Как человек имеющий допуск на 3 легких и особо-легких джета (Eclipe, Citation Mustang & Citation Jet), хотелось бы выразить свое пилотское мнение об этих самолетах.
- Eclipse Jet на пероне
Eclipse был сделан пилотами для пилотов, в нем реализована концепция реальной, полностью интегрированной "стеклянной кабины", автоматизированны многие функции, которые раздражают в других самолетах и убрана масса лишних переключателей и АЗС. Пилотское место сделано просторным и комфортным, а занимающий пространство штурвал заменен удобной ручкой.
- Ручка Eclipse Jet
- Штурвал Mustang
На счет переключателей. Не могу понять почему, даже в новых разработках, таких как Citation Mustang до сих пор присутствуют старые "военные" тумберы, разбросанные по всей кабине. В больших реактивных самолетах или маленьких поршневых самолетах их уже давно нет (они заменены на кнопки-лампы или переключатели клавишного типа). В Eclipse системы максимально автоматизированны. Вам не придется включать или выключать АНО или выставлять превышение аэродрома, а также выключать авионику перед запуском. В Eclipse переключателей примерно столько же, как в поршневом самолете и это учитывая, что систем там гораздо больше (система герметизации, противообледенения). На фото ниже ВСЕ переключатели, которые Вы найдете в кабине.
- Essential switch panel
- Central
А теперь Mustang
- Mustang Left
- Mustang center
- Mustang Right
У Eclipse Jet всего 10 механических тепловых предохранителей (circuit breaker), в то время как у остальных легких бизнес джетов их по две панели. Все остальные предохранители у Eclipse электронные и управляются через MFD.
Приятно, что можно увидеть схему любой системы на синоптической странице на MFD, так как это можно сделать на большом джете. Насколько я знаю, такая возможность также реализована на Embraer Phenom, на других легких джетах я такого не встречал. Причем синоптическую страницу можно вывести как на правую так и на левую часть MFD в комбинации с другой системой или любой другой страницей (iFMS, карта, схема захода итд).
- MFD with fuel system synoptic
Но все не заканчивается на внешних отличиях. Внутри все тоже очень продуманно. Например при запуске авионика автоматически изолируется от всей остальной электросистемы, поэтому авионику не приходится выключать, а потом заново выставлять скорости, высоты итд. Центровку самолета можно считать при помощи iFMS с удобно расположенной убирающиеся клавиатурой. При изменении любого параметра (высоты, скорости, курса, давления) этот параметр увеличивается "наплывом" на PFD, таким образом Вы всегда в курсе что вы меняете и за какую ручку схватились.
Эти плюсы со временем все больше и больше уважаешь, особенно учитывая, что летаешь один (single pilot) на серьезных реактивных скоростях в сложных метеоусловиях. Именно они делают Eclipse по настоящему инновационным революционным самолетом. Это не доработанный старый самолет - это до мозга костей новый продукт, воплощенный широко мыслящими людми.
Я не буду вдаваться в сравнение технических характеристик или расхода топлива (объективные параметры вы можете найти здесь
http://www.eclipseaero.ru/eclipse-550/c ... lanes.html ).