Местные правила. Дословно.
«Что вы должны знать, если вы летаете в Южной Африке».
1. Если вы летаете в Ботсване, Мозамбике, Намибии, Замибии или Зимбабве и вы не знакомы с правилами - обязательно прослушайте в любом местном аэропорту краткий брифинг на эту тему. Учитывайте, что эти страны обширны и малонаселены, потеряться в них просто.
2. Всегда берите с собой столько топлива, сколько сумеете. Заправляйтесь каждый раз, когда это возможно.
3. Если вы летаете над малонаселенными территориями - всегда прихватывайте с собой 5 литров воды, еду, сигнальные огни. Или, если есть возможность - возьмите набор для выживания - мест для приземления много, а вот дождаться помощи в буше сложнее.
4. Минимальная высота пролета над национальными и природными парками - от 1500 футов от уровня земли.
5. Если вы прилетаете в лодж - убедитесь, что они знают о вашем прилете и встретят вас. Большинство аэродромов в национальных парках является местом выпаса скота, охоты хищников и активности животного мира. Будьте осторожны. Не выходите из самолета, если не уверены в своей безопасности. Ни в коем случае не идите пешком от аэродрома до лоджа самостоятельно, даже если вы его видите и туда ведет прямая тропинка. Дикие животные опасны!
6. В дополнение к обычным процедурам, предшествующим приземлению, обязательно осмотрите полосу и окрестности на предмет песка, грязи, трупов животных, иных препятствий. Также необходимо учитывать, что животные могут начать перебегать полосу в момент вашего приземления.
7. На неохраняемой полосе всегда надо обезопасить колеса, гидравлические шланги, заднее оперение у tailplane и запасное топливо (баки) от гиен. Эти грызут и жрут все. Лучший способ - собрать ветки с большими шипами и обложить защищаемые предметы. Главное потом - не забыть убрать эти шипы от колес перед взлетом.
8. Никогда не оставляйте ничего в салоне на время стоянки и всегда закрывайте его, лучше - зачехляйте. Наибольшую опасность представляют не местные жители, а бабуины. Ни в коем случае не кормите их, не пытайтесь прикоснуться к ним. Укусы бабуинов долго не заживают и вызывают гангрену. Тащат все, что незакреплено, могут отломать что-нибудь или испачкать дерьмом.
9. Всегда используйте фильтр при заправке в неизвестных местах от грязи и воды. Лучше всего подходит кусок замши - не пропускает воду, не говоря уже о грязи.
10. В Южной Африке часто сложно понять диспетчера - жуткий акцент и «broken English». Не стесняйтесь спросить, если что непонятно, даже несколько раз.
Кое-что в дополнение от меня - краткий словарь крылатых выражений, часто используемый во время общения и радиообмена в авиации (местной).
- Driver - оператор любой техники. Helicopter Driver - пилот вертолета. Официальный термин. Pilot - практически не применяется..
- U tap - «Тип вашего ВС?»
- Gdayh - фактически Go ahead, скрещенный с приветствием.
- Oop - деятельность. « You oop?» - «Лечу из .. в.., хочу на заправку, в круг бы мне..» - «На ваше усмотрение!».
- RW (Romeo Wiskey) - т.е. в печатном виде понятно, что это полоса (runway), но когда тебе говорят именно «Romeo Wiskey VUN VUN» - я тормозил прилично некоторое время..
- Ustax - это не Юстас вышел на связь, это вам поясняют, что приземляться (взлетать) надо не по полосе, а по taxi, параллельно.
Классический радиообмен - это когда ты каждый раз бубнишь «.. Cape Town App., helicopter ZS-RSU...» . По местным традициям во-первых достаточно 2-3 последних букв регистрации, во-вторых если уж тебе один раз ответили, больше не надо ни вызывать того, кто тебя интересует, ни даже обозначать себя старательно - 2 последних значащих букв достаточно.
Навигация.
Не смотрите то, что там написано на картах, особенно в картах SVFR Zone. Там даны точки, «рекомендованные для VFR traffic», которых никто не знает.. Ни вы, ни диспетчер. Посему либо вам дают сквок, либо просят, придерживаясь любого крупного ориентира (национальная дорога, побережье, гряда гор) доложить о выходе из зоны на удалении 10 миль. Больше диспетчера ничего не интересует. Даже в Cape Town International. Обязательно надо читать правила для каждого аэродрома. Там может быть такое понаписано.. Но это надо выполнять. Иначе вы просто не поймете, что от вас вообще хотят. Тем более, что чем мельче аэропорт, тем хуже диспетчер выговаривает желаемое. Часто поправляется (путая вас), мычит, путает номера RW и так далее. Часто вообще никто на частоте не отвечает по выходным и по вечерам с 17.00 и далее.. Читать - книжка и программа, ссылки приведены уже многажды.
Ночные полеты.
По валидированной лицензии полеты по NVFR ЗАПРЕЩЕНЫ! При том, что многие небольшие аэродромчики рассчитаны на 5-7 кликов на определенной частоте для включения освещения. Опять же, кто будет у вас проверять - какая именно лицензия у вас есть.. За 10 дней я ее так никому и не показал, собственно..
Частоты и правила.
