибо за показ 2-3 моментов, которые интуитивно понимались, но никогда не осваивались по причине отстутствия упоминания о подобном в обычных учебниках. Опыт, блин.. не пропьешь, однако. Безусловно, помимо этих самых 2-3 моментов, было много всего. Все же полчаса с инструктором такого уровня дают много, хотя бы по той причине, что приходит понимание поведения в околокритических режимах.
Осталось разобратсья с пониманием "воздушной подушки". По идее - это 3/4 диаметра винта, т.е. где-то около 7-8 метров. Но "ощущать" эту самую "подушку" я начинаю на метрах 3-4.. Или у меня что-то с ж...? Ну, откалибрована там неправильно...
Следующая дурацкая идея - загнать R-44 (при содействии опытного человека) в "вихревое кольцо", чтобы понять, что это вообще такое. Ну и выйти из него уж тогда.. А то столько слышал, ни разу не пробовал.. Без mast bumping все-же попробую обойтись. А то слыхал историю про немецкого инса, который после курсов Robinsona посадил еще 3 инсов и повез показывать им, как "правильно" бороться с этим.. До земли долетели все, безусловно.
Короче, на самом деле список очень большой.. всего даже и не упомню.. Учитывая, что изначально я скептически относился к R-44 в качестве "рабочей лошадки", теперь готов изменить свое мнение на не то, чтобы уж противоположное, но уверен, что при нормальных навыках и отсутствии желания "показать, как я могу" - машина безопасна, проста в управлении и вполне может справляться с повседневными задачами любого человека, который может себе ее позволить для целей, которые у него могут появиться.

. За исключением "глобальных".

.