Фактически, они уже приведены чуть выше, но есть еще некий общий принцип - тут не сильно морочатся с конкретным курсом полета, интересует лишь сторона света с определенной точностью.. можно даже называть EAST как SOUTH - без проблем.. Но в зависимости от того, в какой зоне вы находитесь - надо пользовать разные частоты. Поэтому если вас угораздило попасть в Йоханнесбург - там аж 4 зоны внутри SVFR зоны. C 4 частотам, соответственно. Но это только лишь для доклада. Зато приходится разбираться - так как сначала вы летите в зоне WEST, затем в зоне NORTH и так далее.. И должны использовать соответствующую частоту, которой нет в стандартной базе GPS и они не очень явно обозначены на картах, даже местных. А Jeppsen выпустил карты только для трех зон SVFR - всего же этих зон на страну около 10 - почти рядом с любым крупным аэропортом.
То же самое касается и Кейптауна, и Дурбана, и Порт Элизабет, и Кимберли.. Но там всего 2 зоны (ниже нижнего) - обычно WEST и EAST. Ну или соответственно. Так, например - частота VFR на высотах «ниже нижнего» по всей ЮАР - 124.8, частота SVFR Zone EAST Cape Town - 124.8, а частота SVFR Zone WEST Cape Town - 125.8. Т.е. с востока можно подлетать на одной и той же частоте, а вот после пересечения полосы Кейптауна - начинается уже WEST. В остальном - всем плевать - где вы, куда летите, что собираетесь делать.
Топливо.
Центральная и восточная часть страны - легко и просто. В крайнем случае распространены фирменные прицепы BP (их, кажется, выдают напрокат даже), в которые помещается до 1-2 тонн топлива. Специально под AVGAS. Пользуются для удаленных небольших аэдромчиков в качестве мобильной заправки. По звонку приезжают охотно..
Север и запад - сложнее. В большинство мест, обозначенных как «Заправка доступна», нужно звонить сильно заранее - за 1-2 рабочих дня минимум и спрашивать, уточнять, договариваться. В выходные и праздники в таких местах нет ничего. Все затихает, никто не будет добывать вам топливо в пятницу вечером с тем, чтобы заправить вас в субботу.
- Звоните в понедельник - во вторник можно прилетать! - стандартный ответ.
Пользоваться канистрами - стандартная практика среди местных. Воронки с наворотами в виде дренажа для воздуха, фильтрами, прокладками и подставками, чехлами - продаются в любом магазине для джиперов. Там же можно купить канистры. Так как тема кемпинга, offroad, escape и прочего сильно распространена среди местного населения - купить можно все, но с обеда субботы до понедельника опять же закрыто все наглухо.
Таможня и иммиграция.
Самый северо-западный порт - Upington. Остальные - не выпускают, хотя так было бы удобно через Аlexandr Bay.... Это место, через которое можно и нужно на вертолете попадать в Намибию - альтернатив нет - по топливу не дотянуть. На влет/вылет - возможны варианты - Keetmanshoop или Luderitz. В первом бензина НЕТ. Совсем. Посему канистры с собой и вперед, куда деваться.. Дозаправляться в International порту из канистр - МОЖНО.
Чаще всего в субботу и воскресенье, а также после заката - ни таможня, ни иммиграция не работает вообще. Можно сильно зависнуть.
Самый надежный способ решить все эти вопросы - каждый раз звонить, спрашивать ФИО, должность. В идеале -просить подтверждения (номер, факс, мыло - что-угодно). Иначе никто ни за что не отвечает (никто и не напрягается особо).
Флайт-план
Можно подать по телефону, по радио, по факсу, - любым способом. Нужен, если вы летаете из CTR в СTR и для пересечения границ. В остальных случаях - по желанию. Письменных не подает никто и никогда, только для международных перелетов. Фактически, подачей флайт-плана считается диалог с TOWER в стиле:
- Вертолет, 2 человека на борту, готов к взлету, назначение - ZZZZ .
- Endurance?
- 3 часа.
Все.
Локальные запреты: нельзя категорически летать низко над страусиными фермами. Страусы сильно пугаются и ломятся в забор, где и гибнут. Массово. Соответственно, фермеры ОЧЕНЬ недовольны. По местным правилам, если я вижу кого-угодно на моей территории - я его могу пристрелить.
Можно летать над деревнями - все радуются и машут руками.
В большинстве стран Африки 1-5-10- долларовая взятка - это ЕСТЕСТВЕННО. Люди, собственно, ради этого и идут работать. Часто. Посему, небольшие чаевые всегда могут сильно изменить ситуацию.
Так, например, виза Мозамбика раньше ставилась с большими сложностями и сильно заранее. Но 5 долларов, вложенные в паспорт, позволяли получить ее прямо на границе за 10 минут и 20 долларов. Виза Анголы - без штампа в паспорт - 10 долларов, со штампом - 15-20. Прямо на границе. К этому надо относиться с пониманием. Куда деваться. Непосредственно в ЮАР не распространено, но тоже может встречаться на границах страны. У цветного населения. Способ борьбы и вообще, придание СОЛИДНОСТИ самому себе (чтобы взяток просили поменьше) - «ОДЕНЬТЕ НА СЕБЯ ВСЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ, РУБАШКУ, КОМБИНЕЗОН, ВСЕ ЗНАЧКИ, НАШИВКИ» - вы должны выглядеть СОЛИДНЫМ человеком.. Теперь я понял, откуда эта страсть к «обозначению себя».

. Все мы все же родом из Африки..
Чуть окрестных видов. Кейптаун. Ну, в принципе, все места Мише должны быть знакомы

.